Чтобы оценить будущее российской логистики, достаточно взглянуть на Польшу. Эксперты считают, что рынок этой страны на два-три года опережает в развитии российский.
Есть, конечно, и существенные отличия. С вступлением Польши в Европейский Союз отмирают специализированные компании - таможенные брокеры. Ожидать подобного развития событий на российском рынке пока не приходится. В то же время, просто взглянув на перечень активных игроков польского рынка, можно с большой долей вероятности прогнозировать будущий персональный состав западных логистических провайдеров нашей страны. Ведь крупнейшие европейские компании, планирующие начать работу в России, не минуют ее западного соседа.
Как трансформировался польский рынок логистики? Одно из первых заметных изменений связано как раз с массовым появлением западных логистических операторов. Именно компании - Р&OTrans European, FM Logistic, Schenker, Kuehne & Nagel,
Gefco - занимают сейчас лидирующее положение на рынке. Эксперты называют две причины их безоговорочного доминирования: значительные финансовые возможности и наработанные связи с транснациональными клиентами. В этих условиях лучшие национальные компании даже с такими козырями на руках, как гибкая ценовая политика и высокое качество обслуживания, ничего не смогли поделать.
Второй заметный феномен - это быстрое, в определенный момент даже стремительное появление массы новых складских помещений. Скажем, в 2001 году по сравнению с предыдущим годом число складов в Польше выросло на 38%. Наиболее значимыми инвесторами стали: FM Logistic и Р&О Trans European, максимально увеличившие свои складские площади. Между прочим сегодня, по прошествии трех лет, FM Logistic и в России относится к группе лидеров в данной области. Логистические центры строят очень многие компании, желающие остаться на рынке. Впрочем, немало отечественных транспортных фирм тоже задумываются о создании сети складов и увеличении ассортимента предоставляемых услуг.
Расширение спектра услуг - третий признак прогресса логистического рынка Польши. Недавнее исследование Data Group показало: более половины действующих сейчас на польском рынке компаний предлагают клиентам оптимизацию уровня запасов или совместное управление издержками с целью их минимизации. Именно подобные услуги и позволяют отличать логистические фирмы от транспортных или компаний-перевозчиков, доминирующих сейчас на отечественном рынке. В настоящее время доля услуг по перевозкам в Польше падает, а объем экспедиционных и дистрибуционных услуг растет. Преимуществами на рынке пользуются компании, имеющие доступ к так называемым логистическим центрам, определенным образом продукт обрабатывающим. Растет и предложение услуг кросс-до-Кинга - без длительного хранения, фактически "с колес", товары отправляются потребителю (предположим, после формирования заказа из продукции нескольких поставщиков). Появляются предложения о поставке заказа по схеме ЛТ - "точно вовремя". До 10% польских компаний предлагают работу по системе "open book", когда в целях формирования доверительных отношений клиенту демонстрируются все данные, позволяющие отследить формирование цены на полученную услугу.
Необходимо отметить, что 43% фирм в Польше интегрируют свои информационные системы с системами потребителя. В России такого рода услуги пока затруднены, поскольку часто используется самодельный "софт". Фирмам, претендующим на звание логистических, неизбежно придется кардинально расширять применение информационных технологий, помимо работы локальной информационной сети подразумевается внедрение системы класса MRPII/ERP, программное обеспечение для сбора информации и для обозначения логистических единиц серийным номером (SSCC), системы контроля над перемещением транспорта. Еще одной особенностью польского рынка стало резкое увеличение предоставляемых логистическими компаниями консультаций. Опросы в нашей стране показали: консультационные услуги предлагает около четверти компаний, в Польше таких почти 75%. Фирмы проектируют для партнеров системы снабжения, складирования или дистрибуции. Last but not least: в Польше началось формирование международных логистических парков. Подобные объекты существуют в Варшаве, строятся во Вроцлаве и других городах. Особенность данных парков в предоставлении крупным и средним компаниям целого комплекса услуг логистики. Подобные парки строятся в узлах транспортной сети с большим грузооборотом, имеющих площадь 100 и более гектаров, в местах, где пересекаются пути нескольких видов транспорта, - автомобильного, железнодорожного и авиационного, иногда речного или морского. Здесь располагаются разнообразные склады, комбинированные терминалы, подъездные пути и маневровые площадки, таможенные посты, парки автомобильного транспорта, экспертные и финансовые организации (банки и страховые компании), почта, гостиницы и охранные агентства. В логистических парках компании могут получить очень широкий спектр услуг, передав все операции на аутсорсинг. В России объектов такого масштаба нет даже в Москве, существующие проекты находятся на самых начальных стадиях реализации.
Использованы материалы журнала "Логинфо",