Анатолий ГУЖВИН: Вернуть России доминирующую роль на Каспии
Интервью губернатора Астраханской области газете "Транспорт России"
- Анатолий Петрович, хотелось бы для начала услышать общую характеристику транспортного комплекса области.
- Наша территория в силу своего географического положения является стратегически важным транспортным узлом, занимает ключевую позицию на самых коротких, экономически выгодных евро-азиатских транспортных маршрутах. Большое значение администрация области придает развитию международного транспортного коридора "Север - Юг", проходящего через регион. По этому коридору должна обеспечиваться доставка грузов сначала из стран Персидского залива, Индии, Пакистана в иранские порты на Каспии, а затем паромами на железнодорожные станции России, либо судами "река-море" по нашим внутренним водным путям в страны Восточной, Центральной Европы и Скандинавии.
Благодаря Волге и Каспийскому морю Астраханский транспортный узел представляет собой кратчайший и удобный путь, связывающий Европу с государствами Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами бассейна Индийского океана. Открытие нового транспортного коридора Бомбей - Бендер-Аббас - Энзели - Астрахань является выгодной альтернативой существующему ныне маршруту в плане сокращения времени и стоимости транспортировки грузов. Развитие водного коридора Волга - Дон - Дунай позволит увеличить грузопоток из стран Каспийского бассейна, Среднего Востока, Персидского залива, Юго-Западной Азии в Россию, СНГ и Европу. По оценкам экспертов, он составит порядка 20 млн тонн.
Сегодня астраханский воднотранспортный комплекс условно разбит на два стратегических участка: Астраханский консолидированный порт, расположенный в черте областного центра, и морской торговый порт Оля, расположенный на трассе Волго-Каспийского канала на 100 км ниже г. Астрахани.
В области имеется сформированная инфраструктура для мореплавания. В регионе работают более 60 транспортно-экспедиторских и судовладельческих компаний. Предприятия водного транспорта располагают уникальным кадровым потенциалом. Большим преимуществом региона является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать все имеющиеся виды транспорта.
В целом же транспортную сеть области составляют 574 километра железнодорожных путей, 2855 километров автомобильных дорог, 1120 километров внутренних судоходных путей. На водных просторах в навигацию работают около 1000 судов, в том числе на Каспии - более 250.
За многие десятилетия в Астрахани были сформированы все необходимые для мореплавания береговые структуры: портовые мощности, судостроительные и судоремонтные заводы, классификационные и научные учреждения, новый радиоцентр и международные каналы связи, подразделения для метеорологического и гидрографического обеспечения дноуглубительных и аварийно-спасательных работ, санитарно-карантинного и таможенного контроля, соответствующие учебные заведения.
Важное место в транспортбассейной инфраструктуре занимают астраханское отделение Приволжской железной дороги и Астраханский аэропорт, который из-за удобного географического положения используется авиакомпаниями России и других стран как транзитный. Он имеет статус международного.
Интенсивное освоение запасов углеводородного сырья на шельфе Каспийского моря, увеличение круглогодичной отгрузки из Астрахани нефтепродуктов в регионы России и за рубеж диктуют необходимость развития железнодорожно-водной схемы перевалки генеральных грузов и нефтепродуктов. С этой целью построены и введены в эксплуатацию подъездные пути и двусторонняя эстакада на нефтебазе N 3. В нынешнем году планируется увеличить количество переработанных нефтеналивных грузов до двух млн тонн. Причем если раньше осуществлялся слив только сырой нефти, то сегодня транспортники работают с другими нефтеналивными грузами (мазутом, дизельным топливом и т.д.).
Практически все направления железнодорожных линий дублируются автомобильными дорогами, являющимися альтернативными транспортными артериями. Трассы Астрахань - Волгоград - Москва, Астрахань - Элиста - Ставрополь - Ростов, Астрахань - Атырау обеспечивают доставку любых грузов автомобильным транспортом во все регионы европейской части России, северо-западного Казахстана и юга Украины.
В настоящее время ведется строительство объездной автомобильной дороги с восточной стороны г. Астрахани, которая соединит коридор Е-40 "Запад - Восток" с коридором "Север - Юг", и мостового перехода на приграничной с Республикой Казахстан реке Кигач. Это позволит значительно увеличить объемы международных грузоперевозок.
- Россия расширяет рамки международного сотрудничества, в том числе и на каспийском направлении. Какова роль транспортного комплекса региона в глобальных проектах?
- Прикаспий является своеобразным шлюзом, через который Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан, другие азиатские страны, имеющие ограничения по выходу к океанским коммуникациям, торговали и будут торговать с Европой, причем объемы этой торговли имеют стабильную тенденцию к росту. В контексте борьбы за ниши на мировом рынке невозможно переоценить значение Астраханского региона как южных торговых ворот страны. Через Каспий Россия выходит на рынки с общим населением около полутора миллиардов человек.
Общетранспортная ситуация в регионе Каспия настоятельно требует решения главной задачи: как можно быстрее и с минимальными затратами направить грузы по транспортному коридору "Север - Юг", загрузив уже существующие российские коммуникации и обеспечив создание устойчивого грузопотока. Однако уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что организация международного транспортного коридора (МТК) "Север - Юг" практически завершена.
В настоящее время перевозки по коридору осуществляются в основном по транскаспийскому морскому варианту и обеспечивают двухстороннюю российско-иранскую торговлю, объем которой с 1995 года возрос более чем в пять раз. В целях активизации работы на южной оконечности МТК "Север - Юг" сейчас решается вопрос развития транспортных маршрутов между Ираном и Индией.
На основе исследований грузовой базы МТК "Север - Юг", проведенных Минтрансом России, определен возможный объем перевозок грузов в долгосрочной перспективе - до 10 млн тонн в год без учета нефти и нефтепродуктов. В эту цифру включен и грузооборот России с Ираном, Индией, странами Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а также объемы транзита грузов вышеуказанных стран через территорию России. В связи со значительным увеличением грузопотоков в ближайшей перспективе возрастает роль Астраханского транспортного узла, особенно его водно-транспортной составляющей.
Портовые мощности в пределах г. Астрахани обеспечивают перевалку более трех миллионов тонн грузов в год и практически исчерпаны. Дальнейшее наращивание этих мощностей возможно в первую очередь за счет развития морского торгового порта Оля с потенциалом переработки грузов до 8 млн тонн в год, а также оснащения современным технологическим оборудованием участков консолидированного порта и модернизации всей транспортной инфраструктуры.
При этом надо помнить, что и другие прикаспийские государства тоже не теряют времени даром. В частности, по инициативе и при финансовой поддержке Евросоюза в обход России формируется транспортный коридор Европа - Азия - Кавказ в направлении Лондон - Токио. Наши соседи активно вкладывают средства в развитие портовых комплексов: Азербайджан и Туркменистан - по 15 миллионов долларов ежегодно, Казахстан - 35 миллионов, Иран - 40 миллионов. На фоне таких инвестиций активность нашей страны выглядит совершенно недостаточной. Принципиально важно не допустить того, чтобы товаропоток миновал Россию. Ведь в советскую эпоху на каспийском направлении обрабатывалось более 15 миллионов тонн грузов.
- Каковы приоритеты развития транспортного комплекса региона, исходя из государственной стратегии? И каковы ваши предложения?
- Сразу хочу сказать, что сегодня нет необходимости агитировать за транспортный коридор "Север - Юг". Все те сомнения, которые были еще 3-5 лет назад, разрешены, и теперь наша общая задача - мобилизовать все ресурсы, чтобы посредством этого транспортного коридора достигнуть важной цели - вернуть России доминирующую роль на Каспии и открыть для Европы и для нашей страны новые транспортные маршруты.
Мы предлагаем целый комплекс мер, призванных обеспечить дальнейшее развитие портового комплекса и увеличение грузопотока. Так, необходимо установить сквозные тарифные ставки, стимулирующие переключение грузов на транспортный коридор "Север - Юг". К счастью, в этом направлении имеются определенные продвижения: правительственной комиссией по вопросам тарифного регулирования принято решение о выравнивании внутренних и международных тарифов на экспортные грузы, следующие через российские порты.
Следующим шагом станет приведение к мировым стандартам таможенных нормативов оформления товаров и грузов. В рамках Астраханского транспортного узла мы должны внедрить технологию ускоренного оформления грузов и транспортных средств, которая должна устранить простои в портах и пунктах пропуска. Для этого на местном уровне разработана технологическая схема организации пропуска через государственную границу экипажей судов, физических лиц, транспортных средств и грузов. Несомненно, можно было бы ожидать большего грузооборота в связи с появлением дополнительных причалов для захода иностранных судов в Астраханский консолидированный порт, а также со снижением портовых сборов.
Логично, думаю, дать нам возможность оставлять для области часть средств, собранных Астраханской таможней, и направлять их на развитие олинского комплекса. Значительно бы ускорило дело предоставление Астраханской таможне права самостоятельно принимать решения и растаможивать товары. Сегодня же из-за каждой упаковки весом более трех килограммов необходимо проводить сложную процедуру согласования.
Более оперативному решению различных вопросов, возникающих по ходу реализации проекта "Север - Юг", способствовало бы открытие в городе Решт провинции Гилян консульства Российской Федерации.
Необходимо разработать приемлемые для всех прибрежных государств правила судоходства в акватории Каспийского моря в рамках соглашения по торговому мореплаванию, активизировать процесс разработки и принятия каспийского меморандума о взаимопомощи в вопросах контроля судов.
К числу приоритетных задач государственного уровня необходимо отнести усиление роли российского флота в транспортном процессе на Каспии. Нужно учитывать попытки зарубежных судоходных компаний (Украина, Азербайджан) выйти на обслуживание грузоперевозок по Каспию. Транспортной "интервенции" можно противодействовать с помощью строительства современных судов и правильно выбранной тарифной политики при усилении регулирующей роли государства. Требуется корректировка стратегического курса в области морских перевозок и морского судостроения: необходимо построить не только быстроходные и емкие суда, но и отработать на уровне мировых стандартов весь процесс внедрения новейших транспортных технологий. Важно добиться, чтобы как минимум отечественные грузы было выгодно возить под национальным российским флагом.
Геополитическое положение Астраханской области в значительной степени определило уровень концентрации судостроительно - судоремонтных предприятий, их значение и высокий удельный вес в общем объеме промышленного производства региона. Имеющиеся в области 12 заводов способны строить суда любого класса и назначения, а также уникальные технические средства для поиска и добычи углеводородного сырья на морском шельфе. И мы готовы к этой работе.Должен сказать, что многое из приведенного перечня предложений вошло в список поручений, данных Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным после его рабочей поездки в Астрахань. Главное сегодня - динамичность в реализации поставленных задач, ускорение темпов работ во всех направлениях, по всем проблемам, связанным с формированием коридора "Север - Юг".
Усиление влияния России на Каспии Президент России называет одной из приоритетных для нашей страны задач. В ее рамки как нельзя лучше вписывается создание мощного транзитного центра на базе Астраханского транспортного узла. Помимо чисто коммерческих выгод, получаемых от обслуживания транзита, это и новые рабочие места, и модернизация инфраструктуры транспортного комплекса, и налоги в бюджеты разных уровней, и заказы судостроительным предприятиям. Думается, одна из основных на сегодняшний день целей - привлечь внимание как отечественных, так и иностранных деловых кругов к возможностям нового транспортного коридора.
*
Прикаспий является своеобразным шлюзом, через который Иран, Узбекистан, Западный Китай, Афганистан, Казахстан, другие азиатские страны, имеющие ограничения по выходу к океанским коммуникациям, торговали и будут торговать с Европой, причем объемы этой торговли имеют стабильную тенденцию к росту.
*
В области имеется сформированная инфраструктура для мореплавания. В регионе работают более 60 транспортно-экспедиторских и судовладельческих компаний. Предприятия водного транспорта располагают уникальным кадровым потенциалом. Большим преимуществом региона является возможность интермодальной организации грузоперевозок, позволяющей сочетать все имеющиеся виды транспорта.
***
В фарватере национальных интересов
Портовый комплекс Астраханской области является одним из ключевых звеньев транспортного коридора "Север - Юг". Располагая развитой инфраструктурой, выходами через сети внутренних водных путей, автомобильных, железных дорог на транспортные магистрали России и далее в страны СНГ, Европы, он активно включился в процесс организации грузоперевозок по новому транспортному маршруту.
ОБЪЕМЫ переработки экспортно-импортных грузов, проходящих через Астраханский портовый комплекс, по итогам 2003 года составили 3942,1 тыс. тонн, что более чем в полтора раза превысило результат 2002 года (2503 тыс. тонн). Основой грузопотоков являются черные металлы и металлоизделия (63%), лес и пиломатериалы (7%), бумага (4%), контейнерные грузы (3%), продукты питания (1%), асбест (0,9%), автомашины (0,9%), химическая продукция (0,7%), промышленное оборудование (0,5%), товары широкого потребления и сельскохозяйственная продукция (1,7%). Увеличились объемы нефтепродуктов (17%), к традиционным грузам добавились перевозки зерна. Наметившаяся за последние годы тенденция роста грузопотоков сохраняется. За два месяца текущего года через причальные комплексы перевалено более 600 тыс. тонн грузов, что превысило показатели 2003 года в 1,3 раза.
Портовый комплекс Астраханской области включает в себя порты Астрахань и Оля. Порт Астрахань расположен в пределах городской черты и состоит из 16 причальных комплексов, из них 15 специализируются на перевалке сухих грузов и один - на перевалке наливных (11 причалов). Все участки оборудованы складскими площадями и оснащены погрузочно - разгрузочной техникой, большинство из них имеют внутрипортовые железнодорожные линии.
Одним из самых перспективных в портовой индустрии области является новый морской торговый порт Оля. Правительством Российской Федерации он отнесен к категории важнейших федеральных объектов и включен в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России".
Выгодное географическое положение порта Оля дает возможность круглогодично осуществлять перевалку грузов, обеспечивает выход на речные, морские, автомобильные и железнодорожные магистрали. Концепцией развития порта предусмотрено возведение двух грузовых районов. В настоящее время идет строительство первого, который включает в себя терминалы для грузов крытого и открытого хранения, контейнерных, тяжеловесных и ролтрейлерных грузов. Построены и работают два причала для генгрузов обшей длиной 330 метров и мощностью 600 тыс. тонн в год, контейнерный терминал мощностью 28 тыс. TEU в год на причале N 3.
Подъезд автотранспорта к порту Оля обеспечивается дорогой федерального значения. Подъездной железнодорожный путь общего пользования (50 км) от железнодорожной станции Яндыки Северо-Кавказской железной дороги до припортовой станции Оля проектируется и строится за счет государственных средств. Строительство начато в сентябре 2003 года. Завершить работы планируется в августе текущего года. Железнодорожный путь обеспечит работу первого грузового района с возможностями по перегрузке 4 млн тонн грузов в год.
Второй грузовой район порта Оля будет включать нефтяной терминал, причалы для генеральных, лесных, навалочных, скоропортящихся грузов, комплекс для обработки железнодорожных и автомобильных паромов.
РЕАЛИЗАЦИЮ государственной политики в области торгового мореплавания в бассейне нижней Волги и на севере Каспия, решение задач, стоящих перед транспортным ведомством России в указанном регионе, осуществление функций государственной портовой власти в портах Астрахань и Оля выполняют ГУ "Морская администрация порта Астрахань" (МАП) и Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт".
Морская администрация ведет контроль и надзор за выполнением требований российского законодательства, международных договоров и соглашений, относящихся к торговому мореплаванию, всеми судами, независимо от форм собственности, их ведомственной и национальной принадлежности. МАП обеспечивает порядок захода, выхода судов в/из портов Астрахань и Оля, создает условия для безопасного плавания и стоянки судов в портах, на рейдах, в акватории Волго-Каспийского канала (ВКК). Регулирует движение судов с использованием современных систем связи и навигации, разрабатывает и издает обязательные постановления по порту, осуществляет координацию сил взаимодействия по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в акваториях ВКК, портов Астрахань и Оля и в Каспийском бассейне, контролирует соблюдение условий лицензируемой деятельности на морском транспорте.
Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт" осуществляет ремонт, строительство, эксплуатацию и надзор за эксплуатацией портовых гидротехнических сооружений, объектов и систем обеспечения безопасности мореплавания в портах Астрахань, Оля и на Волго-Каспийском канале. Выполняет функции заказчика-застройщика порта
Оля. Проводит ремонтные, дноуглубительные работы в акватории портов и на ВКК. Определяет состояние габаритов судоходных объектов морских путей (каналов, фарватеров., рейдов, портовых акваторий), информируя об этом судоводителей, а также объемы планируемых и выполненных дноуглубительных работ. Обеспечивает деятельность морской зоны А-1, А-2 Глобальной морской системы связи при бедствиях (ГМССБ), систем спутниковой связи.
Филиал оказывает различные виды услуг судам непосредственно на территории и в акватории портов, на Волго-Каспийском канале, в том числе осуществляет лоцманскую и ледокольную проводку, буксировку судов и плавсредств, предоставляет услуги связи, в числе которых служебная и частная радиотелеграфная, радиотелефонная связь с судами заказчика, обработка телетайпной информации по прямым телеграфным каналам и каналам абонентского телеграфа, передача факсимильной информации.
Предприятие имеет причал длиной 241,65 м и шириной прикордонной полосы 22,5 м, на котором одновременно может приниматься до 2 судов с осадкой до 3 м. На нем производится круглогодичная бункеровка судов технической и питьевой водой, оказываются услуги по отстою, предоставлению автотранспорта членам экипажей и судовладельцам.
В ближайшей перспективе филиалом планируются активная проработка проектов оказания услуг по агентированию судов, фрахтованию, оперирование флотом, осуществление технического менеджмента судов, их бункеровка топливом и ГСМ.
Морская администрация и Астраханский филиал ФГУП "Росморпорт" приглашают к сотрудничеству фирмы, которые заинтересованы в реализации долгосрочных проектов в одном из наиболее перспективных регионов мира. Информация по тел.: +7 (8512) 58-48 21, 58-57-08, 58-47-69, доб. 258, 252; факс: +7 (8512) 58-57-53, 58-57-76.
E-mail: marimark@astranet.ru; capastr@astranet.ru.
Сайт: http:// cci.astrakhan.ru
***
На пределе возможностей
Наша справка, В 1974 году на базе филиала Астраханского пассажирского предприятия N 1 создается "АПАП-3", за которым закрепляется небольшой участок территории с производственным и административным зданиями, И уже в 1976 году численность перка составляет 212 автобусов. В связи с тем, что территория предприятия становится очень тесной, в 1980 году начинается освоение новой производственной площади в 7,5 га. И через пять лет коллектив празднует новоселье.
Очередной мощный стимул к развитию предприятие получило в 1986 году, когда в Аксапайском газовом комплексе начал действовать филиал "ПАТП-3". Общее число подвижного состава выросло до 374 единиц.
Одновременно шло строительство новых корпусов, расширялась производственная база. Были построены котельная, механизированная мойка с очистными сооружениями, ремонтные мастерские, столовая, оздоровительный комплекс, два административных здания.
Трудные времена, называемые годами реформ, наложили свой негативный отпечаток и на "ПАТП-3". Но предприятию удалось сохранить большую часть маршрутной сети. На городских, пригородных, междугородных, межобластных, международных маршрутах в настоящее время работают 125 автобусов.
В коллективе более ста ветеранов труда, которые стремятся передать свой богатый опыт молодым. Предприятие твердо ведет свою транспортную политику, стараясь грамотно ориентироваться в новых рыночных условиях. Мы располагаем современной ремонтной базой, способной обслужить свой транспорт, имеем 65 договоров на техническое обслуживание и ремонт с частными предпринимателями.
О сегодняшнем дне государственного предприятия "ПАТП N 3", о трудовых буднях его коллектива, о сложностях и путях их преодоления рассказывает директор автопредприятия Геннадий ЗАДОРКИН (на снимке).
На сегодняшний день предприятием обслуживаются 21 междугородный маршрут, 6 городских и 14 пригородных маршрутов. Большую часть парка составляют автобусы "Вольво", "Икарусы" различных модификаций 1984-1990 годов выпуска. В последнее время в связи с введением с 1 января 2003 года новых таможенных пошлин о приобретении автобусов импортного производства можно только мечтать, а вот отечественного современного междугородного автобуса нет.
Несмотря на то, что предприятие трудится на пределе своих возможностей, главной задачей дня остается качественный уровень обслуживания пассажиров. В настоящее время одной из проблем государственных предприятий является то, что на транспортном рынке работают автобусы частных лиц, которые несут меньшие убытки, не говоря уже об инфраструктуре и налогообложении. Перевозим мы 64 категории льготников, тогда как индивидуальные предприниматели - только 7.
На предприятии проводится ряд мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Различные стажировки, обучение и переобучение водительского состава позволили ежегодно снижать показатели аварийности на лицензируемом автомобильном пассажирском транспорте. Количество ДТП на один млн км пробега - 0,69. Две трети водителей предприятия - специалисты первого и второго класса.
Технической службой с целью уменьшения затрат на ремонт автобусов налажено сотрудничество со специализированными предприятиями по ремонту, восстановлению, приобретению узлов и агрегатов, расположенных в Москве, Апшеронске, Ново-Московске, Волгограде и других городах. В результате мы наладили восстановление бывших в употреблении запасных частей, отказавшись от приобретения таких дорогостоящих новых деталей, как коленчатые валы и блоки цилиндров, насосы гидроусилителя руля, в том числе для автобусов импортного производства. Также ведется работа без посредников, а это значит - без дополнительных издержек, с Ярославским шинным заводом.
На территории предприятия эксплуатируется собственная АЗС, топливо на которую по более низким ценам поставляется коммерческими фирмами. В целях экономии 90 процентов автобусов марки ПАЗ переведены на газовое топливо, выгода от использования которого составляет более 270 тыс. рублей в год. На нашей базе оказываются услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей сторонним предприятиям.
Одной из проблем автохозяйства является изношенность подвижного состава: кузова большинства автобусов прогнили до такой степени, что на них нельзя даже поставить латки. Поэтому был организован капитальный ремонт кузовов собственными силами с привлечением классных специалистов. В результате только за минувший год мы возвратили в строй 10 автобусов, в том числе три автобуса "Вольво" и один "Икарус".
К сожалению, большие трудности у нас возникают при обслуживании пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутов по вине водителей-частников, которые перевозят людей, не имея на это разрешений. Например, в последнее время на маршруте Астрахань - пос. Володарский и ряде других внутриобластных маршрутах наблюдается следующая картина: автобусы, принадлежащие частным предпринимателям, выезжают впереди рейсовых автобусов и перехватывают платных пассажиров, оставляя государственным автобусам пассажиров-льготников. Если так будет продолжаться, то предприятие, теряя доходы, будет вынуждено прекратить работу на этих маршрутах.
Ранее в связи с резким увеличением количества маршрутных такси в городе предприятие было вынуждено сократить число рейсовых автобусов. Например, на одном из основных городских маршрутов - N 6 (пл. Октябрьская - пос. Ильинка) - подвижной состав был сокращен на два автобуса в связи с тем, что параллельно с ним работали более 50 "ГАЗелей".
Не только в нашей области государственные автопредприятия столкнулись с подобными трудностями. Но выйти из сложившейся ситуации можно, ведь по своей сути пассажирские автоперевозки не могут не пользоваться спросом. И если помочь государственным специализированным автопредприятиям в приобретении современных, удобных для пассажиров автобусов большой вместимости, то они значительно улучшат качество обслуживания пассажиров. Понимая важность проблемы, областная администрация рассматривает возможность приобретения новых автобусов.
В настоящее время "ПАТП N 3" - самое крупное автопассажирское предприятие области. Здесь работают около 500 человек, в том числе 200 водителей. Несмотря на трудности, люди своевременно получают зарплату, сохраняется тенденция к ее повышению.