Восемь лет назад в одной умной книжке было обещано, что Интернет навсегда преобразит жизнь людей и общества, освободив нас от рабства физических расстояний успешнее, чем до сих пор справлялся с такой задачей транспорт. Рынок при этом приблизится к той идеальной ситуации универсальности, о которой не осмеливался мечтать Адам Смит, признавая роль физических расстояний от покупателя до продавца в духе формулы про заморскую "телушку-полушку". Если вернуться мысленно на восемь лет назад, забыв обо всем случившемся за этот период, то невозможно не согласиться с автором умной книжки: действительно, возможности, которые открыл перед людьми Интернет, неизбежно должны были привести к грандиозному перераспределению многих ресурсов в мировом масштабе.
Начнем с офисов как рабочего места. Наниматель тратит на их аренду, оборудование, обслуживание и охрану внушительные средства, в условиях мегаполиса сопоставимые с расходами на оплату труда. Работник на ежедневные поездки из дома в офис и обратно тратит деньги и время (причем и те, и другие затраты со временем лишь возрастают: при росте населения и его доходов загруженность коммуникаций растет, а цена проезда на любом муниципальном транспорте с годами повышается по причинам скорее монопольного, чем топливного свойства). Совершенно естественно, что и нанимателю, и работнику выгодно использовать возможности удаленного доступа везде, где это допустимо, чтобы переносить рабочие места из служебных помещений в квартиры. Эта простая и понятная экономическая мотивация приводит к возникновению всемирной армии служащих-надомников, численность которой в середине 1990-х годов оценивалась в 8 миллионов человек во всем мире, а сегодня в одних только США трудятся 44 миллиона таких работников, в Восточной Европе - 2, 5 миллиона, в Великобритании - 2, 2 миллиона, в Австралии - миллион...
Другая тема, доступная прогнозированию, - влияние Интернета на розничную торговлю. Первая и самая заметная потребителю перемена участи - прозрачность розничных цен по любой позиции, от пачки сигарет до автомобиля. Ни для кого не секрет, что в розничную цену товара торговой точке свойственно закладывать все расходы, от аренды и зарплат продавцов до наружной рекламы и взяток СЭС. Поэтому цена пачки сигарет даже в двух соседних ларьках может различаться на 5-10 рублей, что же говорить о разнице между супермаркетом в Жуковке и люберецким сельпо. В доинтернетовской жизни супермаркет в Жуковке использовал преимущества географической микромонополии: там покупали не потому, что хорошо или дешево, а потому, что до конкурента было слишком далеко добираться. В Интернете все продавцы находятся от покупателя на одном и том же расстоянии, а скорость преодоления этого расстояния курьерской доставкой не сильно варьируется от магазина к магазину. Даже пресловутый "рубль-перевоз" теряет свою актуальность, если некий товар в американском интернет-магазине стоит на 400 долларов дешевле, чем в московском (обычный случай для дорогих фотокамер), а за курьерскую доставку заломили аж 50 у.е.
Классический российский интернет-магазин - это три студента в невзрачной комнатке, арендованной у какого-нибудь завода на окраине, пара телефонных линий и один веб-сайт со скриптом заказа, но даже без платежной системы (оплату принимает курьер по факту доставки товара). Ни тебе торговых залов по всей Москве, ни складских помещений, ни армии продавцов в фирменном обмундировании, ни кричащих билбордов в радиусе километра от каждой торговой точки. Соответственно, немалые расходы торговых сетей не переложены на плечи покупателя. При этом в справочных системах, специально созданных для сравнения цен (Price.Ru, Market.Yandex.Ru), лавочка трех студентов успешно конкурирует с мэйджорами столичной торговли: товары поступают с одних и тех же складов, и даже гарантия на них совершенно одинаковая. Кстати, это не означает, что в интернетовской торговле кустари-подпольщики могут или должны вытеснить крупные торговые сети: для мэй-джоров цена входа на виртуальный рынок еще ниже, чем для "бедных студентов". Перенося часть своих продаж в Интернет, торговые сети экономят на всей логистике физического обслуживания покупателей в точках продаж, а это самая дорогая часть их бизнеса. Неслучайно несколько крупных московских сетей, торгующих электроникой, скидки посетителям своих интернет-магазинов предоставляют прямо с порога.
А теперь оглядимся вокруг и спросим себя с немалым изумлением: куда же, братцы, делось все это необыкновенное счастье? Как могло такое произойти, что весь обещанный прогресс случился, а последствия его в повседневной жизни совершенно неощутимы? Почему не сокращается строительство офисов в городах, не падает загруженность городского транспорта, цены на коммерческую недвижимость в мегаполисах повышаются, а торговые центры растут, как на дрожжах? 2, 3 миллиона человек в одной Москве пользуются Интернетом для принятия потребительских решений, но при этом в городе - небывалый бум всех видов традиционных рекламоносителей, от газет бесплатных объявлений до толстых глянцевых журналов, от телеканалов до "наруж-ки"... И самый главный вопрос на засыпку. Все эти "телекомпьютеры", они же надомники, - передовики высокотехнологичного производства, сэкономившие благодаря отказу от офисной работы в среднем два часа разъездов за каждый будний день. Куда они дели все высвободившиеся таким способом миллиарды человеко-часов дневного времени?
Боюсь, у меня нет четкого и однозначного ответа на этот вопрос. Но есть один простой и неизбежный вывод: о наивности любых прогнозов про технологии, способные перевернуть мир и общество. Потому что люди - вооружи их хоть молотком, хоть суперпортативным органайзером - останутся все теми же людьми, с неизменным набором привычек, страстей и желаний. Главное, чтобы их квартирный вопрос не слишком испортил.