По оценкам как российских, так и американских специалистов, феномен логистики в настоящее время можно сравнить только с темпами развития кибернетики в 50-х годах.
Так, согласно исследованиям более двухсот компаний, проведенным Университетом штата Огайо (США):
* 100% обследованных компаний считают логистику более прогрессивным методом управления; 70% компаний имеют централизованный аппарат (полностью или частично) по проблемам логистики;
* основные факторы, по мнению опрошенных, позволяющие укрепить позиции на рынке: сокращение издержек - 17%; улучшение сервисного обслуживания клиентов - 16; использование логистики в глобальных масштабах - 10; расширение производства - 8%.
Сегодня цена и качество как главные критерии продвижения товаров на рынок зависят уже не только от характера производства, но и от оптимальной организации управления всей совокупностью потоков, связанных со снабжением, транспортировкой, складированием и доставкой изготовленной продукции заказчикам.
Логистика - важнейший инструмент реализации стратегических целей компании.
В промышленно-развитых странах 20% и более валового внутреннего продукта приходится на издержки, связанные с товародвижением. При этом в структуре таких расходов на издержки по созданию и поддержанию запасов сырья и полуфабрикатов, готовой продукции приходится порядка 44%, на складирование и экспедирование - 16, магистральные и технологические перевозки грузов - 23 и 9%. Оставшиеся 8% - на расходы по обеспечению сбыта готовой продукции.
В западных странах примерно 90-95% времени движения товара от первичного источника сырья и материалов до конечного потребителя приходится на его прохождение по различным каналам материально-технического обеспечения, дистрибьюции, а также на транспортировку, складирование, сервисное обслуживание. Производство товаров занимает лишь 5-10% суммарного времени. Аналогичные издержки у нас не ниже, а гораздо выше, чем за рубежом.
Главная цель логистики - обеспечение наивысшего уровня исполнения заказов.
В договорах и контрактах, заключенных между западноевропейскими фирмами, заказчики предъявляют жесткие требования к условиям производства и поставкам продукции с гарантией их безусловного исполнения поставщиком. Выполнять такого рода "капризные" требования клиентов может позволить себе коммерческая структура, обладающая адекватным логистическим потенциалом, способная осуществлять любые поставки в нужное место, в нужное время, в нужном количестве и ассортименте, нужного качества и с приемлемой для потребителей ценой.
Сокращение транспортных и складских расходов, снижение потерь продукции, увязка оперативных и финансовых показателей работы предприятия - первоочередные объекты внимания логистики.
Востребованность логистики органически связана с интенсивной информатизацией общества и становлением сетевой экономики. В ней организация и планирование производства подчиняются сетевым структурным принципам и приводят к созданию и развитию электронных интернет-технологий (Wеb-технологий). Логистика в электронной коммерции превращается в первостепенный фактор конкурентоспособности. Гибкость поставок формирует новый облик компании и ее конкурентный рейтинг.
Уже сегодня большинство отечественных предприятий рассчитывают на существенное повышение эффективности производства за счет использования значительных резервов, выявленных с помощью логистических систем. Согласно многочисленным исследованиям снижение общих издержек на 6-10% и одновременно улучшение качества обслуживания (удовлетворения потребности) клиентов - не утопия, а реальность сегодняшнего дня.
ДМИТРИЙ НОВИКОВ, д. э. н., профессор,
ИНГА ПРОЦЕНКО, к. э. н., доцент, эксперты "ЭГ"