РОЗНИЧНЫЙ "КАРМАН РОССИИ"

Приезд московских гостей, похоже, обозначил конфликт между большими деньгами, вкладываемыми в строительство современных торговых центров, и пустыми кошельками большинства нижегородцев. Москвичам, конечно же, хотелось бы к нам, но...

Выездная сессия программы "Food&Retail Direct" с участием топ-менеджмента российского рынка FMCG (товаров повседневного спроса), его нижегородских игроков, а также аналитиков финансового сектора России состоялась в минувшее воскресенье в Нижнем. Организатор мероприятия - московская компания BBPG. По данным специалиста Центра стратегических разработок РФ Олега Фомичева, налоговые отчисления розничных торговых сетей России и ресторанного бизнеса стремятся сравняться с налоговыми отчислениями от топливно-энергетического комплекса - по сути, того, что держит экономику страны на плаву.

Лидеры торговли рассматривают Приволжский округ как один из наиболее перспективных для инвестирования и расширения своей деятельности.

Потому и приехали в наш город топ-менеджеры самых известных торговых сетей России: Виталий Подольский ("Перекресток"), Андрей Маслов и Геннадий Николаев ("Седьмой континент"), Алексей Закревский ("Патерсон"), Кшиштоф Копала ("Мосмарт"), Дмитрий Потапенко ("Пятерочка").

Компанию им составили аналитики и эксперты финансового сектора: Мария Ванифатова ("Бизнес Аналитика"), Александр Григорьев (инвестиционная группа "АТОН"), Михаил Трейвиш (Национальная факторинговая компания "УралСиб - Никойл", Александр Идрисов и Сергей Чумак ("Проинвест"), Берндт Халлир (директор Европейского института торговли), Вячеслав Журавов (APL Group).

Нижний на торговой VIР-тусовке представляли розничные сети "Национальный торговый альянс", "Райцентр", торговый дом "Народный", "Сигарная компания "Грандос", некоммерческое партнерство "Союз магазинов".

Тему разговора сформулировали так: "Вопросы развития современных форматов розничной торговли и ресторанов в поволжском регионе. Координация действий операторов рынка и власти".

Торговый портрет региона в интерьере страны

А что, собственно, представляет собой Приволжский федеральный округ в контексте означенной темы?

Он находится на втором месте по численности торговых точек в стране.

Как обстоит дело с обеспеченностью торговыми площадями? В среднем по России она составляет 82 кв. м на тысячу человек. Но Приволжский округ находится на более низком уровне: здесь всего 75 кв. м на тысячу человек.

Оказывается, в Приволжском округе выше доля магазинов и ниже доля киосков. В Нижнем Новгороде исторически выше доля павильонов: почти 38%.

Площадь супермаркета в других крупных городах составляет около 580 кв. м, а в Приволжском - порядка 500.

В России в целом каждая четвертая торговая точка работает круглосуточно. В Приволжском округе показатель несколько ниже: 21%.

Что касается доли сетевых структур (объединение больше пяти торговых точек), то в среднем их доля в рознице поволжского региона чуть выше, чем по России: 16%. В среднем по России она составляет 13, 5%.

Как на фоне общероссийских 40 000 выглядят 9000 мест нашего общественного питания?

Если общероссийская обеспеченность этими точками составляет около 0, 57 на тысячу человек, то наш Нижний приближается к городу-лидеру Санкт-Петербургу, в котором этот показатель 0, 78.

Однако если мы будем сравнивать структуру общепита в поволжском регионе и в России в целом, то увидим существенную разницу: в Поволжье почти половину занимают дешевые форматы. Закусочных в Нижнем, к примеру, значительно больше, чем где-либо в России.

И если бы в один гипотетический день все население Приволжского федерального округа решило себя побаловать визитом в ресторан, то сидеть пришлось бы намного плотнее, чем в других округах России.

Спасибо независимым экспертам исследовательской фирмы "Бизнес Аналитика", взглянувшим на регион с высоты птичьего полета. Но какими мы показались московским гостям при более близком, визуальном знакомстве?

Вам развиваться и развиваться!

Сразу же по приезде в Нижний гостям предложили ознакомиться с флагманами нижегородской розничной торговли. Два экскурсионных автобуса повезли "топов" по маршрутам: "Гипермаркет "ХХI век", супермаркет "Эконта", торговый центр "Этажи" (на ул. Белинского) и "Эконта" (на Сормовском повороте) плюс торговый центр "Шоколад".

Как детально изучали гости предложенные объекты! Их интересовали размеры торговых площадей и количество ассортиментных позиций. Как происходит заказ товара и сколько человек работает в зале. Велик ли склад при магазине и в течение какого времени выполняется заказ. Какое количество чеков пробивается в течение дня в кассе, и какова средняя стоимость.

А вот их впечатления от посещения одного из магазинов на нашей торговой улице Белинского не были радужными.

Кшиштоф Копала приехал из Польши открывать в Москве сеть гипермаркетов "Мосмарт": "Я увидел в продуктовом отделе, что у молочных продуктов очень маленькая ротация и небольшой ассортимент. Очевидно, потому что эта продукция плохо продается. Не хватает сезонных товаров.

Внизу есть промышленный "мертвый" отдел. Может быть, нужно поменять его этажами с продуктовым? Потому что площади стоят дорого, а магазины открываются для того, чтобы зарабатывать деньги".

Согласился с коллегой советник генерального директора розничной сети "Копейка" Андрей Николаевский: "Посмотрел подсобку и помещение, где фасуют товар. Нужно разделить мясо и рыбу - в Москве по этому поводу сразу бы возникли проблемы с санэпиднадзором. Следует обратить внимание на качество фасовки: отсутствует герметизация упаковки".

Перешли через дорогу. В винном отделе магазина "Эконта" генеральный директор компании "Castel Malesan" Петр Свиридов сообщил новость рынка. В Подмосковье строится завод по розливу французских вин. На наших столах вскоре появятся французские столовые красные и белые вина "Cambras", которые на полках будут стоить 100 рублей.

Выйдя из "Этажей", вновь услышала критику - на этот раз из уст управляющего московской сетью сбыта магазинов "Пятерочка": "В Нижнем отсутствует культура торговли. Ошибки происходят из-за отсутствия конкуренции и слишком большого количества денег.

Конкуренция - это когда стоит "Пятерочка", а рядом стена в стену "Бин", а там стоит "Рамстор". Когда у вас будут "Спар", а рядом "Перекресток" и тут же "Рамстор" с "Седьмым континентом" - это будет конкуренция. В Нижнем - непаханое поле из-за того, что недвижимость дороже, чем в Москве: переоценена инвестиционная привлекательность города".

Проблема не в торговле, а в пустых карманах горожан?

Анализировалось, какие технологии управления розничными предприятиями могут найти применение в регионе. Каковы перспективы консолидации отрасли. Как выглядит наиболее перспективная с точки зрения внешнего инвестора компания.

Опять отличилась "Пятерочка", устами Дмитрия Потапенко заявившая: "Приобретается провинциальная торговая сеть, и ликвидации подлежит все, за исключением стен. Ибо ни технологии управления, ни менеджмент, ни логистика не пригодны для столичных операторов".

Но директор Европейского института торговли Берндт Халлир был более оптимистичен. Его, в частности, впечатлил торговый центр "Этажи": "Эконта" прекрасно организована. И в будущем может разрастись до 20-30 супермаркетов. Но, может быть, формат "Этажей" лет на пять опередил свое время на вашем рынке? По причине низкой покупательской способности население ему не соответствует. Меня не смутило отсутствие покупателей в торговых залах. Но, может быть, стоит подумать о чартерных рейсах из Москвы, к примеру для японцев. Они очень мобильно передвигаются по свету, и у них много денег".

Первые впечатления грандов московской торговли понятны. А к каким выводам пришла принимающая нижегородская сторона? Об этом в следующем номере.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости