"Переезд не должен быть сюрпризом"

Каждый, кто когда-либо сталкивался с переездом в новый офис, знает, с каким объемом организационных проблем связана эта затея и сколько сил она отнимает. Одна из проблем, которую приходится решать руководству компании, - необходимость минимизировать недовольство персонала. Переезд - всегда стрессовая ситуация для сотрудников, и очень важно не только правильно объяснить им его необходимость, но и наглядно показать все преимущества работы на новом месте. О том, как этого добиться, на примере собственной компании рассказывает менеджер по подбору и развитию персонала Hilti Distribution Ltd Russia Ольга Князева.

- Насколько важна в настоящее время для сотрудников удаленность места работы от места проживания?

- Я думаю, что в последнее время эта проблема становится все менее значимой. Руководители высшего и среднего звена, а также специалисты при выборе работодателя в первую очередь обращают внимание все-таки на содержание работы, а не на месторасположение компании. Хотя для низкоквалифицированных сотрудников по-прежнему имеет значение, где находится офис. Кроме квалификации, на мой взгляд, иногда роль играет и принадлежность сотрудника к тому или иному отделу. Например, для тех, кто работает в отделе продаж и потому в меньшей степени привязан к офису, ведь его рабочий день проходит на территории клиента, - удаленность офиса менее значима. А для офисных сотрудников, например, отдела персонала, финансов и т. д., расположение офиса окажется гораздо более важным.

- Возможно ли избежать стресса среди персонала при переезде в новый офис?

- В последнее время компании активно растут, увеличивается их штат. Поэтому офисы становятся все более тесными для того состава, в котором компания работала после кризиса 1998 года. Как правило, если компании решаются на переезд, они переезжают из центра на окраину или в Подмосковье. Это дает им возможность арендовать большие площади в рамках примерно того же бюджета, что при меньших площадях в центре. В таких случаях почти обязательно у сотрудников будет недовольство, потому что, во-первых, переезд - дело всегда хлопотное, а во-вторых, из центра города, характеризующегося высокой транспортной доступностью, на окраину переезжать не хочется. В любом случае, переезд - это изменения, и, на мой взгляд, вести работу по переезду сотрудников в новый офис нужно так же, как и работу с любым другим изменением. Иными словами, чтобы избежать стресса при переезде, нужно проводить внутренний пиар этого мероприятия.

Прежде всего, переезд не должен быть сюрпризом. Нужно как можно раньше оповестить о нем всех сотрудников, чтобы к моменту самого переезда все страсти утихли и сотрудники свыклись с мыслью о нем. Кроме того, необходимо давать информацию о ходе подготовки к переезду. Страх перед неизведанным пугает гораздо больше, чем сам факт переезда. Если у сотрудников не будет информации, обязательно появятся нежелательные слухи. Ну и, конечно, очень важно акцентировать внимание на преимуществах, которые сотрудники получат при переезде в новый офис.

- Предположим, все так и сделано, но наверняка часть персонала (особенно низкоквалифицированного) все равно будет недовольна. Может ли компания не обращать на этом внимание?

- Я уверена, что недовольные переездом обязательно будут. Однако если выбирать между переездом, от которого выигрывает компания в целом (а просто так никто переезжать не будет, на это всегда есть причины), и увольнением недовольных сотрудников, я бы приняла сторону компании.

- Если в резюме кандидата на руководящую позицию одним из требований к работодателю является расположение офиса в центре города, вы продолжите рассматривать его кандидатуру?

- Если офис компании находится в центре, то ожидания кандидата совпадают с возможностями компании. В этом случае можно дальше работать с соискателем. А если офис компании находится не в центре, тогда зачем откликаться на это резюме? Но в любом случае, к такому кандидату я бы отнеслась очень сдержанно, так как, на мой взгляд, для менеджера приоритетными должны быть его роль в бизнесе компании, объем полномочий и т. д., но никак не месторасположение офиса.

- Может л и компенсация затрат на дорогу к новому, более удаленному офису, нивелировать недовольство персонала?

- Если офис находится в черте города, я бы не стала поднимать вопрос денежной компенсации вообще. Если предстоит переезд в область, за МКАД или в место, удаленное от метро, говорить о компенсации можно - но не о денежной компенсации, а, например, об организации доставки сотрудников из некоторого пункта до офиса компании на корпоративном либо арендованном транспорте. Эффект от любой компенсации будет иметь силу максимум в течение полугода, дальше сотрудники будут психологически воспринимать ее как что-то само собой разумеющееся. Поэтому в этой ситуации я бы предложила организовать доставку сотрудников без выплаты компенсации.

- Снижается ли продуктивность работы после переезда?

- Теоретически может. Некоторые сотрудники даже могут написать заявление об увольнении именно по причине недовольства новым месторасположением офиса: далеко добираться, нарушается привычный маршрут поездок и т. д. Однако на моей практике таких случаев не было.

- Когда и куда ваша компания переезжала последний раз?

- Мы переехали в конце 2004 года, хотя задумываться о переезде начали еще в начале 2003-го. И переехали со станции метро "Алексеевская" на 104 км МКАД. В предыдущем офисе компания делала свои первые шаги. Численность штата компании увеличилась, и прежний офис уже не вмещал всех. Кроме того, офис и склад географически располагались в разных местах, что не устраивало отдел продаж и логистики. Теперь у нас большое просторное здание, где располагаются все отделы и склад.

- И как компания пережила переезд?

- Поскольку идея переезда начала обсуждаться примерно за полтора-два года, у сотрудников было достаточно времени морально настроиться на него. К тому же мы активно акцентировали внимание персонала на преимуществах нового офиса: на том, что здание просторное и места хватит всем, на наличии необходимого числа переговорных, на удобстве расположения здания для клиентов, на большом количестве парковочных мест и т. д. При этом мы использовали несколько каналов для информирования сотрудников о деталях переезда. Например, в корпоративной газете публиковали интервью с сотрудниками, ответственными за переезд, и отвечали на вопросы типа "а правда, что" и таким образом работали со слухами. На доске объявлений в компании мы разместили фотографии с видами нового офиса, а всем московским сотрудникам отправили презентацию в PowerPoint. Периодически в будущий офис выезжали директора, которые затем давали информацию своим подчиненным "из первых рук". Кроме того, мы предложили посетить будущий офис представителям из каждого отдела, чтобы они могли сами рассказать о нем своим коллегам. При таком активном информировании сотрудников из разных источников для страхов и слухов практически не осталось места. Кроме того, очень организованно прошел сам переезд. Чтобы не прерывать рабочий процесс, мы переезжали в пятницу вечером, а суббота и воскресенье были отведены на обустройство с тем, чтобы в понедельник каждый мог продолжить работу в обычном режиме.

***

"Я уверена, что недовольные переездом обязательно будут. Однако если выбирать между переездом, от которого выигрывает компания в целом, и увольнением недовольных сотрудников, я бы приняла сторону компании"

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости