Остров. Невезения или сокровищ?
1 мая 2004 года вокруг самого молодого и самого западного российского региона окончательно замкнется кольцо Европейского Союза
Так называемая "калининградская проблема" в последние три года стала объектом повышенного внимания российских и еврочиновников, прочно засев в прицеле ехидных западноевропейских и амбициозных федеральных СМИ. На Калининграде, о котором вдруг заговорили даже те, кто еще лет пять назад и не подозревал о существовании этого российского, образно говоря, островка, написаны уже сотни научных трактатов. На нем делают деньги: одни за монитором компьютера, другие - в тени бизнеса, третьи - за кулисами большой политики. Эксперты отмечают значительный прирост внимания к этому региону со стороны московского капитала, скандинавов, литовцев и даже китайцев. Сами же калининградцы ищут контакты в первую очередь с теми, кто стремится к равноправному сотрудничеству и готов протянуть руку помощи этому без пяти минут европейскому эксклаву.
Наш корреспондент Андрей Кобяков побывал в Калининградской области, проведя "разведку боем" перед запланированным на апрель визитом в этот регион правительственной делегации нашей республики.
Татарстан - Калининград
В начале 90-х годов именно эти два российских региона не сходили с уст политического истеблишмента, одними из первых повзрослев на волне "второй перестройки". Это проявилось в стремлении обрести разумную, чисто федеральную независимость. Так что между одним из наиболее успешно развивающихся поволжских регионов и бывшей северной частью трофейной Восточной Пруссии есть много общего. А значит, и дружить нам будет легко.
Планируемый визит в Калининград должен стать очередным этапом в развитии сотрудничества двух регионов, начало которому было положено подписанием 19 мая 2003 года соглашения между Правительством РТ и администрацией Калининградской области о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. В начале ноября прошлого года на территории выставочного комплекса "Казанская ярмарка" с успехом прошла выставка-презентация "Дни экономики Калининградской области в Республике Татарстан", в церемонии открытия которой приняли участие Президент РТ Минтимер Шаймиев и губернатор Калининградской области, бывший адмирал Владимир Егоров.
Чем мы можем быть интересны друг другу? Ответить на этот вопрос несложно, вспомнив, что на прошлогодней выставке казанцам были представлены, прежде всего, топливная, рыбная, текстильная и деревообрабатывающая отрасли этого региона. Пользовался популярностью и стенд с изделиями из янтаря (Калининградская область владеет 90 процентами мировых запасов этого солнечного камня). И еще можно вспомнить слова татарстанского Президента о том, что Калининград открывает новые возможности для экспорта нефти, нефтепродуктов и машиностроительной продукции из нашей республики в зарубежные страны.
И еще один интересный факт. В области проживает около двадцати пяти тысяч мусульман, по сей день не имеющих мечети. Пятничные молитвы проходят в домах членов общины. Минтимер Шаймиев пообещал помощь единоверцам с балтийских берегов. Тем более что татарская диаспора является второй в регионе по численности после белорусской. В области действуют татарский национальный культурный центр и "Калининградская торгово-промышленная компания "Татарстан".
Прошлогодний визит в Татарстан гостей с берегов Балтики получил широкие отклики в местной прессе. Вот строки из статьи в "Калининградской правде", озаглавленной "Калининградцы "взяли" Казань": "...Выставка стала для многих жителей столицы республики восторженным открытием морского янтарного края... Надо было видеть, с каким интересом воспринимает тамошний народ все калининградское - от искусства резки солнечного камня до сборки автомобилей. И слышать, как Президент региона из пятерки самых мощных в России откровенно сожалеет, что раньше не вышел на "балтийский путь"..."
А журналисты светлогорской газеты "Янтарное побережье", гордясь успешной презентацией своей фирмы, пишут, что "при посещении выставки Президент Республики Татарстан М.Шаймиев особое внимание уделил экспозиции ООО "Авангардстройматериалы", заявив, что Татарстан нуждается в современных строительных технологиях и готов к крупномасштабному сотрудничеству. Прямо на выставке было достигнуто соглашение о строительстве в Казани первого дома по каркасно-монолитному способу, что особенно интересно для столицы Татарстана, учитывая ее темпы жилищного строительства и отмечаемое в 2005 году 1000-летие города..."
Навеки эксклав?
После ознакомления с полной драматизма историей этой маленькой части балтийского побережья не покидает ощущение, что она навеки приговорена к участи эксклава. Хотя даже сейчас, едва расправив плечи после застойных десятилетий и смутных лет, Калининградская область считается лакомым кусочком. Недаром кроме исторического и официального у столицы региона существуют еще два названия: Караляучюс и Краловиц.
В ранней истории эта земля принадлежала пруссам, балтийской народности. Именно поэтому некоторые литовцы до сих пор считают российскую область своей исторической прародиной. В XIII столетии владения балтов завоевывают тевтонские рыцари, и вскоре от ассимилировавшихся пруссов остается лишь название. В 1255 году здесь встает красивейший замок, а вслед за этим возникает город Кенигсберг (Королевская гора). Через некоторое время ситуация меняется, и в течение двух столетий этот регион живет и развивается под польской короной. С XVI по XVIII век Кенигсберг становится частью королевства Пруссии, а после первой мировой войны, по Версальскому договору, - его восточным эксклавом, отделенным от "большой Германии" так называемым "Польским", или "Данцигским коридором".
Что было дальше, знает каждый окончивший восьмилетку. В августе 1944 года бомбардировщики союзников стирают с лица земли почти всю центральную часть города, а в апреле 1945 года в город с тяжелыми боями входят части Советской Армии. С этого момента у города и региона начинается новая и, увы, не самая впечатляющая страница истории, официально закрепленная в документах Потсдамской конференции и постановлении от 4 июля 1946 года о переименовании Кенигсберга в Калининград. Регион получает неофициальный статус военного форпоста СССР, а из сознания переселенных сюда людей пытаются вытравить всю историю ставшего им родным края. Как оказалось - безуспешно, даже жители местных деревень, в которые соцэкономика превратила бывшие немецкие города, знают исторические названия своих населенных пунктов. И знания эти передаются уже третьему поколению калининградцев, в быту именующих свой главный город коротко и ясно...
..."Кениг"
По-человечески приятно и по-журналистски обидно было сознавать, что добрая половина негативных ожиданий, рожденных чтением статей московских и немецких коллег, улетучилась уже в первый день пребывания в Калининграде. "Черная дыра" российской экономики" (а еще "Империя СПИДа и проституции", "Царство криминала и коррупции") оказалась на деле... не самым, конечно, обычным, но все же типичным российским регионом. Со всеми присущими России болячками.
Феномен "негативизации образа" со стороны москвичей и европейцев объясняется, пожалуй, тремя причинами. Так получилось, что мне пришлось впервые ступить на калининградскую землю после довольно долгого пребывания за рубежом*. Потому я сам чуть было не попался в ловушку контрастов. Ведь если сравнивать, то корректно - с каким-либо иным регионом России, причем желательно не с Москвой и Санкт-Петербургом.
Вторая причина кроется в самой калининградской элите, развязавшей еще в 1993 году информационные войны, порожденные дележом капитала и власти. Кстати, в регионе до сих пор нет ни одного официального СМИ, то есть газеты или ТВ-канала, учредителями которых выступали бы госструктуры. И это, пожалуй, единственное, что оправдывает тех жителей города, которые считают себя европейцами.
Третья причина, скорее всего, - в большой политике, которой так или иначе опутаны все крупные СМИ - как в России, так и на Западе. Образы региона, создаваемые в тот или иной период, чаще всего соответствуют политическим заказам обеих сторон.
Я знакомился с городом, передвигаясь преимущественно на своих двоих, и рано утром, и поздно вечером. Никто меня не грабил, угрожая "шприцем с ВИЧ", никто не предлагал наркотиков, да и проституток, честно говоря, я так и не встретил. Видимо, в отличие от московских и немецких коллег я их просто не искал. Да, есть недалеко от Калининграда цыганский поселок, где всегда можно купить дозу. Но такие места есть, увы, в любом крупном, тем более портовом городе мира. Это - общемировая проблема, решить которую можно лишь победив коррупцию.
Необычность Калининграда и области многогранна. Это и немецкие булыжные мостовые, и огромное количество немецких зданий, в том числе жилых домов. Это и царство подержанных немецких автомобилей. Благодаря статусу особой экономической зоны гнать сюда авто из Германии выгоднее. Впрочем, как пояснили мне местные автолюбители, ни один многомудрый чиновник никакими пошлинами не убедит местного жителя, что "шедевры" отечественного автопрома лучше "старых немок".
Еще одна диковинка, которая, увы, постепенно сходит на "нет", - дисциплинированность местных пешеходов и водителей, не страдающих "светофорным дальтонизмом". На "нет" же ее сводят, по словам самих калининградцев, новые переселенцы, из числа тех, кто приезжает сюда с большими капиталами (из Москвы и Питера) или использует область как трамплин перед решающим прыжком через две границы на историческую родину (из Казахстана). Кстати, о границе...
Находящимся в Калининграде российско-польским пограничным переходам можно посвятить отдельную публикацию. Это тоже излюбленная тема для критических эссе западных и наших "центральных" журналистов. Критика, увы, справедливая, но не функциональная: ругать, не видя ростков позитива и не предлагая альтернативы, - занятие, скорее, для домохозяек, нежели для акул пера. Длиннющие очереди, бюрократическая возня, несогласованность графиков сторон, низкое техническое оснащение - да, все это есть. Но есть и подвижки. Мне удалось "прогуляться" по нейтральной зоне полностью реконструированного многостороннего автомобильного пункта пропуска (МАПП) "Багратионовск - Безледы". Это плод сотрудничества ЕС (в лице программы TACIS) и России, представленной в данном проекте Главным таможенным управлением РФ. К слову, в ходе реконструкции пограничники и таможенники не прерывали работу. По словам заместителя начальника таможенного поста "Багратионовск" подполковника Евгения Геранина, отныне на оформление всех таможенных формальностей для одного авто требуется максимум 5 минут. Пропускная же способность десятиполосного (!) перехода, занимающего площадь 7 гектаров, - 1 тысяча 200 автомобилей в сутки. Суперсовременное оборудование не только значительно облегчило труд таможенников и пограничников, но и сократило время ожидания пересекающих границу людей. Конечно, бывают заминки и накладки. Но ведь людям в отличие от техники для перестройки требуется значительно больше времени.
А мои расспросы по поводу горячо обсуждаемых в прессе "несчастных" челноков, которые с расширением ЕС могут остаться "без куска хлеба", калининградцы воспринимали с улыбкой: "Да что им сделается! Как торговали, так и будут торговать. Наш народ себя в беде не оставит..."
Еще одной изюминкой области, несомненно, является единственный в России незамерзающий морской порт. На самом деле их (кроме базы ВМФ) два - рыбный и торговый. Мне удалось побывать в торговом, который с некоторых пор стал акционерным обществом.
Знаменитый в прошлом ганзейский порт Кенигсберг, расположенный в устье реки Преголя, сегодня если и не переживает свое второе рождение, то, по крайней мере, весьма близок к этому. 70-процентная загрузка его мощностей - показатель весьма солидный, тем более, если вспомнить, какими тяжелыми были для российской экономики последние 10 лет. И какими они втройне тяжелыми стали для Прибалтики.
Порт находится на пересечении двух основных интермодальных транспортных коридоров в особой экономической зоне. В его активе два так называемых пункта стыковки европейской и российской железнодорожной колеи, а главное - кратчайшие (относительно других портов восточной Балтики) расстояния до основных западноевропейских торговых гаваней, самая дальняя из которых в Антверпене находится всего лишь в 1400 милях от Калининграда. А железнодорожные и автотрассы соединяют причалы порта напрямую со всей сетью транспортных путей России и других стран.
Царство главных портовых фигур - подъемных кранов - отдельная "песня". Здесь самые современные супермеханизмы, подавляющая часть которых производится непосредственно в области на предприятии "Балткран". Складское же хозяйство, по объемам, несомненно, уступающее, например, знаменитому Гамбургскому центру логистики, по качеству оборудования уже сегодня может соперничать с портовыми хозяйствами мирового класса.
...Особенно повезет тем посетителям порта, которым удастся застать у одного из причалов легендарное научно-исследовательское судно "Академик Мстислав Келдыш". Кто не знает - именно этот "богатырь-интеллектуал" был заимствован Джеймсом Камероном для съемок знаменитого фильма "Титаник". Мне повезло. Бывший штурман "Келдыша" Валерий Рудаков устроил небольшую экскурсию по лайнеру, и мы даже посидели на палубе, на месте воспоминаний уже постаревшей главной героини бестселлера.
Сегодняшняя Калининградская область с плотностью населения более 60 человек на один квадратный километр считается одним из самых густонаселенных регионов России. Всего здесь проживает 942 тысячи человек, из них 416, 3 тысячи - в самом Калининграде. Область считается самой урбанизированной в России - 77 процентов населения живут в городах. В последнее время здесь активно развивается курортная инфраструктура, радуют успехи частной строительной индустрии, гармонично вплетающей новые здания в неповторимый стиль этого, по архитектурной сути, немецкого города. С момента объявления области сначала свободной, потом особой экономической зоной здесь стали возникать новые отрасли экономики, объединенные понятием "импортозамещение".
- С 1999 года в регионе наблюдается неуклонный рост промышленного производства, - рассказывает первый губернатор области, "отец свободной экономической зоны" Юрий Маточкин. - В течение четырех последних лет он превышает среднероссийский показатель примерно в два раза. Среди новых отраслей в первую очередь следует назвать производство мясопродуктов и мясных консервов, телевизоров (выходим на объем 20 процентов всего российского производства), мебели и автомобилей. К сожалению, в автомобилестроении не получилось реализовать все планы, но тем не менее идет сборка "BMW", налажено сотрудничество в производстве автомобилей "KIA" и уже подписано соглашение с американцами на сборку машин марки "Hammer".
- Не слишком ли радужная картинка?
- От недостатков никто не застрахован, а минусы были заложены в самом законе об ОЭЗ, весьма далеком от совершенства. Даже постановление 1991 года было эффективнее, чем более поздний закон как плод компромисса. Вы ведь помните, что в то время коммунисты составляли большинство в Думе... Мало реальной помощи было оказано сельскому хозяйству, где у всех в России общая беда - неконкурентоспособность. Единственный плюс наших селян - возможность закупать импортную сельхозтехнику, растаможивая ее по льготным тарифам. Мы ожидали большего объема иностранных инвестиций. Причины проигрыша я склонен связывать с неправильными действиями региональной администрации в период с 1997 по 2000 годы и с непоследовательной политикой федерального Правительства, которое систематически пыталось внести изменения в закон об ОЭЗ, реально лишая его главного содержания - таможенных льгот. Не удалось обеспечить и более высокий уровень жизни калининградцев, хотя мы не можем учитывать их реальные доходы. Так, по количеству автомобилей в расчете на тысячу жителей мы занимаем второе место в России после Москвы...
- А как же охи-ахи по поводу будущего эксклава?
- Да мы уже привыкли жить в условиях эксклавности. Только раньше вели переговоры с Вильнюсом, а теперь будем общаться с Брюсселем. Собственно, это не наша задача, а федерального центра - обеспечить им же провозглашенное единое экономическое пространство России и, соответственно, равные права всех субъектов федерации. Либо Москва сумеет договориться с еврочиновниками о таможенных преференциях для изолированной части России (как это удавалось в переговорах с литовцами), либо центру придется компенсировать наши затраты из федерального бюджета.
Гордиев узел Калининграда
Справедливости ради следует отметить, что еще несколько лет назад роль этого российского региона в контексте расширяющегося Европейского Союза явно недооценивалась ни Москвой, ни Брюсселем. Российская политическая элита впервые зашевелилась лишь в 2001 году, чуть раньше ограничилась легким шепотком толпа еврочиновников.
Зато балтийские государства уже в 1997 году инициировали проведение большой конференции, посвященной теме, позже получившей название "Калининградская проблема". Уже тогда было очевидно, что у ЕС и НАТО есть лишь два пути расширения - на север и на восток. Россияне, кстати, были приглашены на конференцию, но никто не приехал. Зато пятью годами позже начались напряженные и затяжные переговоры между Москвой и Брюсселем. В конечном итоге на исторической встрече в верхах 11 ноября 2002 года ЕС и Россия пришли к компромиссу, в результате которого появилось хитроумное понятие "упрощенный транзитный документ (УТД)", заменивший, большей частью чисто семантически, обидное для россиян слово "виза". Впрочем, это все же своего рода прорыв в борьбе с незыблемостью шенгенских правил.
Позднее Путин шокировал еврочиновников предложением постепенного перехода к безвизовым отношениям между Россией и странами-участницами Шенгенского договора. Впрочем, всем ясно, что это реалии не самого близкого будущего. Однако ход сделан.
Вообще, вкратце можно сказать, что в Калининграде в один узел сплелись сразу несколько правовых положений: свобода передвижения внутри собственной страны, территориальная целостность и суверенитет государства, в данном случае и России, и Литвы, а также правила Шенгенского договора и безопасность внешних границ Европейского Союза. Причем, что касается передвижения граждан и транзита грузов, то в данном контексте узел, действительно, гордиев - запутан прилично, но решается, в общем-то, просто. Теоретически...
Еще в Берлине я беседовал с главным редактором журнала "Восточная Европа" Манфредом Заппером, подготовившим год назад уникальный сборник научно-публицистических работ российских и немецких авторов, посвященных калининградской проблеме. По его мнению, главная ошибка большинства журналистов (да и политиков) состоит в том, что они все время муссируют одно и то же - транзит. Но это-то как раз решается относительно просто - путем поиска компромиссов, введения исключений в европейскую и российскую внешнеполитическую практику. А рассматривать ситуацию следует шире, ибо существуют, в первую очередь, проблемы экономического и социального развития региона, его энергообеспечения, избавления от архаичного опасения регерманизации области и новых страхов перед ее европеизацией. В свою очередь чиновники ЕС должны понимать, что пока внутри союза существует этот дважды изолированный эксклав, смешно рассуждать о единой европейской экономике.
- Что касается эксклавности в Шенгенской зоне, то это для нас не проблема, - считает калининградский политолог Владимир Абрамов. - Билет на самолет до Москвы стоит не намного дороже билета на поезд, а чаще пяти раз в месяц в Россию ездят лишь челноки. С момента введения УТД пассажиропоток на железной дороге уменьшился на 500 тысяч человек, но почти на столько же увеличилось количество летающих самолетами. А автобусами в Россию никто не добирается.
Вот энергетика - это да. К 2007 году в Игнолине по требованию ЕС закроют Литовскую АЭС. Далее Литва, Польша и ряд других стран ЕС будут соединены в балтийское энергетическое кольцо - часть единой энергосистемы ЕС. Европейская же система отличается от российской рядом принципиальных технических характеристик. И если мы решим покупать энергию на европейском рынке, то не только станем платить в три раза дороже, но и вынуждены будем полностью переоборудовать всю региональную энергосистему по европейским стандартам...
О страхах со стороны ЕС довольно метко прошелся руководитель Европейской академии Берлина Эккарт Штратеншульте:
- Именно благодаря Калининграду впервые на повестку дня была вынесена перспектива отмены виз для путешествующих из России в страны ЕС и наоборот. Мы же прекрасно понимаем, что виза - отнюдь не преграда для тех, кто пересекает границы с дурными намерениями. У этих типов в запасе масса каналов проникновения. Поэтому от визовых режимов страдают, в основном, порядочные люди...
К перечисленным проблемам можно добавить еще и социально-экономическое отставание области от стран-соседей - Литвы и Польши. И этот дисбаланс, по мнению известного немецкого политолога Хайнца Тиммерманна, станет еще сильнее с расширением ЕС. Средства, получаемые Калининградом от ЕС по программе TACIS, - капля в море тех сумм, которые в качестве подъемных уже начали поступать на счета будущих членов Европейского Союза.
Однако следует отметить, что все специалисты, с которыми довелось встретиться и в Калининграде, и в Берлине, едины во мнении: у Калининградской области больше шансов, чем проблем. Более того, любое слабое место в нынешнем состоянии региона теоретически можно превратить в его сильную сторону. В то же время большинство ученых считают, что здесь имеются лишь два пути развития: либо скорейшая модернизация экономики (что, собственно, и происходит, но очень медленно), либо превращение эксклава в двойную провинцию.
Вместо резюме
Буквально за пару недель до моего приезда, в день 200-летия со дня смерти "главного калининградца" Иммануила Канта, в столице области наконец-то открылось немецкое генеральное консульство. Министр иностранных дел ФРГ Йожеф Фишер, ставший первым немецким министром, посетившим бывший Кенигсберг, лично представил общественности первого генконсула, опытнейшего дипломата Корнелиуса Зоммера. А мне посчастливилось стать первым журналистом, взявшим у бывшего посла ФРГ в Финляндии эксклюзивное интервью. Весь наш разговор вряд ли будет интересным читателям "РТ", но закончить рассказ о сегодняшнем Калининграде хотелось бы именно его словами.
- Когда я ехал сюда, у меня были определенные тревоги и негативные ожидания, вызванные прочитанным, услышанным и увиденным в западных СМИ, - сказал г-н Зоммер. - Оправдались они лишь частично. Я увидел живой, развивающийся город, рьяно учащуюся молодежь, растущий бизнес, успешных молодых предпринимателей. В свете же грядущего расширения ЕС нужно принимать действенные меры по активному развитию инфраструктуры и сокращению бюрократии. У области масса привлекательных сторон. Высок потенциал в области развития туризма. Несомненным плюсом являются квалифицированные рабочие кадры, более выгодные для работодателей на рынке труда ЕС. Да и взаимопонимание между калининградцами и поляками с литовцами значительно лучше, чем между бывшими представителями плановой экономики и классическими капиталистическими странами.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала пресс-службам администрации, областной думы, управления таможенной службы Калининградской области, торгового порта Калининграда и лично Наталье Боровской и Ольге Новосад. Командировка стала возможной благодаря участию автора в программе "European Journalism Fellowships" (Берлин).
-------------------------------------------------------------------------------* Заместитель редактора газеты "Республика Татарстан" Андрей Кобяков в данный момент участвует в научно-исследовательской образовательной программе "European Journalism Fellowships" в Берлине.