ЕRР-РЕШЕНИЯ РАВНЯЮТСЯ НА СЕРЕДИНУ

По неофициальным данным, российский средний и малый бизнес расстается с 10% своей выручки, расплачиваясь с чиновниками и "крышами". По данным iOne, на информатизацию российские СМБ-компании тратят примерно в пять раз меньше. Но ИТ-бюджеты в СМБ-секторе постепенно растут, и конкуренция за этот "пирог" среди разработчиков информационных систем обостряется.

Немалый бизнес

Ожидаемый взрывной рост на рынке ЕRР-решений для средних предприятий никак не наступает. По оценкам исследовательской компании ID С, с 2003 года доля mid market в общем объеме российского рынка систем класса ERP держится на уровне 18%. "И мы не ожидаем значительных изменений по результатам 2005 года", - комментирует аналитик IDС по рынку ПО Елена Семеновская. Автоматизация в секторе СМБ идет примерно теми же темпами, что и в секторе крупных предприятий - никаких признаков бума пока не наблюдается.

Между тем потенциал рынка СМБ-автоматизации выглядит довольно внушительно. Примерно миллион малых предприятий в России (с численностью персонала менее 100 человек) зарабатывают 11-13% ВВП, который в прошлом году достиг 21 трлн 665 млрд руб. Как показало исследование iOne "ИТ на российских предприятиях: практика и перспективы", компании с оборотом менее $50 млн в 2004 году расходовали на ИТ в среднем 1,75% своей выручки. Таким образом, российский малый бизнес способен тратить на информатизацию около 45 млрд руб. в год. Затраты на ПО в этой категории "съедают" около 12% корпоративного ИТ-бюджета. Получается в потенциале более 5 млрд руб. в год на софт. Конечно, далеко не все маленькие фирмы тратят деньги даже на персональные компьютеры. Но как только оборот компании выходит на уровень нескольких миллионов долларов, ее руководители, как правило, задумываются о необходимости внедрения учетных и управленческих систем. Иначе вести бизнес становится очень сложно.

Гораздо более привлекательными в этом отношении для поставщиков делового ПО выглядят средние предприятия. Их обороты, а следовательно, и ИТ-бюджеты значительно выше. Причем чем крупнее компания, тем больше она тратит на ПО. Согласно данным iOne, компании с оборотом $50-150 млн тратят на программное обеспечение 17% своего ИТ-бюджета, а предприятия с оборотом $150-500 - уже 20%.

Правда, в относительных показателях (ИТ-бюджет в процентах от оборота или затраты на ИТ в расчете на одного сотрудника) средние российские предприятия пока отстают от малых и тем более крупных компаний. Волна современной автоматизации еще не "накрыла" средние предприятия, которых одолевают другие заботы. Собственно, когда накроет, тогда и наступит тот самый бум. Тем не менее в секторе средне-крупных предприятий за последние два года произошли заметные подвижки. В силу реальной недоавтоматизированности таких компаний их ИТ-директора считают, что тратить на ИТ необходимо опережающими темпами. По-видимому, им удается убеждать в этом руководство, поскольку реальные затраты предприятий этого сектора на автоматизацию заметно выросли и приблизились к уровню ИТ-инвестиций крупных компаний. Самым проблемным остается сектор средне-малых предприятий (с оборотом $50-150 млн в год) - никаких изменений за последние два года здесь практически не произошло. Однако и их конкуренция заставит пересмотреть структуру внутренних инвестиций в пользу ИТ.

Искушение партнеров

Хотя выбор информационных систем для СМБ-компаний стал гораздо богаче, чем несколько лет назад, когорта основных игроков остается прежней: поднявшиеся "снизу" решения 1C, спустившиеся "сверху" продукты SAP и благоприобретенная линейка решений Microsoft Business Solutions (Microsoft Dynamics). "По нашим подсчетам, на этом рынке сейчас лидирует MBS с продуктами Axapta и Navision, - отмечает Елена Семеновская. - Их ближайшие конкуренты в этом сегменте - 1C и SAP". По данным iOne, в категории малых и средне-малых предприятий сейчас наиболее популярны решения 1C. Но их уже начинают теснить продукты MBS, основная доля внедрений которых приходится на заказчиков с оборотом $50-150 млн. (см. рис. 1).

Компания SAP, неоднократно заявлявшая, что ее выход на рынок СМБ - решение стратегическое, пока только осваивается в этом российском корпоративном секторе. Лидеру мирового ЕRР-рынка явно недостает партнеров по внедрению своих решений SAP All-in-One (для средних предприятий) и SAP Business One (для малых). Если Microsoft удалось довести численность своей партнерской сети до ста с лишним компаний, разрабатывающих, продвигающих и внедряющих решения на платформах Axapta и Navision, а число франчайзи-партнеров фирмы 1C и вовсе исчисляется тысячами, то у SAP CIS пока 19 партнеров по All-in-One и 17 - по Business One.

"Наше преимущество - огромная армия специалистов, которая готова наши решения изменять, настраивать и сопровождать", - подчеркивает руководитель отдела продвижения экономических программ фирмы iC Алексей Харитонов. И возразить тут нечего.

Впрочем, недавно офис SAP СНГ объявил о новой стратегии работы на рынке СМБ: немецкая компания намерена теперь не только продвигать свои решения через местных партнеров, но и делиться с ними доходами от продажи лицензий на ПО. Раньше SAP придерживалась исключительно модели прямых продаж своего софта (см. интервью). Наверняка этот ход SAP обострит борьбу не только за потенциальных клиентов из сектора СМБ, но и за ИТ-компании, которые занимаются автоматизацией предприятий в регионах. Впрочем, в 1C не испытывают беспокойства за сохранность своей партнерской сети. "Желтые" уверены, что их система перспективнее западных разработок, поскольку лучше приспособлена к российской действительности. "Жесткая информационная система может со временем стать тормозом для развития бизнеса, - говорит Алексей Харитонов. - Директор уже понимает, что бизнес-схему надо бы поменять, но система не позволяет. Наша сильная сторона - гибкость решения".

В конечном счете симпатии партнеров окажутся на стороне того вендора, чьи решения позволят им стабильно развиваться в долгосрочной перспективе. На интернет-форумах некоторые программисты, специализирующиеся на продуктах 1C, уже давно всерьез дискутируют на тему "а не начать ли нам, пока не поздно, переучиваться на Axapta или SAP". А на других форумах специалисты по решениям MBS и SAP возмущаются тем, что консультанты по 1C "рушат" ЕRР-рынок и снижают их зарплаты, предлагая услуги по автоматизации "за копейки". Так что прогнозировать, чья возьмет, пока трудно.

Особенности

СМБ-автоматизации

Пока региональные ИТ-компании решают, на какого вендора сделать ставку, потенциальные заказчики мучаются проблемой выбора. По данным iOne, среди средних и средне-малых предприятий остается значительная доля тех, кто еще не определился с выбором системы (см. рис. 2). Она сравнима или даже превышает долю самого популярного используемого решения. С одной стороны, это говорит о том, что на рынке еще не хватает подходящих вертикальных решений, которые бы учитывали специфику предприятий. С другой, что для средних и малых компаний слишком велика цена ошибки.

Провальных ЕRР-проектов довольно много. Но если в крупных компаниях неудачное внедрение не приводит к фатальному исходу, то маленькой фирме это грозит серьезными неприятностями для бизнеса. Средние и малые предприятия считают каждую копейку и руководствуются лозунгом "автоматизировать только то, что никак нельзя не автоматизировать". Если гиганты, думающие об успехе на фондовой бирже, могут позволить себе потратить несколько миллионов долларов на систему, только ориентируясь на мировой брэнд, то малый и средний бизнес о престижности решения думает, наверное, в последнюю очередь.

Стесненность в средствах проявляется также в том, что СМБ-компании, которые не могут себе позволить содержать солидную ИТ-службу, большинство функций, связанных с автоматизацией, предпочитают доверять сторонним компаниям. "Переход с версии на версию, обновление возможностей системы при изменениях законодательства - все эти задачи средний бизнес предпочитает решать с помощью разработчика решения или его партнеров", - утверждает президент корпорации "Галактика" Николай Красилов. А член совета директоров компании "КОРУС консалтинг" Дмитрий Слиньков даже подметил, что использование модели ИТ-аутсорсинга идет на пользу бизнесу заказчика: "Небольшие компании, принципиально не нанимающие в штат программистов и не разрабатывающие системы под себя, а покупающие готовые продукты, внедряющие и поддерживающие их в режиме аутсорсинга, быстрее растут".

Как отмечают в IDC, в первую очередь российский средний и малый бизнес автоматизирует финансы, логистику и управление складскими запасами. С внедрения модулей, ответственных за эти функции, как правило, и начинается большинство ЕRР-проектов в секторе СМБ. "Первым делом СМБ-компании автоматизируют движение материальных потоков и бухгалтерский учет, - считает директор Microsoft Business Solutions в России Евгений Воронин. - Дальше обычно занимаются постановкой управленческого учета и его синхронизацией с бухучетом. Если бизнес связан не только со сбытом, но и с производством, то внедряют производственный модуль". Однако в последнее время растет и число внедрений СRМ-систем, автоматизирующих отношения с клиентами. СМБ-компании вообще ближе к людям - многие из них работают в сфере услуг. По данным iOne, уровень автоматизации СRМ-функций за последние два года заметно вырос во всех корпоративных весовых категориях, за исключением самых крупных компаний.

"Средний и малый бизнес, ограниченный в средствах в большей степени, нежели крупный, ориентируется на вертикальные, учитывающие отраслевую специфику решения, - говорит Елена Семеновская. - Такой подход позволяет снизить затраты на внедрение системы, которые зачастую оказываются больше стоимости лицензий". Однако, как уже говорилось, на российском ЕRР-рынке все еще ощущается дефицит отраслевых решений. Разработчики прилагают усилия для сокращения этого дефицита, стимулируя партнеров работать на "последней миле", то есть создавать вертикальные решения на базе ЕRР-платформ. В перспективе, считает Елена Семеновская, это даже приведет к тому, что поставщики ИТ-решений постепенно превратятся в нишевых игроков, ориентированных на определенные отрасли экономики.

***

Малый бизнес способен тратить на информатизацию около 45 млрд руб. в год. Затраты на ПО в этой категории "съедают" около 12% ИТ-бюджета - более 5 млрд руб. в год на софт

[Графические материалы:

СУЩЕСТВУЮЩИЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ВНЕДРЕНИЯ, % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА

ПЛАНИРУЕМЫЕ КОМПЛЕКСНЫЕ ВНЕДРЕНИЯ, % ОТ ОБЩЕГО ЧИСЛА

Материал доступен в бумажной версии издания.]

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости