Склады — на-гора

Простаивающие инфраструктурные мощности Гуково планируют связать в единый логистический центр. Предварительно проект оценивают в 100–150 млн. долларов.

28 октября в Гуково состоялось межрегиональное совещание, посвященное определению основных направлений развития города. Как известно, градообразующим здесь является предприятие «Гуковуголь», где работает около 14 тыс. человек. В ближайшие несколько лет здесь естественным образом выйдут из эксплуатации две шахты из семи, что может оставить без работы несколько тысяч человек. Один из вариантов решения будущей проблемы — сделать из Гуково логистический центр.

Основной внешнеэкономический оборот Ростовской области приходится на Украину. В 2004 году он составил около 1 млрд. долларов. Оттуда на Дон везут изделия из металла, оборудование, химическую продукцию, изделия из бумаги, продукты и т. д. Движение товаров из Украины — проблема каждого импортера в отдельности. Он самостоятельно просчитывает траекторию движения груза, исходя из собственных возможностей. Понятно, что возможности у компаний разные. Идея создания в Гуково одного из главных логистических центров области состоит в том, чтобы эффективно использовать шахтерскую инфраструктуру, расположенную на оживленном торговом пути. В частности, существуют планы относительно переоборудования площадки, на которой сейчас работает шахта им. 50-летия Октября: она стоит первой в очереди на выбывание среди активов «Гуковугля». Здесь работает около 1,5 тыс. человек.

Реализация идеи в городе, который находится близ Украины и имеет крупную железнодорожную станцию, позволит каждому предприятию, которое имеет постоянные отношения с Украиной, рассчитывать на опорный пункт, где можно качественно обслуживать, хранить и оформлять грузы. Логистический центр близ границы можно условно охарактеризовать как «одно окно» для грузовых потоков, которое обычно привлекает своим удобством.

— Сегодня в Гуково ситуация такова: у одного владельца простаивают складские мощности, а другим, располагающимся через стенку, их не хватает, — заявил корреспонденту N директор Южно-Российского центра технологизации муниципальной деятельности РГУ Григорий Алимурзаев, принимавший участие в проработке идеи. — Необходим единый оператор, который управлял бы всеми мощностями и сводил информацию о спросе и предложениях. Структуру единогологистического оператора еще нужно создавать. Существует несколько вариантов создания — совместный проект местных бизнесменов или приглашение стратегического инвестора. Нужно сказать, что у нас есть уже компании, которые выразили желание финансово участвовать в этом проекте. В частности, нами проведены переговоры с инвестиционной компанией «Русские фонды» (годовой оборот — 3 млрд. долларов. — N). Однако инвестор хотел бы увидеть реальность намерений властей, он не готов в одиночку нести риски по проекту. По этой причине мы инициировали масштабное обсуждение темы в Гуково, куда пригласили представителей областной администрации, грузовладельцев, потенциальных инвесторов и т. д.

Впрочем, гуковские власти от областных хотели бы прямой поддержки. В частности, губернии предложено принять закон о придании городу статуса пилотной территории, где оставались бы все те избытки налоговой массы, которые город намерен заработать, реализуя логистический проект. Гуковские власти также предложили областным осуществить облигационный заем, в том числе для участия в создании инфраструктуры в городе.

— Нужно, конечно, хорошо представлять, на какой транспорт — а следовательно, на какие группы товаров — будет ориентироваться логистический центр, — считает директор ростовского представительства Национальной логистической компании Сергей Рубан. — Для работы с клиентами из Украины это привлекательная территория. Но главное — в шахтерских городах можно найти дешевую рабочую силу. Ведь основные работники логистических центров — это кладовщики, грузчики, рабочие склада и т. д. Сейчас в Ростове найти нормального грузчика на ставку 10 тыс. рублей в месяц — это проблема. А в Гуково, я думаю, можно будет приглашать людей и на 6–8 тысяч.

В работе совещания приняли участие также представители сербской компании «Кобекс Интернешнл», которая специализируется на инжиниринговых, проектных работах, а также занимается созданием логистических объектов.

— Степень нашего участия в создании логистического центра в Гуково мы сможем определить после подготовки долгосрочного плана развития города, согласованного со стратегией развития области, долгосрочным федеральным планом, а также с соседним государством, — заявил корреспонденту N директор по развитию компании «Кобекс Интернешнл» Миливое Стошич, который приезжал вГуково по приглашению главы местной администрации. — Отдельно программа должна согласоваться в Ассоциации стран Черноморского бассейна. Без этого не может быть обеспечен эффективный проект. Целью моей поездки было получение информации. На первый взгляд проект выглядит реальным, поскольку он создан на реальной основе. Впрочем, данных, которые были предоставлены в течение совещания, недостаточно для полной определенности. Я буду на постоянной связи с властями Гуково. Географическое положение города привлекательно, но это только один из многих факторов, которые определяют экономику проекта. В частности, отдельно надо подготовить анализ по энергоресурсам, инфраструктуре и коммунальным системам.

— Сама идея-то лежит на поверхности, — оценивает перспективы Гуково депутат Законодательного Собрания области, председатель совета директоров Донского народного банка Леонид Шафиров, принимавший участие в межрегиональном совещании. — Гуково — это самая крупная в области железнодорожная станция, ближайшая к Украине. Здесь заканчивается также строительство за счет федерального бюджета автотрассы, которая свяжет город с Украиной. Совершенно логично рассматривать этот район в качестве перспективного для развития логистического бизнеса. Сейчас там уже занимается этим около 20 компаний, однако этому направлению необходимо придать масштаб. Но совершенно очевидно, что власти могут осуществить этот проект только путем привлечения крупного инвестора. Главный вопрос: кто будет исполнять проект, обеспечивать его эффективность? Если эти вопросы решены, можно поднимать вопрос и об областном облигационном займе.

Вопросы эти, впрочем, не решены. По словам Григория Алимурзаева, собственно бизнес-проекта на сегодняшний день не существует. При этом совершенно очевидно, что готовить его должны не чиновники. По итогам межрегионального совещания Сергей Назаров дал поручение в недельный срок подготовить план конкретных мероприятий. Депутат Госдумы от Ростовской области Владимир Катальников заявил, что готов поддержать проект на федеральном уровне. Вопрос также будет выноситься на обсуждение в Ассоциации стран Черноморского бассейна. От «Русских фондов» в Гуково выступал директор департамента регионального развития Сергей Земцов, который оценил стоимость проекта в 100–150 млн. долларов. В его устах столь большой масштаб проекта звучал аргументом в пользу осуществления Ростовской областью облигационного займа. Бизнесмены готовы вкладываться в модернизацию и создание складских мощностей, в транспорт и т. д., но, например, переобустройство самой большой в области железнодорожной станции требует, по мнению представителя «Русских фондов», госфинансирования.

***

фото:

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости