России из-за рубежа давно пеняют на низкий уровень логистического сервиса, что переключает значительную часть евроазиатского транзита на обходные маршруты. Особенно это актуально для Северо-Западного федерального округа, что отмечалось, в частности, и на мартовском совещании, прошедшем под эгидой Координационного совета по транспорту и логистике "Ассоциации Северо-Запад", и на июньской конференции Freight-2004 (Петербург)...
О пользе логистики в Петербурге рассуждают едва ли не с 1998 года. Однако только в последние годы ряд транспортных операторов взялся строить новые транспортно-логистические комплексы со складским хозяйством мирового уровня. В числе первых созданы такие комплексы ЗАО "Балтийские транспортные системы", компанией "Экспомаркет" (территория "Кировского завода").
А самыми перспективными зонами для развития логистических услуг в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга считают "Предпортовую" и "Шушары". Кстати, именно в районе станции Предпортовой компания "Евросиб" размещает новый логистический терминал площадью 9 га.
Заявлено еще о ряде подобных проектов. Например, компания "Инкотек" создает свой логистический комплекс площадью 24,6 га и стоимостью свыше $30 млн на ул. Кубинской.
Терминал, который намеревается построить компания "Руст", оценивается в $5 млн, и ООО "Евро-Алко" - в $2 млн. Недавно в ОАО "Промышленно-строительный банк" заявили о строительстве складского комплекса на Выборгском шоссе стоимостью $7-$8 млн по заказу ЗАО "Шенкер" (дочерняя фирма концерна Schenker Deutschland AG).
Часть этих объектов намечено ввести в строй в 2005 году. Кроме того, финская компания Containerships предполагает разместить свой логистический складской комплекс в Кронштадте в рамках планов по расширению контролируемого ей контейнерного терминала "Моби Дик", а в правительстве Петербурга намерены выделить территории под транспортно-логистические зоны вдоль кольцевой автодороги.
Не собираются сидеть сложа руки и в ОАО "СМП": с 2003 года в управлении эксплуатации флота судоходной компании появилось подразделение, которое занялось мультимодальными перевозками. Оно стало приносить доход практически сразу после создания, и теперь предстоит развитие системы логистического сервиса...
В дальнейшем проекты, порожденные частным бизнесом, намечено состыковать с единой информационной сетью транспортного комплекса РФ, которую в ОАО "РЖД" предлагают создать на основе своей информационно-логистической сети. В Правительстве РФ выдвинута идея создания межведомственного логистического центра (МЛЦ), куда могут войти соответствующие системы российских железнодорожников и других видов транспорта, "МорцентрТЭКа", таможенного контроля, Госсанэпиднадзора, органов стандартизации, метрологии и сертификации, а также сетей, созданных предпринимателями.
Ожидается, что МЛЦ поможет обобщить передовой опыт развития логистических центров в России для привлечения в этот бизнес дополнительных инвесторов, увеличит интенсивность использования транспортных коммуникаций, создаст условия для сокращения доли транспортных издержек в цене экспортной продукции, привлечет дополнительные грузопотоки к международным транспортным коридорам (МТК), которые проложены по территории РФ.
Предполагается также, что создание благоприятных условий для развития логистического сервиса РФ благотворно отразится на обороноспособности и экономической безопасности страны. Запланирован и определенный социальный эффект: логистика должна стимулировать развитие телекоммуникационных услуг для населения территорий, прилегающих к МТК.
Впрочем, российские бизнесмены в последнее время активно вкладывают средства и в зарубежный транспортно-логистический сервис. В частности, петербургские предприниматели Андрей Катков (совладелец банка "Россия", холдинговой компании "Кинэкс", ООО "Пеноплэкс", ООО "Линк Ойл") и Евгений Малов, также являющийся учредителем ряда компаний, вошли в состав совета директоров строящегося в Эстонии порта Sillamae Sadam.
Заметим, что они оба - акционеры ООО "Линк Ойл", занимающегося железнодорожными перевозками нефти из ООО "Киришинефтеоргсинтез" в Эстонию. Так что идея развития национального логистического сервиса с геополитическим уклоном может оказаться делом в лучшем случае весьма отдаленной перспективы.