Интервью. О привлечении на Западе синдицированного кредита на $150 млн, а также об организационной структуре МХК "Еврохим" и ее финансовой службе рассказывает директор по экономике и финансам Артур Маркарян.
- Вы заключили соглашение с синдикатом банков о привлечении кредита. Расскажите подробнее об этой сделке.
- В течение всего прошлого года мы общались с банками - основными игроками на российском рынке, принимающими риски, которые несет в себе российский бизнес. В результате вышли на пул инвесторов, включающий в себя около десятка иностранных банков, в основном европейских, заинтересованных в сотрудничестве с нами.
Деньги уже получены, мы взяли $150 млн на два года по ставке LIBOR+ 3%, сейчас это - 5% годовых, и закрываем синдикат. Очень неплохо как для нашей отрасли, так и для первого выхода на рынок. Синдикат организовали ING и HVB. Вырученные деньги будут потрачены на рефинансирование кредитов, полученных от российских банков, то есть общий долг холдинга не увеличится. Синдикат состоит из 10 западных банков, доля каждого в пуле - от $8 до $23 млн. У нас уже были иностранные банки-кредиторы, но "Еврохим" впервые вышел на публичный рынок и привлек синдицированный кредит. До этого мы работали с Райффайзенбанком и ING.
- В Европе отношения с банками складываются просто замечательно, но в России основным банком - кредитором "Еврохима" является МДМ-банк?
- Это не так, у нас традиционно хорошие отношения со Сбербанком, нашим главным кредитором, летом 2004 года взяли заем на $30 млн от Внешторгбанка. Довольно большая кредитная линия открыта в банке "Никойл". Наш кредитный портфель на конец прошлого года составил $260 млн, МДМ-банк дал чуть меньше трети этой суммы.
- Почему было решено взять кредит, а не выйти на рынок с кредитными нотами (CLN) и потом выпустить еврооблигации?
- Кредитные ноты стоили бы гораздо дороже кредита. По той же причине мы не стали выпускать еврооблигации. Кредит был получен под 5%, а облигации стоили бы не меньше 9, 5-10% годовых. Из-за дороговизны мы не планируем облигационных займов в России. Кроме того, со спецификой бизнеса и баланса "Еврохима" лучше занимать деньги за рубежом. Хотя бы потому, что большая часть выручки у нас в валюте.
- Планирует ли "Еврохим" IPO?
- Ответы "да" или "нет" одинаково не пригодны для этого вопроса. Мы не находимся в состоянии "через год проводим IPO". В компании проводятся все действия, которые необходимы для соответствия требованиям размещения акций, но делается это для повышения прозрачности, управляемости холдинга. Пока IPO в планах "Еврохима" не стоит. Причиной публичного размещения акций является поиск денег на определенные нужды. Мы еще не до конца определились, остановимся ли на кредитовании, но пока работаем только в этой нише. Ведь IPO называют самым дорогим способом привлечения денег.
- А какие действия проводит "Еврохим"?
- Компания сформировалась всего полтора года назад. Она находится в состоянии усиления организационной структуры, улучшения корпоративного управления, выработки стратегии. Эти банальные вещи необходимо сделать, прежде чем переходить к более красивым аспектам жизни. Мы наводим порядок в холдинге, "сколачиваем домик" из разрозненных предприятий, никогда не работавших вместе. Невозможно за один день создать вертикально-интегрированную структуру.
- Что представляет собой организационная структура холдинга, как устроена финансовая служба "Еврохима"?
- Сейчас холдинг состоит из зарегистрированной в России головной компании, которой принадлежат пять российских предприятий. У нас есть торговая компания - 100-процентная швейцарская дочка, ряд сервисных структур, например портовые компании, ремонтно-строительные организации. Вопрос перехода на единую акцию пока не стоит.
В холдинге финансовая служба называется дирекцией по финансам и экономике. В нее входят управления экономики, финансов, корпоративных отношений и финансового контроля, а также подразделения по бухгалтерскому и налоговому учету. Кроме того, мне подчиняется IТ-служба. Главная задача дирекции - координация деятельности всех управлений. Мы холдинговая компания, поэтому в большей степени создаем идеи, определяем общую философию ведения бизнеса. У компании есть задачи по сокращению издержек и росту производства. Дирекция под моим управлением выполняет ее в сфере экономики. Конкретно это планирование и бюджетирование, отлаживание налогового и унификация бухгалтерского учета, создание инструментов для управления себестоимостью. Также существует ряд специализированных функций, например привлечение финансов и управление денежными потоками.
Дирекция по экономике и финансам зеркально отображается на всех заводах холдинга. В производственных подразделениях нет только отделов по привлечению финансирования и финансового контроля, которые находятся в Москве непосредственно у меня в подчинении. Бухгалтерия идеологически разделена на налоговый и бухгалтерский учет. Звучит просто, но к такому единообразию мы шли целый год. Теперь хотя бы отделы одинаково называются на всех производствах.
- Какие неожиданные приемы использует "Еврохим" в области управления финансами?
- Мы вывели за пределы финансового отдела работу, связанную с согласованием платежей - ими занимается отдел бюджетирования. Кроме того, я являюсь главным идеологом в компании разделения налоговой и бухгалтерской службы. В одном управлении люди занимаются исключительно налогами, в другом - бухучетом.
- Почему было решено так поступить?
- Очень большие зоны ответственности, которые просто необходимо разделять. Налоговый учет становится все более сложным и многогранным. К нему необходимо по-другому подходить, нежели к бухгалтерии, которая сейчас уже стала четкой и понятной наукой. Она не терпит вариативности и допусков, что вполне вероятно в налоговом учете. Например, если компания в срок не успевает подсчитать налог, его можно просто переплатить, и ничего страшного не будет. Никто не требует точности до копейки. Налоговый учет обращен к фискальным органам, а бухучет - к акционерам и менеджерам. Ведь налоговую инспекцию не интересует баланс предприятия, для нее главное - вовремя получить декларацию. И наконец, это вопрос ментальности людей. Бухгалтер не закроет баланс, пока не получит все до последней бумажки, не сведет каждую копейку. Налоговый учет менее сухой, позволяет жить в области предположений. В нем больше трактовок и толкований: платить налог сегодня нужно так, а завтра по-другому. Налоговый учет - новая сфера, которая только формируется, приходится жить, постоянно изучая арбитражную практику, собирать доказательную базу для разговора с инспектором на тему кто прав.
- Насколько остро стоит вопрос модернизации производства в компании?
- Последние технологии, внедрявшиеся в химической промышленности, появились еще в 70-х годах. Например, производства по выпуску аммиака, сырья для азотных удобрений, которые стоят на наших производствах, были построены именно тогда. Причем я не знаю ни одного аммиачного производства в отрасли вообще, которое появилось позже. Результат этого - повышенные издержки. Например, в "Еврохиме" самое низкое потребление газа в отрасли на тонну аммиака - 1150 кубометров на тонну. В то же время последние мировые технологии позволяют добиться потребления 920 кубометров. У нас стоят аммиачные производства второго поколения, а там четвертого. Конечная цель модернизации - сокращение издержек и повышение производительности труда.
- В последнее время в крупных компаниях стало модно говорить о социальной ответственности бизнеса. Чем "Еврохим" может похвастаться здесь?
- Наша социальная ответственность заключается в исправной уплате зарплат и налогов. Кроме того, мы помогаем тем городам, где у нас есть производства. Например, в Невинномысске передали для городского транспорта партию новых автобусов. Эти машины ходят по городскому маршруту, конечная остановка которого - наш завод. Таким образом, наши работники ездят на работу на новых автобусах, а город получил весомую помощь в сфере общественного транспорта. Подобная акция была в Ковдоре.
- А как объясняется поддержка "Еврохимом" петербургской хоккейной команды СКА?
- Мы там не единственные спонсоры, через дочерние структуры команду финансируют "Газпром" и "Ленэнерго". Без помощи большого бизнеса большой спорт не выживет, а без него не будет движения снизу. Я не разбираюсь профессионально в этом вопросе, но, вкладывая в Высшую лигу, автоматически выстраивается цепочка до детских площадок. В СССР из тысячи тренирующихся один выходил наверх, и это было нормальным показателем. Кроме того, наше спонсирование СКА дает возможность продвигать брэнд. Плюс общая идеология развития и поддержки спорта в стране.
- Странно получается, вы поддерживаете города, в которых есть ваши производства, а СКА выбивается из этого ряда.
- У нас есть производство в Ленинградской области, в городе Кингисеппе. Нам поступило предложение по спонсированию СКА, мы решили от него не отказываться.
- Собираетесь ли вы приобретать какие-нибудь активы за рубежом в дополнение к литовскому заводу Lifosa?
- Пока нет.
- А какие-нибудь приобретения в России?
- Этот вопрос сейчас не обсуждается. Компания вполне сбалансирована, нам надо некоторое время посидеть, не дергаясь, без новых приобретений.
- Что принесет бизнесу "Еврохима" вступление России в ВТО?
- Мы до конца еще не оценивали последствия этого события. С одной стороны, для нас откроются европейские рынки. Сейчас компания часто судится с европейскими и американскими странами по снижению пошлин на свою продукцию. У нас есть специальное подразделение, которое этим занимается. С другой стороны, одним из основных требований ВТО к России является повышение цен на газ. По нам это ударит больнее всего. У "Еврохима" есть конкурентное преимущество, мы находимся ближе к внешним границам, чем остальные. Может подняться сельское хозяйство, что подстегнет огромное потребление удобрений внутри России.
- Вступление стран Прибалтики в Европейский союз как-нибудь отразилось на бизнесе "Еврохима" в Литве?
- Главной проблемой был вопрос с поставками аммиака на Lifosa, так как он попадает под антидемпинговые меры ЕС. Но мы получили разрешение на неквотируемый ввоз. По мелочи есть положительные и отрицательные стороны, но ничего глобального не случилось. Добавления сложностей по ведению бизнеса тоже пока не ощутили. Прошло не так много времени, чтобы говорить о реальных изменениях.
- Зачем "Еврохим" покупает транспортные мощности?
- В этом бизнесе нельзя существовать без собственной транспортной сети. У нас специфичные перевалочные мощности и перевозочные средства, нет унифицированного подвижного состава. Например, если на минераловозе транспортируешь карбамид, то его нельзя использовать ни для чего другого. Зачастую вагоны используются как склады на колесах, накапливаясь в портах, на железной дороге. Во всем мире компании, занимающиеся производством минеральных удобрений, владеют собственными перевозочными мощностями. Логистика - одна из самых сложных частей - может занимать до 30% расходов. Например, в Америке тонна карбамида стоит $140, но из них около $50-60 приходится на транспортировку. Мы экспортируем в основном через черноморские порты Новороссийск и Туапсе, часть перевалки приходится на Прибалтику, Мурманск.