Как известно, транспортные издержки у нас в стране колеблются от 40 до 60 процентов от общей цены продукции, тогда как в развитых западных странах не превышают 15 - 20. Достигается это у них во многом благодаря применению современных технических средств передачи и обработки информации.
Внедрение различных автоматизированных систем - основной путь решения этой проблемы. Но приобретать готовые западные системы автоматизированного управления (например, аэропортом) слишком накладно, а отечественные в большинстве случаев не дают ожидаемого результата. Дело в том, что эффекта можно добиться, только если конкретный бизнес-проект разработан с учетом перспектив деятельности авиакомпаний.
Правда, и в таком случае автоматизированная система может принести больше вреда, чем помощи. Как правило, разработчики программ оказываются единственными, кто может их поддерживать и настраивать весь комплекс. И эта зависимость грозит стать кабальной. А из-за отсутствия единых стандартов обмена данными возникают проблемы при общении с партнерами и клиентами.
Поэтому специалисты пришли к выводу о необходимости интеграции информационных полей участников перевозки. Особенно актуален такой подход при реализации сетевых технологий для авиаторов. Это самый дорогой вид транспорта, где каждый участник перевозок, как правило, самостоятельно решает проблемы с обработкой информации. Ее накопление и приводит к росту издержек на создание банков данных и их сопровождение.
Решить эту проблему можно путем создания специализированных информационно-логистических центров (ИЛЦ). Помимо обеспечения доступа к нормативно-справочной информации они возьмут на себя управление заказами, ресурсами и процессами перевозок. Причем могут решать задачи в интересах многих участников, задействованных в тех или иных транспортных процессах.
Разумеется, любая фирма может самостоятельно реализовать любые услуги. Но это потребует гораздо больших финансов и квалифицированных кадров. А главное, интересным и полезным для клиента может быть только комплексный подход. Это когда ему предлагаются и экспедирование, и сервис "от двери до двери", и расчет маршрута, и складирование груза.
Однако если, например, с продажей и бронированием авиа- и железнодорожных билетов все давно отработано, то процесс обеспечения грузоперевозок намного сложнее, для этого требуются реализация специальных технологий, создание программного обеспечения. Существуют проблемы единого стандарта обмена данными, эффективности систем управления. Но в конце концов приоритетом остается одно: продукция клиента должна быстрее продвигаться к потребителю. Отсюда ясен главный качественный фактор работы любой автоматизированной системы - скорость обработки информационного потока.
Центры, основанные на инновационно-логистических принципах, работают во многих странах. Большинство из них используют программное обеспечение таких известных предприятий, как IBM. Есть такой Инновационный логистический центр и у нас в стране. По заказу "Мострансагентства" он выполнял проект создания Межрегионального ИЛЦ, обеспечивающего объединение услуг в интересах автомобильной доставки грузов в пределах Центрального федерального округа РФ.
И хотя Россия все еще считается страной плохих дорог и транспортных проблем, цивилизованный подход к доставке и экспедированию грузов способен оптимизировать издержки предприятий. Для этого необходимо прежде всего всесторонне оценить возможности транспортной логистики, уделить этой области особое внимание. Ведь чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания, железнодорожные, авто- и авиакомпании должны в комплексе решать вопросы и проблемы, связанные с перемещением грузов, стремясь предоставить широкий спектр услуг. Кроме непосредственно перевозки, это страхование, охрана, услуги хранения, таможенного оформления и т.д. И везде на первом месте - использование информационных технологий.
***
Специалисты пришли к выводу о необходимости интеграции информационных полей участников перевозки. Особенно актуален такой подход при реализации сетевых технологий для авиаторов.