По законам логистики

Внедрение современных методов управления в деятельность аптек позволяет повысить их конкурентоспособность

Фармацевтическая розница продолжает набирать обороты. Сегодня это одно из наиболее динамично развивающихся направлений фармацевтического бизнеса. По оценкам экспертов, средняя стоимость покупки в некоторых аптеках сопоставима со средней стоимостью покупки в продовольственном магазине. Конкуренция в этом секторе растет год от года, и чтобы выжить в этих жестких условиях, аптекам приходится искать новые возможности для экономического роста. Сегодня многие аптеки стали менять свое отношение к покупателям, изобретая собственные рецепты выживания. В наиболее тяжелом положении оказались те аптеки, руководители которых не сумели перестроиться и продолжают действовать по годами отработанной схеме, а она в условиях рынка уже "не работает".

- Одна из центральных проблем заключается в том, что часть руководителей аптек не имеет "рыночного" образования и не владеет достаточными знаниями в области современных методов управления, - считает Марина Рыжкова, доцент кафедры управления и экономики фармации С.-Петербургской химико-фармацевтической академии. - Большинство из них продолжают в большей степени руководствоваться в работе собственной интуицией, нежели опираться на стратегическое и тактическое управление, а также на один из основных методов экономического управления - планирование.

Одним из новых направлений в стратегии управления является применение эффективных логистических систем на различных уровнях деятельности фармпредприятия. Рынок лекарств насыщен, и объемы продаж лекарств не могут расти до бесконечности. Главная задача, которую сегодня приходится решать аптекам, - снижение уровня издержек обращения, и в этой связи актуальность логистики трудно переоценить. Сам термин "логистика" имеет военные корни: первоначально он означал обеспечение своевременной доставки вооружения в место военных действий. В 80-е годы прошлого столетия это понятие было расширено, и объектом управления логистики стало физическое продвижение товарной массы. В зарубежной практике существует так называемое правило семи R: обеспечение нужного продукта, в требуемом количестве, заданного качества, в нужном месте, в установленное время, для конкретного потребителя, с наименьшими затратами.

Предметом логистики в фармацевтической организации являются все процессы, связанные с изменением параметров размещения, сроков, перемещения, формы потоков на предприятиях, причастных к логистической цепи (фармпредприятие - дистрибьютор - аптека). Иными словами - как оперативно доставить товар по выявленному спросу.

Логистика существенно отличается от других методов управления (см. табл.).

Существуют определенные этапы управления закупок ЛС. Первоначально необходимо определиться с планом по товарообороту и поставкам ЛС. Главная задача, которую предстоит решить - какой ассортимент ЛС и в каком объеме стоит закупать аптеке. Следующий шаг - выбор поставщиков. И наконец, планирование ассортимента.

В то же время логистические системы управления предусматривают использование методов, применяемых в маркетинге. К таким методам относятся ABC - и ХYZ-анализы. Как известно, согласно правилу Парето лишь 20% товаров обеспечивают 80% дохода. Наиболее доступным методом мониторинга товарного ассортимента ЛС может стать логистический подход, базирующийся на классификации товарооборота и товарных запасов измеряемых в единицах реализации или запаса (АВС-анализ ), и их классификации по структуре потребления (ХYZ-анализ).

Первый позволяет определить группу препаратов, приносящих наибольший валовый доход аптеке. Второй помогает структурировать потребление фармацевтических товаров по фактору стабильности потребления (спросу). Периодическое сравнение результатов ABC- и ХYZ-анализов товарооборота и товарных запасов позволяет аптеке оптимизировать работу в данном направлении, предотвратить чрезмерные запасы ЛС и увеличение риска "замораживания" оборотных средств, а также списания ЛС в связи с окончанием их срока годности.

На обоснование включения лекарственного препарата в ассортимент аптеки могут влиять дополнительные логистические условия (габариты товара, риск потерь в ходе хранения и транспортировки, температурный режим и пр.). Для реальной картины по выгодности продажи того или иного препарата имеет смысл дополнить АВС-анализ анализом логистической ценности. И в данном случае необходимо провести экспертную оценку ЛС. С точки зрения логистической ценности каждому препарату присваивается определенный ранг (от 1 до 3).

- С учетом логистического подхода может произойти смещение ценности включения лекарственного препарата в ассортимент аптеки, - поясняет М.Рыжкова. - Препараты приобретают более высокий или низкий ранг в зависимости от логистических характеристик. Например, раствор йода смещается с первого места (согласно АВС-анализу) на второе в связи с тем, что он упакован в стеклянную тару, которая подвержена бою. И наоборот, гидропирит, который в первом случае занимает лишь 16-ю позицию, с точки зрения логистики поднимается до 7-й строки в рейтинге препаратов.

Применение на практике данного подхода имеет несомненный экономический эффект. Провизор отдела сбыта аптеки, обладая подобной информацией, может оперативно корректировать заявку, что позволяет добиться значительной экономии транспортных расходов. К примеру, можно "разбавить" тяжелую, но дешевую заявку (предметы медицинского назначения и пр.) легкими дорогостоящими ЛС. Ведь, как известно, из-за высоких транспортных расходов цена на препарат в среднем возрастает на 15-20%.

- Отдел логистики целесообразно организовывать крупным аптечным предприятиям, имеющим в своем составе филиалы, - говорит М.Рыжкова. - Если филиальная сеть не развита, то экономически выгоднее обучать весь персонал аптеки методам логистики (т.н. децентрализованный подход) с тем, чтобы провизоры, которые работают в логистическом канале, могли его оперативно применять и влиять на издержки. В любом случае, провизор отдела сбыта сегодня должен владеть целым комплексом специфических, в том числе экономических, методов и приемов.

Отличия маркетинга и логистики

/Маркетинг/Логистика

Время появления/Середина XX века/Конец XX века

Цели/Стратегические и тактические цели реализации товара (какой товар нужен, где, когда, в каких количествах и какого качества)/Стратегические и тактические цели закупки товара (как наиболее оптимальным способом доставить товар)

Объект исследования/Рынки и конъюнктура конкретных товаров и услуг/Производственно-коммерческая деятельность как потоковые процессы отрасли, канала, предприятия

Итоговые результаты/Рекомендации по сбытовой стратегии и тактике/Оптимизация задач распределения. Снижение общих затрат в логистическом канале

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости