Ежегодный рост промышленности Свердловской области превышает 10 процентов. Увеличивается и доля продукции для Российских железных дорог. Как складываются партнерские отношения региона с ОАО "РЖА" и Свердловской магистралью? На эти и другие вопросы нашего корреспондента отвечает губернатор Свердловской области Эдуард РОССЕЛЬ.
- Эдуард Эргартович, способствует ли укрепление межрегиональных и международных связей области совершенствованию транспортных услуг, и в частности тех, что предоставляет железная дорога?
- Наша область развивается динамично во многом благодаря мощной металлургии, которая дает свыше половины всего объема промышленного производства. Не секрет, что его работа зависит от бесперебойной деятельности Свердловской железной дороги, которая осуществляет примерно 70 процентов всех грузоперевозок в области. Поэтому сотрудничество региона и магистрали очень плотное. К 2010 году мы должны удвоить объемы промышленного производства, и думаю, что СвЖД сыграет в этом немалую роль.
- Как развивается в области взаимодействие между различными видами транспорта?
- Логистикой в последнее время мы занялись особенно активно. В прошлом году в Екатеринбурге введен Дорожный центр управления перевозками. Для нас это очень важно, ведь Свердловская магистраль географически расположена на пути грузопотоков из европейской части континента в направлении Казахстана, Китая, Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии, выходит к портам Камского и Обь-Иртышского речных бассейнов. А сеть автодорог связывает область с транспортными коммуникациями Центрального и Северо-Западного районов России, Казахстана, Средней Азии. На Третьей Евро-Азиатской конференции по транспорту также одобрено решение продлить Международный транспортный коридор (МТК) N 2 до Екатеринбурга.
И Дорожный центр совершил настоящий прорыв. Ему передано управление движением поездов по всей магистрали, и координация при этом осуществляется с другими региональными центрами. Современная система обеспечивает информацией всех участников перевозочного процесса в реальном времени. В центре можно наблюдать всю картину перевозок от Дальнего Востока до западных границ страны. Когда здесь бывают иностранные специалисты, то говорят, что ничего подобного в мире им видеть не доводилось.
При участии правительства области, администрации Екатеринбурга, Свердловской железной дороги создано ОАО "Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр". Консультантом при этом выступила консалтинговая компания "Делойт и Туш", одна из крупнейших в мире. Но приход на Урал мировых лидеров логистики сдерживается дефицитом складских мощностей.
Для организации первой очереди этого центра предполагается построить контейнерный терминал, перерабатывающий 50 тысяч контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте в год, складские комплексы площадью 100 тысяч квадратных метров, сервисную инфраструктуру. В районе аэропорта Кольцове будет строиться большой терминал на несколько сот тысяч квадратных метров. В этом проекте участвуют Свердловская железная дорога и ряд предпринимателей. Я думаю, что через три года в регионе будет достаточно площадей для переработки контейнеров.
- Износ подвижного состава в железнодорожной отрасли нынче является сдерживающим фактором ее развития. Но промышленный потенциал Урала может помочь решить эту проблему. Как же выполняется областная программа "Увеличение объемов производства железнодорожного подвижного состава, освоение выпуска грузовых вагонов и электровоза нового поколения на 2004 - 2010 годы"?
- Еще в бытность Геннадия Фадеева министром путей сообщения мы подписали протокол, по которому до 2008 года "Уралвагонзавод" должен выпустить для отрасли 113 тысяч вагонов, а Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК) - наладить производство колес, соответствующих международным стандартам.И эта задача решается.
"Уралвагонзавод" в техническое переоснащение вложил около 40 миллионов долларов. Предприятие вышло на рекордные темпы производства - 90 вагонов в сутки. До конца года будет построено более 20 тысяч единиц подвижного состава.
НТМК также ведет колоссальную работу по вагоностроению. На декабрь намечен пуск реконструированного колесопрокатного цеха, и качество продукции заметно возрастет.
Что касается проблемы локомотивного парка, то, располагая мощной научной базой, заводом по ремонту электровозов, у нас родилась идея заняться модернизацией тягового подвижного состава. Выбрали ВЛ11. И вот на выставке "Магистраль-2004" представили первый модернизированный его вариант - по своей сути новый электровоз. На базе цехов Уралмаша теперь создан целый завод по производству электровозов. Состояние тягового парка сегодня таково, что работы хватит на десятилетия.
Когда с президентом ОАО "РЖД" Геннадием Фадеевым мы обсуждали вопрос строительства вагонов и электровозов, то коснулись проблемы перевода тепловозов с дизельного топлива на газ. В протоколе записали, что в нынешнем году газифицируем несколько маневровых локомотивов. Это только первый этап программы перевода тепловозов в России на сжиженный газ, которая даст огромную экономию средств, поскольку цена "голубого топлива" на 40 - 50 процентов ниже дизельного.
- Пригородные железнодорожные перевозки остаются пока нерентабельными. Как вы считаете, можно ли в регионе сделать их прибыльными?
- Ежегодно из бюджета области мы компенсируем магистрали 200-230 миллионов рублей потерь от провоза пассажиров льготных категорий. Хотя, убежден, этот вид транспорта может быть доходным. Для этого следует оптимизировать расходы, повысить качество услуг. В этом направлении уже сделаны первые шаги. Введены скоростные электропоезда повышенной комфортности, курсирующие между областными центрами. Применяется система гибкого тарифного регулирования.
Этого, разумеется, недостаточно. Поэтому в конце февраля нынешнего года правительство области приняло постановление "О создании ОАО "Свердловская пригородная компания". Разработан проект бизнес-плана ее развития до 2010 года, который сейчас проходит согласование и в департаментах ОАО "РЖД". Учредителями компании выступят ОАО "РЖД" в лице своего филиала - Свердловской железной дороги (51 процент акций) и правительство Свердловской области в лице регионального министерства по управлению государственным имуществом.
На первом этапе (2004 - 2006 годы) дотации из регионального бюджета составят 236,4 миллиона рублей. В свою очередь дорога берет на себя обязательство предоставить ОАО "СПК" эксклюзивное право коммерческого использования земельных участков, площадей вокзалов и посадочных платформ за определенную арендную плату. Такой подход должен позволить новой компании выйти на безубыточную деятельность уже в первые годы работы. Если стороны проявят заинтересованность, то пригородная компания начнет работать в январе будущего года. И, если дело наладится, в 2011 году снизится нагрузка на бюджет области.
- А что делается в области для развития авиационного транспорта?
- Планируем модернизацию военного аэропорта Салка для приема гражданской и транспортной авиации. Сейчас заканчивается его передача ФГУП "Нижнетагильский институт испытания металлов". Затем можно создать акционерное общество, брать кредиты на модернизацию, внедрение новых технологий управления. И аэропорт оживет. Мы сохранили и аэропорт в Арамиле, который прежде активно работал на внутренних линиях. В свое время в Свердловской области было 48 аэропортов. Осталось около 20. Тем не менее начались полеты по всему Уральскому региону, в Башкирию, Удмуртию, Пермь, Курган, Тюмень.
Что касается Кольцова, то его будущее связано с состоянием экономики области. А она у нас развивается. В этом году выйдем на пассажирооборот 1,5 миллиона человек. Летаем в десятки стран. Хотим превратить Кольцове в аэропорт высокого класса по уровню сервиса. Начали там строительство международного аэропорта, который будет предоставлять услуги по современным стандартам. Вся программа рассчитана на четыре года и оценивается в 180 миллионов долларов. Кроме того, строится современный блок питания, который скоро начнет действовать.
- Помогают ли международные связи развитию транспорта региона?
- Безусловно. Итоги работы промышленности Свердловской области показывают, что наш регион становится привлекательным для всего мира. В прошлом году внешнеэкономический оборот составил 4,2 миллиарда долларов. В нынешнем ожидаем примерно 6 миллиардов. И в этом огромная заслуга нашего транспортного комплекса, и прежде всего Свердловской железной дороги.