УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОМЫШЛЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Основой философии современного подхода к управлению материалами является понятие потока. Поток означает, что заказ потребителя является сигналом к получению сырья, которое необходимо для выполнения именно этого заказа. Сырье немедленно поступает на предприятия-поставщики, где рабочие изготавливают комплектующие, которые без промедления поступают на завод, на котором выполняется сборка изделия, после чего потребитель получает его в готовом виде. Поток должен находиться в постоянном движении. Важно создать поток там, где это возможно, и постоянно совершенствовать его. Материальный поток - это поток, идущий от поставщиков в организацию, проходящий через операции внутри организации и затем уходящий к потребителям. В реальной жизни фактически каждая из организаций действует как заказчик, когда покупает материалы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

Для обозначения перемещения материалов используется термин "цепь поставок" (supply chain). Цепь поставок состоит из ряда видов деятельности и организаций, через которые материалы проходят во время своего перемещения от поставщиков начального уровня до конечных потребителей. Некоторые специалисты утверждают, что термин "цепь поставок" передает слишком упрощенную картину, и поэтому они предпочитают говорить о сетях поставок (supply network) или даже о паутине поставок (supply web).

Отдельные специалисты используют термин "цепь снабжения", но и он неполно отражает новую философию отношений. По мере продвижения по цепи от компании-покупателя в процесс включается ряд поставщиков, которые в свою очередь имеют своих поставщиков и т.д. В результате получается сеть снабжения или серия цепей, т.е. наблюдается тенденция к быстрому усложнению.Следовательно, в дальнейшем мы будем пользоваться более привычным термином "цепь поставок", понимая при этом, что часто это относится к сложному типу структур, по которым перемещаются материальные ресурсы.

Цепь поставок описывает весь путь материалов, которые они проходят с самого начала до самого конца. На практике большинство организаций получают материалы от множества разных поставщиков и передают свою продукцию разным потребителям. Поэтому, пройдя через различные уровни поставщиков и по различным цепям поставок, исходные материалы "встречаются" друг с другом в организации, проходят через нее, и на выходе появляются продукты, которые затем, перемещаясь через различные уровни Потребителей, снова расходятся.

Промышленная организация (производитель) может рассматривать, с одной стороны, поставщиков сборочных единиц как своих поставщиков первого уровня, производителей комплектующих - как поставщиков второго уровня, поставщиков материалов - как поставщиков третьего уровня и т.д., а с другой - оптовиков как своих потребителей первого уровня, ритейлеров - как потребителей второго уровня, а конечных потребителей - как потребителей третьего уровня.

Отдельные цепи поставок то соединяются друг с другом, чтобы удовлетворить спросы разных типов потребителей, то общая цепь поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей различными путями. В результате картина цепей поставок становится все более сложной и сложной, особенно если организация выпускает множество самых разных продуктов.

Таким образом, у каждого продукта своя собственная цепь поставок, поэтому общее число разных конфигураций таких цепей огромно. Причем некоторые из них очень короткие и простые, а другие сложные и длинные.

Функция управления, которая отвечает за прохождение материального потока по всем поставщикам и потребителям, включая посредников, по всем производителям, называется управлением цепью поставок.

Управление цепью поставок (Supply Chain Management) (SCM) - это реализация системного подхода к управлению в промышленной организации, так как внимание сконцентрировано на всех аспектах деятельности по удовлетворению спросов потребителей. Оно представляет собой философию бизнеса, строящуюся вокруг процессов и интеграции. Координация усилий всех участников цепи поставок по всем уровням управления и по всем функциям носит постоянный характер, а не устанавливается только для конкретных сделок.

Для оптимизации цепи поставок необходимы:

понимание причин неопределенности и влияния восходящих и нисходящих потоков той цепи на узлы пересечения;

реализация контроля уровня неопределенности в цепи поставок;

подготовка и принятие решений в политике и процедурах в целях сокращения расходов и повышения эффективности этой цепочки.

Следует отметить, что управление цепью снабжения - сложная задача, причем трудности в основном возникают при применении.

Основу деятельности любой организации составляют операции, в ходе которых продукты создаются и доставляются потребителям. Для осуществления этих операций требуются разнообразные исходные составляющие, преобразуемые затем в различные комбинации. Исходные составляющие включают сырье, компоненты, сотрудников, информацию, деньги и другие ресурсы. К операциям относятся производство, обслуживание, перевозка, продажи, профессиональная подготовка персонала и т.д. Основная продукция - это товары и услуги.

К основным видам деятельности, которые реализуются в процессе выпуска основной продукции, можно отнести закупки, грузовые перевозки, приемку, складирование, контроль заказов, комплектацию заказов, грузопереработку материалов внутри организации, внешние перевозки, управление физическим распределением, переработку и возврат продукции, а также устранение отходов.

Если рассматривать материальный поток с точки зрения промышленной организации, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту организацию, называются предыдущими видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из организации, - последующими.

Предыдущие виды деятельности распределяются по уровням поставщиков, а последующие - по потребителям различных уровней.

Логистический подход к управлению материальными потоками предполагает, что материалы перемещаются от поставщиков начального уровня до конечных потребителей, т.е. в цепи поставок проще всего рассматривать материалы, преобразуемые в организации, как проходящие до нее через несколько уровней поставщиков, а после нее - через несколько уровней потребителей.

В то же время управление материальными потоками можно рассматривать с точки зрения физического перемещения материальных ресурсов и через разные отделы внутри организации от внутренних поставщиков до внутренних заказчиков.

Следовательно, при последовательном прохождении материала по цепи поставок его ценность для потребителя увеличивается.

Понятие цепочки ценности впервые использовал Майкл Портер, который назвал так набор взаимосвязанных видов деятельности - от первичных операций до конечных, которые организация осуществляет сама и во взаимодействии со своими поставщиками, заказчиками и другими партнерами по бизнесу.

Цепочка ценности группирует виды деятельности компании в несколько категорий:

те, которые создают, поставляют или улучшают исходные составляющие и технологии;

те, которые выполняют важные функции - изыскание капитала или принятие общих решений.

Данные виды деятельности отличны друг от друга и непосредственно включены в производство, маркетинг, доставку продукции и оказание поддержки по товару.

В рамках каждой категории можно выделить отдельные виды деятельности (или процессы экономического и финансового характера) на различных уровнях управления, например на уровне получения и хранения поступающих материалов, на уровне обработки счетов, на уровне анализа деятельности сотрудников и их вознаграждения.

Таким образом, необходимо подчеркнуть, что движение материальных потоков - это только составная часть создания цепочки ценности организации.

Для реализации цепочки ценности компания должна использовать процессный подход к организации своей деятельности, который позволяет систематизировать виды деятельности бизнеса, т.е. организовать их в виде горизонтального потока поставщиков, процессов и потребителей. Бизнес-процесс получает исходные составляющие (сырье, информацию или заказ потребителя), добавляет к ним ценность и предоставляет заказчику требуемую выходную продукцию (например, готовый продукт, доставляемый потребителю в заданное время и в заданное место).

Если в 80-х годах Майкл Портер предложил концепцию цепочки ценности, позволяющую соединить исходные и конечные компоненты бизнеса, то сегодня "цепь" ценности может потребовать более сложного описания взаимодействия компаний и потребителей, т.е. можно говорить о сети ценности. (В дальнейшем, если даже мы будем подразумевать сложную цепочку ценностей, т.е. сеть ценности, будем употреблять термин "цепочка ценности".)

Одновременно важно отметить, что организация обычно имеет только несколько по-настоящему важных для себя бизнес-процессов. Она может выбрать вариант действий в любом месте в цепочке ценности, причем желательно в той части, где может добиться хороших результатов.

(Окончание следует)

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Реклама на портале

Telegram-канал
t.me/logisticsru

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости