О чем болит голова председателя колхоза? Как и что посадить, — чем обрабатывать, где взять ГСМ, запчасти, как вовремя собрать урожай. И еще десятки проблем не выходят у него из головы днем и ночью. В большинстве регионов село на голодном пайке: предлагают брать кредиты, в среднем под 15 процентов годовых, а то и больше. Они выдаются под залог будущего урожая. А его ведь вырастить надо. Замкнутый круг получается — чтобы заткнуть все дыры, денег зачастую нужно гораздо больше, чем может позволить себе мелкое или среднее сельхозпредприятие. По данным Института экономики переходного периода, 60 процентов сельских хозяйств в нашей стране убыточны из-за низких урожаев.
Основной же проблемой сельхозпроизводителей остаются удобрения, которые зачастую непомерно дороги. Вместе с этим однодневная задержка удобрения почвы способна снизить урожайность некоторых культур до 20 процентов. Следовательно, потенциальная выручка фермера уменьшится минимум на одну пятую. А это прямой путь в долговую яму, особенно если фермер взял кредит. При этом речь идет лишь об одном дне задержки, в то время как некоторые хозяйства не могут приобрести необходимые удобрения неделями.
Выход из этой тяжелой ситуации, впрочем, существует: здесь существенную помощь работающим аграриям может оказать грамотное сотрудничество фермеров с производителями удобрений. Тем более что результативный пример подобных деловых отношений уже существует. Во всяком случае, большинство аналитиков именно так оценивают деятельность холдинга «Акрон» (Великий Новгород), который на протяжении многих лет занят производством минеральных удобрений.
В настоящее время эта компания сотрудничает с десятками областей Центрального, Центрально-Черноземного, Северо-Западного и Южного регионов, а также с Татарстаном и Поволжьем, вместе потребляющими более половины общероссийского производства минеральных удобрений. Из них в 22 регионах поставки новгородского предприятия обеспечивают от 50 до 100 процентов от общего объема потребления минеральных удобрений.
Примечательно, что при этом отпускные цены на удобрения для отечественного потребителя намного ниже экспортной стоимости. Получается, что «Акрон» дотирует российского сельхозпроизводителя: фермы, агрофирмы, бывшие колхозы и совхозы.
Несмотря на то, что подобная стратегия ведения бизнеса требует немалых капиталовложений, она вполне может быть рентабельной даже на внутреннем рынке. Нужны «лишь» многомиллионные инвестиции для снижения издержек и себестоимости продукции. Кроме того, разработанная специалистами компании долгосрочная программа поставок минеральных удобрений на российский рынок с каждым годом приносит все более ощутимые плоды. Год от года поставки увеличиваются в среднем на 30 процентов.
Специалисты знают, какую роль в конечном итоге играет грамотная логистика — она помогает сгладить количественные и структурные колебания рынка. Другими словами, удобрения поступают в нужное время и в необходимом количестве на региональные склады, а оттуда без задержек — на поля. Выдерживается задуманный агрономами технологический цикл, а это одна из гарантий высоких урожаев.
С момента основания внутренний рынок всегда являлся для «Акрона» приоритетным, особенно в период сельскохозяйственных работ. Стремясь к как можно более концентрированному и адресному подходу и располагая несколькими производствами внутри страны, компания сделала одно из них профильным в работе на внутреннем рынке. А что сейчас нужно для стремительного роста сельского хозяйства в России? Секрет прост: бизнес должен активно сотрудничать с регионами, развивая при этом местную инфраструктуру и принимая на себя издержки по ее содержанию. Ведь сельское хозяйство в России сродни курице, которая вполне может нести золотые яйца. А такую «птицу», как известно, убивать бессмысленно.
До недавнего времени более 60 процентов сельских хозяйств были убыточны, а 80 процентов имели просроченную кредиторскую задолженность. В прошлом году почти половину всей выручки в АПК давали всего 7 процентов хозяйств. Они же являлись основными потребителями минеральных удобрений и других материально-технических ресурсов.
Тем не менее усилиями отдельной компании, возглавляющей базовую для сельского хозяйства отрасль, масштаб проблем, накопившихся в АПК, наконец-то начинает уменьшаться. Активное взаимодействие предпринимателей с руководителями всех уровней, от министерства сельского хозяйства до председателей колхозов, уже приносит ощутимые плоды. Так что этот пример действующей рыночной экономики, включающей в себя в том числе и прямое субсидирование, может стать показательным для российского сельского хозяйства в целом.