Руководство Пермской ГРЭС, признанное в РАО ЕЭС лучшей менеджерской командой, переводит управление своей компанией в ЕRР-систему. Свой опыт автоматизации бизнес-процессов пермяки рассчитывают распространить на весь энергетический холдинг. И в этом они не одиноки > Айван
Пермская ГРЭС - крупнейший производитель электроэнергии в Уральском регионе. Станция введена в промышленную эксплуатацию в 1986 году и представляет собой технологический уникум для России: многое из используемого здесь оборудования является образцовым по отрасли, или, как выражаются энергетики, головным. В частности, все три энергоблока Пермской ГРЭС оснащены цифровыми АСУТП (системами управления технологическими процессами) немецкого и финского производства. "На сегодняшний день уровень автоматизации технологических процессов у нас один из самых высоких в стране. Подобный - только на Северо-Западной ТЭЦ, но эта станция и „свежее" нашей: ее первый и пока единственный энергоблок введен в эксплуатацию на 10 лет позже нашего, и там была комплексная поставка технологического оборудования и систем автоматизации", - с гордостью замечает руководитель центра ИТ, заместитель финансового директора ОАО "Пермская ГРЭС" Сергей Дурновцев.
ОТ АСУ ТП К ERP
Долгое время приоритетным направлением автоматизации руководство Пермской ГРЭС считало технологический сектор. Ведь именно энергетическое оборудование дает основную продукцию - электроэнергию. А автоматизация бизнес-процессов осуществлялась по остаточному принципу: задачи решались по мере их появления и с минимальными затратами. Этот типичный для российских предприятий подход привел к столь же типичному результату: на ГРЭС появилось множество разнокалиберных информационных систем - от самописных до программ "1C" и работающего в бухгалтерии "Абакуса", решавших локальные бизнес-задачи. С увеличением их числа "островковая" автоматизация из "двигателя" для бизнеса превратилась в "балласт". Потребность в организации единого информационного пространства становилась все более насущной. "У нас набралась масса небольших систем, которые не имели между собой связей, - описывает знакомую многим его коллегам картину Сергей Дурновцев. - Но обмен данными все равно необходим, поэтому приходилось их вводить вручную и по несколько раз. А это дополнительная работа и неизбежные ошибки. Четыре года назад на заседании правления я, будучи тогда еще заместителем главного инженера по АСУ, заявил, что этот путь ведет нас к хаосу".
Инициативу внедрения единой информационной системы топ-менеджмент поддержал. "В сознании руководства начались определенные подвижки, - продолжает Сергей Дурновцев. - О том, что предприятию нужна единая информационная система, высказался генеральный директор. За это же ратовали и новые менеджеры, пришедшие в компанию, в частности финансовый директор Владимир Карлинский". Поиск подходящего решения начался с рассмотрения продуктов SAP R/3 и BAAN, но остановились на пакете приложений Oracle e-Business Suite. "Мы поняли, что пакет Oracle подходит нам больше всего, - объясняет Сергей Дурновцев. - Это даже хорошо, что мы не спешили с внедрением ERP и прошли через этап „островковой" автоматизации. За это время бизнес сильно вырос, а для „продвинутого" бизнеса и система нужна „продвинутая". Если же бизнес находится на уровне „свести бухгалтерский баланс и отчитаться по налогам", той „1C" достаточно".
ПОЛИТИКУ ДЕЛАЕТ ХОЛДИНГ
Определившись с выбором информационной системы, менеджмент Пермской ГРЭС столкнулся с необходимостью соблюдать корпоративные правила. А эти правила требовали проведения конкурса, в котором должны участвовать несколько вендоров (в данном случае Oracle и SAP) и не менее трех подрядчиков с каждой стороны. "Я знаю, - горячится Дурновцев, - что эти системы примерно одинакового уровня. И вряд ли найдется такой консультант, который в этой мешанине сможет логично и по ранжиру проанализировать технико-коммерческие предложения и определить наиболее выгодное из них". Но вскоре помощь пришла "сверху" - из РАО "ЕЭС России" (Пермская ГРЭС - 100-процентная дочерняя структура РАО). Весной 2002 года топ-менеджеры РАО ЕЭС и Oracle подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. В нем, в частности, говорилось о том, что в структурах РАО ЕЭС будет внедряться "оракловский" пакет. Это помогло Oracle выиграть конкурс по Пермской ГРЭС. В качестве консультантов вендор предложил трех своих партнеров. Победителем стала компания "Борлас".
По словам Сергея Дурновцева, Oracle для Пермской ГРЭС - продукт дорогой. "Но если мы сможем сделать типовое решение, которое потом будет тиражироваться в других структурах РАО ЕЭС, то проект окажется выгодным, - говорит он. - Ведь стоимость софта в разы меньше стоимости внедрения. Достаточно один раз потратить деньги на внедрение, а потом просто покупать лицензии на ПО". Не афишируя особо свои планы на "тираж", на Пермской ГРЭС приступили к разработке типового решения - и сразу столкнулись с проблемой. Консультанты, как правило, настаивают на том, чтобы ключевой персонал полностью концентрировался на внедрении системы, но такой роскоши пермские энергетики позволить себе не могли. Корпоративные нормы требуют постоянной оптимизации численности сотрудников, поскольку один из основных показателей эффективности работы станции - количество персонала на мегаватт электроэнергии. Поэтому всем ключевым бизнес-пользователям системы пришлось "сидеть на двух стульях": выполнять свои основные обязанности и одновременно заниматься проектом. Работать им приходилось вечерами и даже по выходным. Но мотивация у людей была, и график, вопреки сомнениям ИТ-директора, сорван не был. Немаловажно и то, что еще до начала проекта на Пермской ГРЭС был выполнен другой проект - по описанию и оптимизации бизнес-процессов. С помощью компании "Логика бизнеса" те процессы, которые энергетики хотели автоматизировать, были описаны в системе ARIS. Кроме того, с самого начала энергетики решили не заниматься "глубинной" настройкой софта Oracle, не менять ничего в программных кодах. По словам Сергея Дурновцева, из предлагаемых системой вариантов они смогли выбрать такие, которые подходили к корпоративным правилам и бизнес-процессам. Это тоже помогло уложиться в плановый срок.
ГОРЯЧАЯ ЗАМЕНА
Проект по Oracle был разбит на три этапа - на единовременное полномасштабное внедрение у Пермской ГРЭС не хватает ресурсов: ни людских, ни финансовых. Вопрос, с чего начать, решился сам собой. Станции срочно потребовалась система бюджетирования - опять же с подачи холдинга. "РАО ЕЭС выставила такие требования по прогнозам, что мы поняли: если у нас не будет поддерживающей этот процесс системы, нам не справиться, - рассказывает Сергей Дурновцев. - Поэтому первым делом взялись за OFA (Oracle Finance Analyzer). Сразу возник вопрос: откуда эта система будет брать исходную информацию. Для этого лучше всего подходит модуль „Главная книга", взаимодействующий с OFA. Но и „Главная книга" тоже должна откуда-то получать сведения. Так появились модули „Дебиторы", „Кредиторы", „Денежные средства", собирающие исходные данные. Фактически маленькую задачу бюджетирования мы решили с прицелом на будущее". Для топ-менеджеров создается система BIS, работающая в онлайновом режиме. Она представляет собой "витрину данных", отражающую текущую информацию о работе предприятия в удобной форме. Айтишники опросили всех директоров на предмет того, какую информацию и в каком виде они хотят получать.
Первый этап внедрения закончен. Затраты на него составили около $700 тыс. (включая лицензии на 45 рабочих мест и аппаратное обеспечение). Из эксплуатации выведены три старые системы: "Договора", "Управленческий учет", написанные на платформе "1C", и "Учет ценных бумаг". Постепенно будут вытесняться и другие старые модули. Приоритетность тут такая: в первую очередь в новую систему переводятся наиболее проблемные участки. А вот, например, внедренная пять лет назад система "1C: Зарплата и кадры" хоть и проигрывает по функциональности Oracle HR, но энергетиков пока вполне устраивает. Поэтому заменять ее будут в самом конце.
По итогам первого этапа проекта была сформулирована и основная проблема, мешающая внедрению. "Это персонал, - констатирует Сергей Дурновцев. - Информационная система - это не журнал, в котором ошибку можно легко исправить. Для изменения введенных в систему данных существуют специальные правила, причем не самые простые. Люди начинают бояться системы, появляются ошибки, система работает некорректно. Возможно, мы недостаточно внимания уделили обучению персонала. Тренинги проводятся регулярно, но, по-видимому, объем их нужно увеличить".
На втором этапе (на его реализацию по плану отводится один год) на Пермской ГРЭС будут внедрены модули, отвечающие за логистику: управление закупками, складами, а также управление основными средствами. Планируется также внедрение аналитических модулей - по Balanced Scorecard и АВС-анализу. На третьем этапе придет очередь модулей "Ремонты", "Производство" и напоследок, как уже говорилось, "Управление персоналом".
СРАБОТАТЬ НА ХОЛДИНГ
Оценивать эффект от внедренных модулей Сергей Дурновцев готов пока только качественно. "Как посчитать принятое директором правильное решение? Возьмем, например, бюджетирование. Раньше мы составляли бюджет с помощью множества таблиц Excel, данные между которыми переносились вручную. Теперь этот процесс полностью автоматизирован, и ошибки сведены к минимуму. Финансовый модуль дает нам оперативную информацию о дебиторах. Построенный на системе управленческий учет показывает текущую картину деятельности предприятия, а аналитический блок позволяет прогнозировать ситуацию. Мы создаем инструмент для поддержки бизнеса, а не для отчета перед фискальными органами, как это было раньше. Тоn-менеджмент получил возможность принимать решения более осознанно и быстро, основываясь на достоверных данных". В начале проекта энергетики спрогнозировали срок окупаемости системы. По их подсчетам получилось, что она окупится через 2 - 3 года после реализации третьего этапа. Но экономический эффект, который можно будет просчитать, они ожидают увидеть уже после окончания второго этапа.
Впрочем, наиболее желанным эффектом для Сергея Дурновцева, судя по всему, было бы использование "оракловского" опыта Пермской ГРЭС в РАО ЕЭС - при автоматизации создаваемых в рамках реформы энергетики оптовых генерирующих компаний (ОГК). По крайней мере, он на это надеется: "Мы предлагаем РАО: мы сделали решение, которое можно использовать как типовое для ОГК, если хотите - воспользуйтесь им". Однако в своем стремлении поделиться приобретенным опытом со всем холдингом он не одинок. Об этом давно уже хлопочет и гендиректор "Белгородэнерго" Евгений Макаров, только опыт его компании связан с эксплуатацией полнофункционального решения SAP.