Как-то совершенно незаметно для области в середине июля на нефтебазе "Талаги" был принят в эксплуатацию новый причал. Надежный, железобетонный, с десятиметровыми глубинами, способный принимать суда длиной 160 метров. Это при том, что в течение десяти последних лет и в Архангельске, и в Онеге, и в Нарьян-Маре причалы только закрывали - без поддерживающего ремонта они разрушались один за другим. И потому с просьбой рассказать подробнее о нынешней деятельности ОАО "Роснефть Архангельск-нефтепродукт", по заявке которого шло строительство причала, мы обратились к начальнику отдела логистики и транспорта Александру Крапивину.
- Александр Александрович, планы по увеличению объемов перевозок были объявлены руководством "Роснефти" еще в начале года. Как они реализуются?
- Ежемесячная отгрузка сырой нефти, газового конденсата и нефтепродуктов сейчас составляет около 340 тысяч тонн. По сравнению с летними месяцами прошлого года нынешний показатель выше на 30 процентов. Увеличение количества переработанных нефтепродуктов стало возможным благодаря четко налаженной транспортной схеме. Сырую нефть мы отправляем танкерами через каждые два-три дня на накопитель-хранилище, находящийся на якорной стоянке в Кольском заливе. Оттуда груз перекачивается на суда дедвейтом 100 - 120 тысяч тонн и перевозится в порты Европы и США.
Газовый конденсат, дизельное топливо и керосин отгружаем на иностранные танкера. Они за месяц делают не менее шести судозаходов в Архангельск. Кроме этого нефтебаза участвует в программе северного завоза: с начала навигации нами отправлено несколько наливных барж в Мезенский и Лешуконский районы. Сейчас на пути в Якутию находится один груженый танкер. В августе-сентябре планируется отправить в Арктику еще два. Приняв в судовые танки дизельное топливо, они отправятся на север - в Тикси и Певек. График подхода судов составляется таким образом, чтобы простои танкеров в ожидании причала, чтобы непроизводительное время грузового терминала были минимальными. Ввод в эксплуатацию второго причала значительно увеличивает наши возможности.
При выполнении графика мы в нынешнем году сможем переработать 3,2 миллиона тонн нефтепродуктов. На будущий год через Талажскую нефтебазу планируется довести объемы перевалки грузов до 3,8 миллиона тонн. В 2007 году они, по нашим расчетам, должны составить более шести миллионов.
Несомненно, такое увеличение уже сегодня положительно сказывается на общем грузообороте порта. Сказывается оно и на финансовом результате: летом за каждый заход танкера в Архангельск мы платим более 300 тысяч рублей портовых сборов, зимой эта цифра вырастает вдвое. За прошлый год общая сумма сборов - 110 миллионов рублей. Предполагаемые выплаты в нынешнем году - 165 миллионов, в 2007 году - уже 265 миллионов рублей.
- Одно из условий увеличения грузооборота - полная реконструкция транспортного комплекса: трубопроводного, железнодорожного, морского, а также мест хранения и средств перевалки нефтепродуктов. Предполагаю, она еще не закончена?
- Полномасштабное переоборудование нефтебазы продолжается. Оно не останавливалось с момента ее приобретения компанией "Роснефть". Для перевалки сырой нефти к оставшимся с новостроя резервуарам-десятитысячникам (кстати сказать, отремонтированным) были построены еще два вместимостью по 20 тысяч кубометров каждый. В 2004 году будут введены в строй еще два двадцатитысячника.
Взамен железнодорожной эстакады, использовавшейся раньше для слива мазута сразу из 30 вагонов-цистерн, построили новую, способную обеспечить одновременную обработку 54 цистерн. Здесь закончено удлинение железнодорожных путей, позволяющее формировать составы с большим количеством вагонов. Планируется провести реконструкцию железнодорожной эстакады и технологии для перекачки "светлых" нефтепродуктов - керосина, дизтоплива.
И этой работой - демонтаж, утилизация старых трубопроводов и механизмов, рекультивация пропитавшейся нефтепродуктами почвы, закупка и установка нового, экологически безопасного оборудования - мы вынуждены заниматься. Требования по охране природы к нефтяным компаниям очень высоки, и со временем, убежден, они будут еще жестче. Разрабатывается проект новых очистных сооружений, первые строительные работы начнутся уже осенью. Но Архангельский терминал - не единственный, где компания "Роснефть" ведет строительство.
По территории республики Коми в города центральной России и далее на запад проходит нефтетрубопровод. По нему доставляется нефть-сырец от северных месторождений на перерабатывающие заводы. ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" посчитала экономически выгодным использовать этот трубопровод для транзита нефти через Котлас и Архангельск на Мурманск.
Нефтеналивной комплекс, который расположен на железнодорожной станции Приводино, будет перегружать нефть в вагоны-цистерны. Мы намерены арендовать для этих целей подвижные составы. Работы по монтажу нефтеналивного комплекса "Приводино" близки к завершению. Его годовая мощность составит 4,2 миллиона тонн. Первые железнодорожные составы с нефтью из Котласа, надеемся, прибудут в ноябре 2004 года.
- Еще одна составляющая транспортной линии - морская. Есть ли здесь какие-то изменения?
- Мы планируем использовать собственный танкерный флот. Заказан проект судов специально "под порт Архангельск". Танкера будут заложены на стапелях судостроительных заводов с учетом проходной осадки в устье Северной Двины, длины причальной линии и ширины судоходных каналов. По проекту максимальная грузоподъемность такого танкера будет достигать 28 тысяч тонн. Одновременно ведется разработка проекта танкеров-семидесятитысячников для перевозки нефти от месторождения Приразломное.
Где будет размещен заказ на строительство судов, пока неизвестно. И хотя на последнем заседании Морской коллегии говорилось о предпочтении строительства судов на отечественных верфях, сделать это трудно. Адмиралтейский завод загружен на несколько лет вперед. Других, способных строить большие танкера, просто нет. А сроки спуска танкеров на воду уже названы. Головное судно - во второй половине 2006 года, следующее - в 2007 году.
Также приходится сожалеть об отсутствии среди архангелородцев моряков, специалистов танкерного флота. Сейчас на судах, выполняющих рейсы из Архангельска и в Архангельск, работают мурманчане, дальневосточники, новороссийцы. Но, без сомнения, условия плавания и в дельте Северной Двины, и в Белом море (особенно в зимний период, во льдах) моряки-северяне знают лучше.