Ежегодно в Москве вводится более 500 новых магазинов, ресторанов, кафе и других предприятий торговли и сервиса. Но магазинов шаговой доступности все еще не хватает. В Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы готовится программа развития в столице сети предприятий торговли и услуг пешеходной доступности. Программа долгосрочная, рассчитана она на 2004 * 2008 годы. О ней разговор нашего корреспондента с заместителем руководителя Департамента потребительского рынка и услуг, заслуженным экономистом Российской Федерации, доктором экономических наук Светланой КОРОЛЕВОЙ.
- Как известно, Светлана Ивановна, одной из главных на сегодня для городских властей проблем остаются борьба с бедностью и с нарушением привычной инфраструктуры торговли товарами повседневного спроса. Вернутся ли в жилые кварталы булочные, молочные и прочие магазины, до которых смогут дойти пешком даже пожилые и не очень здоровые люди?
- Сейчас реализуется масштабный проект по созданию сети магазинов по соседству, или, как их еще называют, шаговой доступности. Имеются в виду небольшие магазины площадью 300 -. 500 кв. метров с числом работающих до 30 человек в 5 - 7 минутах ходьбы от дома. Главным в решении этой проблемы является то, что мы осуществляем системный подход, который позволяет решать целый комплекс взаимосвязанных задач. Летом 2002 года было принято постановление правительства Москвы "О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве". В 2003 году вышло постановление "О создании межрегиональной товаропроводящей системы "Московские контракты". Сейчас готовится проект постановления "О создании предприятий шаговой доступности и развитии конкурентной среды". К этой работе мы привлекли специалистов НИиПИ Генплана Москвы, Университета экономики и торговли, академий им. Плеханова, бытового обслуживания и ряда других организаций. Сейчас проводится детальный анализ размещения таких магазинов, их востребованности в каждом районе.
- Множество недорогих в непосредственной близости от дома магазинов - это прекрасно! Но в последнее время все чаще приходится слышать возражения, что магазины по соседству не могут быть дешевыми. Нельзя, утверждают оппоненты, получить сразу все: купить быстро и в то же время недорого.
- В условиях, когда небольшие магазины площадью до 400 кв. метров работают примерно с 300 поставщиками, сделать это конечно же невозможно. Они никогда не смогут конкурировать с крупными торговыми сетями, которые имеют постоянные прямые контракты с производителями, собственные склады и распределительные центры. У малых предприятий ни своих складских помещений, ни постоянных поставщиков нет. В результате крупные торговые сети могут позволить себе держать уровень цен почти на 30 процентов ниже, чем небольшие магазины. В этом, как говорится, весь секрет.
- И где же выход?
- Выход - в скорейшем налаживании работы товаропроизводящей системы "Московские контракты" с использованием механизмов биржевой торговли и банковских расчетно -клиринговых центров. В этой схеме предусмотрена цепочка участников: региональный производитель - биржа - оптово-распределительный центр - банк и конечное звено - небольшой магазин. Суть проекта заключается в том, чтобы убрать посредников между региональным производителем и торговым предприятием. Сегодня малые предприятия (а их среди торговых организаций, большинство) не имеют прямых контактов с регионами. Они не могут закупить большую партию товара, так как им его просто-напросто негде хранить, да и реализовать его быстро в силу объективных причин они тоже не смогут. Нет у них для таких закупок и необходимых средств. Ну а в результате уровень "накрутки" на некоторые товары при посредниках может составлять до 600 процентов. За все это, разумеется, в результате расплачивается московский покупатель.
Наша система предлагает отлаженный механизм расчетов, специально разработанный Банком Москвы. Уже несколько членов Ассоциации российских банков изъявили желание работать по схемам "Московских контрактов". Речь идет о краткосрочных кредитах, когда деньги оборачиваются очень быстро.
При разработке проекта учитывалось, что одним из условий участия в конкурсе на выделение помещений или получение участка под строительство магазина в городе станет требование назвать своего поставщика. Тот, кто своевременно заключил соглашение с оптовиком, будет иметь преимущество перед тем, кто закупает товары на контейнерных рынках. Ну а лучше всего, если несколько небольших торговых точек объединятся и заключат договор с оптовым центром, который в этом случае сможет недорого закупить большую партию товара или даже всю производственную программу у производителя.
Наши исследования показали, что сегодня в городе работают 40 тысяч посреднических структур. В результате конечную цену товара формируют как минимум семь посредников. Зачастую они вообще ничего не делают, просто переписывают счета. И вот за это мы и платим в магазинах и на рынках.
- Получается, что причины очень дорогой жизни в столице давно известны, но дешевле она не становится. В чем же сложности реализации намечаемых Департаментом потребительского рынка и услуг мер?
- Оказалось непросто свести воедино оптовиков и розничную торговлю. Тринадцать лет назад за прилавки пришли бывшие военные, представители военно-промышленного комплекса, учителя, врачи, люди других далеких от торговли профессий. За эти годы они многому научились. Но ситуация меняется, меняются приоритеты. В Москву пришли мощные сетевые структуры, и если представители малого бизнеса вовремя не прочувствуют это, они не выживут в конкурентной среде. Мы проводим встречи с руководителями торговых предприятий, разъясняем им необходимость получать товар с единого распределительного центра. "Если вы, - говорим мы им, - будете закупать товар по старинке маленькими партиями, что значительно дороже, плюс транспортные расходы, то прогорите. И не надо надувать щеки и говорить, что мы, мол, будем конкурировать с сетевыми структурами. Мы, специалисты, открыто заявляем: никакие вы им не конкуренты".
- Слушают?
- Если бы. На эти встречи из магазинов делегируют, как правило, людей мало компетентных либо тех, кто вообще ничего не решает. Пока владельцы торговых точек выжидают, предпочитая закупать товар, где придется. Чаще всего - на рынках. При этом каждая такая лавочка по ассортименту пытается скопировать супермаркет. На полках по 700 наименований товара. Оборачиваемость его низкая. Вы обращали внимание, какая там колбаса? Украинская, зелененькая уже, вся покрыта мхом. Меня как покупателя такая торговля не устраивает. Я лучше поеду в любой крупный сетевой магазин и куплю все, что необходимо.
На опытном в этом отношении Западе маленькие торговые предприятия работают по-другому. Мне доводилось бывать в Чехии, Испании, Италии и Англии. Там они работают так: до обеда продал свежее мясо - и все. Товаропроизводитель везет ему свой товар прямо в магазин. Все свежее, зелень прямо с грядки. Если у меня на улице будет 10 магазинов разного профиля, то я практически зайду в каждый купить хлеба, молока, сыра, меду. Вот буквально минуту назад мне звонил предприниматель из Курской области. Говорит, у него своя маслобойня. Да если ему обеспечить рынок сбыта, он расширит свое производство, холодильное оборудование купит. Многие сейчас научились хорошие сыры делать, не отличишь от заморских. И не знают, куда их деть. А тут на 100 квадратных метрах лежит одна головка сыра... Да возьмите вы разных сыров, и очень скоро все будут знать, что в вашем магазине продают сыры. К вам пойдут покупатели отовсюду. Не надо превращать свою лавочку в подобие супермаркета. В каждом районе должны быть магазины, где можно было бы купить, к примеру, пуговицы, нитки, иголки и другую галантерею. Сейчас таких магазинов в городе не найдешь. Недавно в Митине увидела магазин "Пряжа" и была приятно удивлена. Ну конечно же он будет востребован. В каждом районе люди должны знать, где можно купить тот или иной товар. А то вот я, к примеру, сейчас не знаю, где в Центральном округе можно по приемлемой цене купить колготки или носки.
- В переходе, наверное...
- Но это ведь не дело.
- Может быть, владельцы небольших магазинов боятся потерять свою экономическую самостоятельность?
- Никто не собирается лишать их этой самостоятельности, никто не посягает на их расчетный счет. А смущает их скорее всего тот факт, что при закупке товара у одного поставщика сразу станет виден реальный оборот. Малый бизнес до сих пор предпочитает работать в тени, уходить от налогов. К примеру, прошлый год чуть больше половины малых предприятий Москвы завершили с прибылью. Остальные, по представленной отчетности, работали себе в убыток, но почему-то не разорились. Ясно ведь, что многие из них скрывают свои доходы. А это путь тупиковый, пора подумать о завтрашнем дне, о конкуренции. Уже с 2004 по 2006 год число дисконтных магазинов и магазинов эконом-класса возрастет в столице в четыре раза и составит 10 - 11 процентов от общего количества продовольственных магазинов в городе. Как показал эксперимент в Южном административном округе, эффективность вложения в сеть удобных магазинов, расположенных в зоне шаговой доступности, сравнима с вложениями в супермаркеты за счет высокой оборачиваемости товаров. Показателем инвестиционной привлекательности этого сектора розничной торговли является и то, что им заинтересовались крупные сетевые компании. Так, "Седьмой континент" создает сеть из 15 таких магазинов под общим названием "Семь шагов". Активизировались в этом направлении и служба "777" , семь магазинов "Копейка" , "Пятерочка" и многие другие. Одиночным магазинам, существующим на грани выживания, трудно будет выдержать конкуренцию с сетевыми структурами, если они не будут консолидироваться и закупать товар в едином распределительном центре.
- А такие центры уже есть в городе?
- Есть. О своем желании работать в проекте "Московские контракты" уже заявили Таганская, Краснопресненская, Гагаринская оптовые базы, компания "Айленд-маркет" и еще несколько оптовых предприятий. Как говорится, лиха беда начало. И все-таки сейчас нас на этом этапе создания товаропроводящей системы особо беспокоит не позиция предприятий потребительского рынка и услуг. На конечном этапе, когда программа уже заработает, у нас таких предприятий будет уже не менее 3810. Самая большая наша проблема - привлечение в систему "Московских контрактов" предприятий оптового звена. За годы реформ в городе была нарушена существовавшая прежде логистика товародвижения. Многие отраслевые объединения и базы, занимавшиеся оптовыми поставками в магазины, либо прекратили свое существование, либо перешли на положение рантье и сдают свои складские помещения в аренду. Это куда проще, чем, к примеру, работать с товаропроизводителями, закупать и хранить товары, проверять качество, сертификаты и т. д. Сейчас департамент организовал некоммерческое партнерство "Московские контракты". Пытаемся найти инвесторов на строительство новых оптово-распределительных центров. Без оптовиков нам будет очень трудно влиять на уровень цен.
- А как обстоит дело с поставщиками? Они готовы вести свои товары в столицу?
- Производителей товаров из регионов уговаривать не пришлось. Сразу же около 30 регионов России объявили о своем намерении участвовать в проекте. Среди них - Ростовская, Омская, Свердловская, Архангельская, Воронежская, области, Хабаровский, Приморский, Краснодарский края. И самое главное - им есть что предложить потребительскому рынку Москвы. На мой взгляд, многие региональные предприятия готовы составить серьезную конкуренцию крупным отечественным и зарубежным компаниям, утвердившимся за последние годы в столице. И мы должны помочь им в этом. Ведь конкуренция в торговле идет через качество товара и цены. А это как раз то, что больше всего заботит и руководство Департамента потребительского рынка и услуг, и рядового московского покупателя.