Потенциальный объем российского логистического рынка по оценкам экспертов может составлять примерно 45 млрд дол. Транспортно-экспедиторские, экспедиторские, складские компании постоянно наращивают спектр логистических услуг как для торговли, так и для промышленных предприятий. Заметно стремление ведущих компаний стать логистическими провайдерами.
Самое главное сегодня в управлении цепью поставок - это построение взаимодействия через доверие, а также осознание того, что управляемое правильным образом "целое может быть больше суммы его отдельных частей". В то же время ряд экспертов считают, что вместо термина "управление цепью поставок" правильнее употреблять термин "управление цепью спроса", так как функционирование этой цепи обеспечивается за счет рыночных сил, а не действий поставщиков продуктов или услуг.
Почему разговор об управлении цепочкой поставок так актуален? Во-первых, издержки, связанные с поставками, в России сегодня составляют около 1/4 розничной цены товаров народного потребления. Во-вторых, снижение логистических издержек в цепочке поставок хотя бы на 10 % позволит торговым компаниям увеличить свою прибыль на 50 %. И наконец, существующая в России система распределения (особенно для продуктов питания) затрудняет контроль за продвижением и позиционированием товаров. То есть причин предостаточно.
Наступает время построения эффективных цепочек поставок, когда правильно выбранные стратегии логистики позволяют логистическим операторам стать настоящими лидерами по обслуживанию и снижению издержек.
К концу 2005 года ожидается вступление России в ВТО. Смогут ли российские логистические компании выдержать грядущую конкуренцию?
Пришло время для реализации логистических стратегий. В таких условиях как промышленности, так и торговле следует обратиться к стратегии логистического аутсорсинга.
Да, аутсорсинг является стратегическим решением, поэтому и совершаемые ошибки чаще всего принимают стратегический масштаб. Это означает, что их устранение потребует значительного времени и существенных расходов.
Необходимо продолжать готовиться: обучать персонал, формировать модели бизнес процессов, внедрять информационные технологии. Главное - научиться считать логистические издержки.
Европейские предприятия промышленности и торговли рассматривают логистического оператора как предприятие, которое прежде всего предоставляет свои мощности, а не управляет ими. В России такого оператора можно найти с огромным трудом. Большинство из них предлагают в основном одну услугу: или транспортировку, или ответственное хранение.
Понятно, что кооперация в этом случае практически не возможна. Приход в Россию крупных западных логистических провайдеров и торговых сетей на практике уже сегодня демонстрирует, как должна быть построена их кооперация.
Рост спроса на логистические услуги в России привел к тому, что в ряде регионов, и не только в Московском, но и в Северо-Западном, Поволжском, Уральском, Сибирском, стали возрождать складскую инфраструктуру, строить в соответствии с требованиями торговли транспортно-распределительные и логистические центры.
Понятно, что логистический центр не может существовать без надлежащего доступа к национальной или региональной транспортной инфраструктуре. Крупнейшие логистические центры, как правило, располагаются очень близко к главным международным транспортным магистралям либо к местам их пересечения. По такому принципу сегодня действуют НЛК, FM Logistik, TABLOGIX.