Ломать не строить

Недавно мы уже писали о проблемах таможни. Рассказывали о позиции ряда экспертов, которые считают, что таможня стала тормозом для товарных инвестиций в Россию, не позволяет нашей стране расширять импорт технологического оборудования для переоснащения предприятий, не разработала четких правил игры, что вынуждает иностранные фирмы пользоваться услугами "черных брокеров" и т. д. Причиной этого, по их мнению, является непродуманная и к тому же затянувшаяся административная реформа, лишившая таможню высококлассных специалистов, отказавшая ей в участии в формировании правового поля, превратившая таможенную службу в бесправный исполнительный орган. Но руководители российской таможни сейчас утверждают, что все изменится, ибо они разрабатывают концепцию модернизации таможни, которая сделает ее полностью соответствующей мировой практике. Но вспомним старую истину:

Понятно, что нет худа без добра и развал существовавшей таможенной системы вынудил МЭРТ, ФТС и другие ведомства разработать принципиально новую концепцию таможенной службы России, полностью соответствующую международным стандартам и Киотской конвенции, более приближенную к бизнесу, эффективно содействующую развитию экономики страны. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Но помогло ли? "Таможенная служба России: партнерские отношения "таможня-бизнес". Этой теме было посвящено заседание круглого стола, организованного недавно Московской международной бизнес ассоциацией. Проблемы, обсуждавшиеся на этом заседании, крайне важны, ибо затрагивают такие острые вопросы, как стандарты обеспечения безопасности поставок, содействие международной торговле, укрепление партнерства между таможней и бизнесом. Предваряя подробное описание концепции, скажем, что для бизнеса она действительно заметно упростит работу, ибо предусматривает разделение потоков товаров и документов, переход от тотального контроля к выборочному, электронное декларирование, анализ управления рисками, постаудит. Конечным результатом реализации концепции должно быть коренное изменение принципов таможенного контроля, превращение его из строгого надзора в один из видов сервиса.

- Мы надеемся, - говорит руководитель ФТС Александр Жерехов, - что принятие такого программного документа явится значительным событием в развитии Федеральной таможенной службы и бизнес сообщества.

Но вот незадача - реализация новой концепции намечена на 2008-2010-й и последующие (! ) годы. Атем временем ситуация не только остается критической, но и усложняется с каждым днем.

Вызов XXI века

Каким образом таможня может стать позитивным элементом в развитии торговых обменов? На этот вопрос попытался ответить высокопоставленный гость круглого стола генеральный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТО) Мишель Дане. ВТО на сегодня объединяет 155 членов, через которых проходит 88 % мировой торговли.

По мнению г на Дане, главная задача Всемирной таможенной организации - максимальное облегчение торговли.

- Россия, - констатирует он, - хотя пока и не является членом другой ВТО - Всемирной торговой организации, - но уже соблюдает многие ее правила и принципы.

По его мнению, в рамках коммерческих обменов сегодня в России многое уже гармонизовано, она придерживается мировых правил, применяемых к перевозкам различных товаров, применяет тарифную классификацию товаров, придерживается конвенции ВТО по гармонизированной универсальной системе классификации. Россия более или менее успешно применяет соглашение ГАТТ по таможенной стоимости товаров, позволяющее проверять правильность налогообложения товаров, начинает входить в систему электронной торговли.

- Глобализация, - сказал Мишель Дане, - это позитивная реальность, и этим должны пользоваться все экономики и все предприятия, которые соблюдают стандарты и нормы, принятые на международном уровне.Вместе с тем генеральный секретарь ВТО видит значительные изменения, привнесенные в сегодняшний мир террористическими силами и многое усложнившие. Для внешней торговли, в частности, появилась новая проблема - проблема безопасности товаропотоков и одновременно безопасности государств в рамках перемещения грузов, которые могут иметь отношение к терроризму. Мишель Дане уверен, что через коммерцию, торговлю, бизнес мир увеличивает прогресс и может бороться с бедностъю. Но торговля, по его словам, - это тот элемент, который привлекает террористические организации и может отбросить мир минимум на 150 лет назад.

- Стоит, скажем, в одном из 400 портов мира взорваться контейнеру с оружием массового уничтожения, - говорит Дане, - и весь мир закроет свои границы. Но как жить без торговли? На самом деле речи о том, что ее сегодня можно закрыть, даже идти не может. Правда, США после 11 сентября закрыли границы с Канадой и Мексикой, но это можно было сделать на 24 часа или на 36, но жить с постоянно закрытыми границами невозможно. Как говорит Кофи Аннан, нет развития без безопасности, но нет и безопасности без развития. И наша задача - найти методы сочетания этих двух элементов.

По его словам, ВТО, начиная с июня 2002 года, приняла ряд мер по развитию безопасности торговли. Разработаны документы, объединенные в огромные фолианты, к которым присоединились десятки стран, включая Россию.

- Мы рассматриваем безопасность как комплексную проблему, - уверяет Дане, - так как в ней множество аспектов, начиная от защиты грузов и кончая безопасностью бюджетов. Ведь для многих стран таможенные поступления являются основным источником пополнения бюджетов. Так, например, по моим сведениям, российская таможня собирает 42 % бюджета. Поэтому вопросы облегченного и безопасного таможенного оформления для государства очень важны. Но приходится признать, что до конца эти вопросы еще не решены.

Однако основные направления совершенствования таможенной службы уже ясны. По классификации г на Дане, работа ведется в четырех направлениях. Во-первых, это предварительный обмен данными на электронных носителях о грузопотоках между странами. Это накладывает на предприятия обязанность заранее отправлять информацию, связанную с товаром, который покинет одну территорию и поступит на другую. Во-вторых, мы рекомендуем создать систему анализа и управления рисками. На сегодня ни одно государство не может контролировать 100 % перемещаемых товаров. Поэтому нужно разработать схему контроля тех товаров, которые представляют особую опасность или риск. Третий принцип, который рекомендует ВТО, - это систематическое создание технологий, позволяющих контролировать транспортные средства - грузовики, поезда, контейнеры и т. д. Мы просим наших членов обзавестись рентгеновскими аппаратами, чтобы обеспечивать физический контроль на границах транспорта, способного перевозить товары повышенного риска. И четвертый принцип - создание эффективных партнерских отношений с предприятиями. Государство отвечает за безопасность, оно должно обеспечивать безопасность на национальной территории, в экономике страны, безопасность для населения. Но оно должно основывать эту работу на сотрудничестве с предприятиями, которые сами должны проверять безопасность своих логистических цепей. Они должны быть уверены в безопасности складов, в том, что их персонал не входит в криминальные группировки, не объявлен в розыск и т. д. В свою очередь, таможенные органы, которые работают с подобными предприятиями, могут признать их особый статус и предоставлять им определенные преимущества в скорости оформления и сокращения количества контрольных операций.

- Этот рамочный документ основан на двух принципах, - говорит генеральный секретарь ВТО, - сотрудничестве между таможенными органами и партнерстве между таможней и предприятием. Мы хотим помочь таможенным администрациям и предприятиям работать совместно, чтобы обеспечить безопасность и облегчить работу таможни.

Что же осталось, чтобы таможенная служба соответствовала вызовам XXI века? Мишель Дане считает, что нужно одно - наполнить этот рамочный документ конкретным содержанием. Он уверен, что принципы, заложенные в него, верны, программа на будущее разработана.

- Может быть, я уже умру, - шутит Мишель Дане, - но мои последователи смогут применять эти принципы...

Какой вывод следует из этого для России? А их два. Первый - нам сильно облегчили работу, фактически очертив для России рамки новой концепции деятельности Федеральной таможенной службы. И второй - дело это отнюдь не скорое. Шутки шутками, но вот эти слова г на Дане - "может быть, я уже умру"

- четко говорят, что наполнение программы конкретикой займет не один год. Впрочем, мы уже говорили, что наша концепция рассчитана на 2008-2010-й и последующие годы...

Действительно, хотя ВТО и создала рамки концепции развития таможенной службы России, ориентированные на международные стандарты, заполнять-то эти рамки приходится нам самим. А это отнюдь не простая работа. Недаром Мишель Дане говорит, что США трудятся над этим с 2001 года, но далеко не окончили эту работу, ибо это требует, в частности, серьезных изменений в национальном законодательстве. Не готовы к этому и многие страны Европы, Азии, Африки.

В России же, кроме этого, как уже говорилось, нужно наладить партнерство между таможней и предприятиями, что займет явно не один год. Ибо партнерство предполагает полную открытость предприятий в отношении с таможенными организациями, создание таких условий, чтобы таможенные администрации могли признать эти предприятия партнерами и дать им определенные преимущества. А ведь появилась, как мы уже говорили, еще и третья составляющая - секретные службы, которые ответственны за безопасность при перемещении через границы людей и грузов. И для России здесь опасность явственнее, чем для других стран...

Так что же делать? Терпеливо ждать улучшения таможенной политики или, чтобы выжить, идти наперекор существующим на сегодня законам? Что ответит на этот вопрос заместитель руководителя ФТС России Леонид Лозбенко?

"Сольемся в экстазе"

Эти слова из старого американского фильма очень подходят к позиции Леонида Лозбенко, еще недавно бывшего заместителем генерального секретаря ВТО, а ныне работающего заместителем руководителя Федеральной таможенной службы РФ. Именно он надеется, что нам удастся создать некий тройственный союз из ВТО, ФТС и промышленных предприятий страны, участвующих во внешней торговле.

С принципами рамочной программы

- предварительным обменом информацией в электронном виде, анализом управления рисками, современными технологиями и созданием партнерских отношений между таможней и бизнесом - Россия полностью согласна. Но чем мы намерены заполнить эти рамки?

- По поручению Германа Грефа, - заявил Леонид Лозбенко, - мы в течение нескольких месяцев работаем над концепцией развития таможенной службы России на ближайшие годы. Многое уже сделано, хотя это, может быть, и не нужно было делать. Но нас вынудила к этому современная обстановка в мире. Нам пришлось решать все вопросы, о которых говорил Мишель Дане, - как совместить безопасность и содействие развитию торговли, как обезопасить страну и одновременно получить дополнительную прибыль, как развивать торговлю без барьеров, как вывести таможенную службу на такой уровень, чтобы применять международные стандарты?

Вопросы эти очень сложны, но необыкновенно эффективны. Леонид Лозбенко, как член группы высшего уровня Всемирной организации по разработке этих стандартов, вспоминает, что на последнем заседании этой группы начальник таможенной службы США привел такой пример. Они работают по безопасности контейнерных перевозок на морях. Работают уже год. Что же получили те компании, которые участвуют в программе безопасности контейнерных перевозок морями?

- Таможенное вмешательство, назовем это так, - говорит Лозбенко, - для участников программы сократилось в шесть раз! При гигантских объемах контейнерных перевозок это позволило сэкономить многие сотни миллионов долларов. Но американцы требуют от участников программы очень жесткого выполнения специфических требований. Например, если за 24 часа до прихода контейнеровоза в порт таможня не получит информации о грузах, судно без колебаний отправляют на рейд. К причалу оно попадет в последнюю очередь, и то после того, как таможня получит всю документацию. Поэтому вопрос стоит только так: кто готов давать таможне предварительную информацию, тот получает преимущества.

По словам Лозбенко, Россия должна принять подобные стандарты в конце июня. И это будет означать принципиально новый подход к работе таможенных органов.

- Обратите внимание, - говорит он, - если раньше таможня была ориентирована прежде всего на контроль импортных потоков, то теперь она переориентируется на экспорт. Взаимодействие экспорта и импорта должно обеспечить безопасность и содействие торговле.

Проект концепции сейчас готовится к рассмотрению на заседании правительства. Он разослан практически во все ведомства, ибо таможня затрагивает интересы всех сфер экономики. Сейчас ФТС дорабатывает его с учетом отдельных замечаний.

Леонид Лозбенко говорит, что 2-3 года назад, когда таможенная служба только задумывалась о своем движении вперед, многие пути уже были найдены и сейчас достаточно быстро будут приняты в качестве стандартов. "Кондуит" таможенной службы - предварительное информирование о потоках товаров, электронное декларирование, система управления рисками, упрощенные процедуры, выборочность контроля и единая система сбора и хранения информации при осуществлении всех видов государственного контроля - уже создан.

ФТС хочет найти при этом наиболее эффективные средства и методы реализации таможенными органами задачи в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами при безусловном соблюдении законодательства РФ. Для этого ей необходимо повышение качества государственного регулирования, совершенствование таможенного администрирования и укрепление взаимодействия с национальными и международными организациями.

- В итоге, - утверждает Лозбенко, - мы хотим, чтобы таможенное администрирование было высокоэффективным при внешней простоте и быстроте оформления пассажиров, товаров и транспортных средств.

Он говорит, что таможня - это всегда контроль, но реализовывать его можно по-разному - "можно с улыбкой, а можно несколько иначе". К недостаткам работы таможни Лозбенко относит недостаточно эффективную реализацию имеющегося потенциала, отсутствие единых таможенных стандартов, содействующих реализации логистических цепочек, недостаточно развитую систему информирования, ценообразования, специализации, слабую информационно-аналитическую базу. Особо выделяет он низкий уровень защищенности сотрудников таможенной службы.

- Бедный таможенник, - повторяет Лозбенко тезис, с которым, по его словам, он выступал уже не раз, - это угроза национальной позиции любого государства...

Сказано-сделано

Отвлечемся от забот чисто таможенных, хотя других пока в концепции что-то не видно. И подумаем вот о чем: должна ли таможенная политика касаться исключительно технических таможенных проблем - стандартов, логистики, перевода информации в электронную форму и т. п. ? Видимо, и да, и нет. Да, потому что это инструменты таможни. Но экономисты уже давно говорят, что главная беда нашей налоговой политики (включим сюда и таможенные пошлины, ибо они - сиречь налоги) - фискальная направленность. Гордятся таможенники тем, что больше 40 % доходов казны - это дело их рук. Будет 50 % - так вообще сами себе аплодировать будут до посинения ладоней. А как это влияет на развитие промышленности? Об этом-то кто будет думать? На совещании, о котором мы рассказываем, посвященном актуальнейшей теме "партнерства" таможни и бизнеса, ни один из представителей фискальной службы словом не обмолвился о том, что именно чрезмерный фиск погубил целые отрасли отечественной индустрии.

Недавно в одном из журналов был опубликован анализ состояния российской обувной промышленности, где основным выводом экспертов Национального обувного союза был следующий: "Затоваривание рынка нелегальной азиатской обувью приводит к тому, что все региональные обувные фабрики будут вскоре закрыты". И виной тому - таможенная политика. Ситуация сложилась аховая - существующие сегодня в России пошлины на импорт обуви (10 % на комплектующие и 15 % на готовый продукт) - одни из самых высоких в мире. Вместе с выплатой НДС импортер при переезде границы должен заплатить от 40 до 70 % от стоимости товара, что по сути является тарифом запретительным. В итоге большинство компаний предпочитают работать по "серым" схемам, ибо при "белой" поставке он должен таможне "отстегнуть" 65 тыс. у. е. за фуру обуви, а при "серой" - всего 30 тысяч. В итоге в обход таможни сегодня ввозится в страну не менее 130 миллионов пар обуви при емкости рынка 220 миллионов пар! Доля импорта на рынке превышает 80 %. Да только ли обуви? А текстиль? А швейные изделия? А галантерея? А...

Обувщики считают, что для эффективного развития бизнеса тарифы на ввоз комплектующих нужно снизить до 2-3 %, ввести отсрочку НДС на технологическое оборудование, который сейчас платится при пересечении границы. Нужен доступ к длинным деньгам, льготы при налогообложении - словом, все то, что в свое время делали страны ЕС для развития своей легкой промышленности. Впрочем, к таможне это уже не относится. Это дело "материнской компании" - МЭРТа. Но ФТС хотя бы для виду заботу о товаропроизводителях проявила! Ведь даже "частник", эксперты из частных компаний мыслят гораздо более государственными категориями. Их не электронный документооборот интересует, а препятствия, создаваемые инвесторам, торможение модернизации отечественной промышленности...

Но Леонид Аркадьевич Лозбенко, продолжая перечислять принципы концепции, вновь и вновь говорит о стандартизации, прозрачности и предсказуемости, балансе между таможенным контролем в части безопасности и мерами, содействующими развитию торговли, минимизации вмешательства таможни, оперативности контроля. Он уверяет, что таможня не намерена брать на себя функции силовых структур, заниматься разведкой и т. п.

Но больше всего зам. руководителя ФТС, как явствует из его же слов, интересуют вопросы именно технические - достаточно ли для таможенной службы зданий и сооружений по всему периметру границы, связаны ли они между собой системами связи, есть ли у них информационно-технологическое обеспечение, какие в таможне кадры и какова у них зарплата и т. д. Он говорит, что России по всем этим параметрам предстоит еще очень много работы. Особенно много предстоит сделать по обустройству самой протяженной в мире сухопутной границы, особенно на Юге.

- Деньги для этого понадобятся, - заявляет Лозбенко, - астрономические. Но, к счастью, нас поддерживает президент и правительство. Плюс для реализации программы "Госграница" получен кредит Всемирного банка в размере 140 миллионов долларов.

- Мы знаем, чего мы хотим, - патетически заявляет Лозбенко. - Мы делаем нашу базу на основе российских мозгов, но абсолютно адаптированную к работе в любой системе. У нас есть Кодекс, и мы уже нашли 13 позиций, которые в нем нужно исправить. Для нас главным документом является Кодекс, и к нему будут приняты около 100 приказов.

ФТС ставит себе основной задачей перейти от контроля за товарами к контролю за информацией о товарах. Необходимо, считают таможенники, сократить количество ведомств, работающих на границе, ибо сейчас их целых семь. А на линии контроля должны оставаться лишь два ведомства - пограничники и таможенники. Все остальные - санитарные кордоны, разведчики, органы МВД - рядом...

Ах, как все это красиво звучит! И главное - как действительно все это важно и нужно! Вот только кто ответит Наталье Демидовой, генеральному директору Национального обувного союза: "Многие производители устали от таможенного произвола и говорят, что готовы платить больше, лишь бы на рынке были установлены понятные правила и нормальные тарифы. Когда они будут?"

В том, что к 2010 году (и в последующих годах) сделать это удастся, сомнений нет - концепция продумана и основана на мировом опыте. В том, что она будет нарушаться, тоже сомнений нет. Ибо обустроить забор в целом дорого, но не так уж сложно, а перестроить психологию человека, желающего миновать этот забор, куда сложнее. Поднять зарплату таможенникам до уровня, когда он будет с презрением отворачиваться от взятки, тоже вряд ли удастся даже после 2010 года.

Но вот что делать до этого далекого срока? Ведь впереди столько лет! Множить хаос, отгоняющий инвесторов? Уговаривать их потерпеть?

И еще одно, может быть, главнейшее, - найдется лив этом новом таможенном раю место товаропроизводителю? Или у него с улыбкой и с использованием всех международных стандартов и новейших технических средств по-прежнему будут сдирать три шкуры? Впрочем, это уже действительно вопрос не к таможенникам. Они ведь, по новому закону, лишь исполнители. Сказано-сделано!

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости