И достигла показателей февраля 2002 г.
Результаты работы предприятий леспрома в первые месяцы 2004 г. впечатляют: по отдельным позициям рост к февралю прошлого года превысил 10%. Успехи отрасли, однако, имеют прозаическое объяснение - год назад в отрасли наблюдался спад. Главной тому причиной было сокращение объемов лесозаготовки (техника не выдерживала морозов), что привело к острому дефициту лесного сырья. В этом году с погодой повезло больше. О спаде нет и речи - напротив, отрасль растет, причем более высокими темпами, чем экономика в среднем.
Индекс производства продукции лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, согласно данным Госкомстата России, в январе-феврале 2004 г. составил 108, 7% к первым двум месяцам прошлого года. Выпуск фанеры увеличился на 11, 8%, бумаги - на 14, 5%, картона - на 18, 5%, древесно-стружечных плит - на 21, 3%.
Высокие темпы роста в лесной отрасли в решающей мере определяются низкой сравнительной базой первых месяцев 2003 г., когда практически во всех сегментах рынка, включая благополучную целлюлозно-бумажную промышленность, произошел спад. С учетом этой поправки сегодня можно говорить не о впечатляющем росте лесного комплекса, а лишь о выходе на показатели соответствующего периода 2002 г.
Слабым звеном лесного комплекса по-прежнему остается лесозаготовка. Объемы вывозки деловой древесины на крупных и средних предприятиях, согласно мониторингу "Фокуса", падают четвертый год подряд. Впрочем, здесь все яснее просматриваются обнадеживающие тенденции. Так, в январе- феврале на лесозаготовительных предприятиях, входящих в холдинг "Череповецлес", вывозка древесины увеличилась в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 13%. Генеральный директор ОАО "Череповецлес" Валерий Писарев пояснил "Фокусу", что таких показателей удалось достичь в решающей мере за счет развития материальной базы. "Мы на 20% обновили лесозаготовительную технику, - говорит Валерий Писарев. - Сегодня есть основание говорить о стабильном наращивании объемов лесозаготовки".
Дефицит сырья все чаще подталкивает переработчиков к закупке для лесорубов новой техники и строительству лесовозных дорог. Так, лесопромышленная корпорация "Илим Палп Энтерпрайз" закупает современную лесозаготовительную технику, лесовозы и строительно-дорожные машины - общая стоимость программы превышает 240 млн евро. Результат не заставил себя ждать. Генеральный директор холдинга Сергей Костылев отметил в разговоре с "Фокусом", что лесозаготовительные предприятия корпорации в январе-феврале увеличили объемы вывозки леса по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 23%.
Промышленная группа "Соломбальский ЛДК", специализирующаяся на выпуске обработанных пиломатериалов, также объединила вокруг себя ряд лесозаготовительных предприятий. Начальник отдела планирования и анализа СЛДК Андрей Шабанов в беседе с "Фокусом" сообщил, что в январе-феврале 2004 г. по холдингу в целом отмечен рост, что в решающей мере обусловлено укреплением сырьевой базы комбината. Заготовка и вывозка лесоматериалов составила 116% к соответствующему периоду прошлого года. "Причина успеха заключается в инвестициях, - говорит Андрей Шабанов. - Мы приобрели новую технику и вправе были рассчитывать на результат от ее внедрения". В планах группы "Соломбальский ЛДК" на 2004 г. предусмотрено наращивание объемов производства пиломатериалов.
Согласно мониторингу "Фокуса", лидером промышленного роста в январе-феврале 2004 г. стал Сегежский ЦБК, где объем выпуска продукции увеличился в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 54%. Как пояснил "Фокусу" помощник генерального директора комбината Николай Габалов, столь значительный рост был запланирован. "Мы остановили часть оборудования на реконструкцию, что приведет к временному сокращению выпуска продукции, - говорит Николай Габалов. - Поэтому было принято решение увеличить запасы на складе. На поставках продукции партнерам наша реконструкция не отразится". На комбинате идет крупнейшая в истории предприятия модернизация варочного и бумагоделательного производства. Общий объем инвестиций превышает 410 млн евро. Сегежский ЦБК является единственным в стране поставщиком особо прочной микрокрепированной упаковочной бумаги, пользующейся повышенным спросом на рынке.
Целлюлозно-бумажное благополучие
Продолжающийся общий подъем экономики страны благотворно влияет на ситуацию в целлюлозно-бумажной промышленности. Потребление бумаги и картона на внутрироссийском рынке увеличивается. "О растущих потребностях внутреннего рынка в бумаге и упаковочной продукции ясно говорит тот факт, что комбинаты в январе-феврале увеличили производство целлюлозы по варке (т. е. для ее дальнейшей переработки в бумагу) почти на 13% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года", - заявил "Фокусу" вице-президент РАО "Бумпром" Анатолий Черновол.
Выпуск товарной целлюлозы (на продажу) продолжают наращивать в основном крупные предприятия-экспортеры, поскольку конъюнктура на рынке целлюлозы несколько улучшилась. Значительно - на 24% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года - увеличилось производство офсетной бумаги, что связано с оживлением рынка полиграфической продукции.
В январе-феврале устойчивый рост отмечен на крупнейшем российском предприятии ОАО "Волга", где производится 32% отечественной газетной бумаги. Объем выпуска продукции здесь увеличен по отношению к аналогичному периоду 2003 г. более чем на 8%. Как известно, контрольный пакет ОАО "Волга" принадлежит фонду "Ост Вест Груп". Генеральный директор "Ост Вест Груп" - владельца контрольного пакета акций комбината - Юлий Калоев пояснил "Фокусу", что долгосрочные контракты составляют не менее половины портфеля заказов ОАО "Волга". "Потребители из развитых стран предпочитают работать с "Волгой" на основании годовых контрактов, - говорит Юлий Калоев. - В них зафиксирован не только объем, но и цена, которая не подлежит пересмотру в течение года".
Специалисты ОАО "Волга" отмечают улучшение общей конъюнктуры рынка газетной бумаги. За последние месяцы зафиксирован рост цен, что позволяет рассчитывать на получение дополнительной прибыли. В перспективе рост объемов выпуска бумаги продолжится. Реализация запланированной на 2004-2005 гг. инвестиционной программы позволит снизить потребление целлюлозы, увеличить производство газетной бумаги и улучшить качество продукции. Акционеры и менеджмент комбината планомерно работают над укреплением сырьевой базы. В 2004 г. направлены значительные инвестиции в лесозаготовительные подразделения, что снижает зависимость ОАО "Волга" от сторонних поставщиков леса.
Мебельщики развивают успех
Рост платежеспособного спроса населения и улучшение финансовой ситуации предприятий создают благоприятный климат для развития мебельной промышленности.
На долю ОАО "Мебельная компания "Шатура" приходится порядка 12% всей производимой в стране мебели. В 2003 г. объем продаж здесь увеличился на 20%. "Шатура" активно наращивает свои производственные мощности. Так, введена в эксплуатацию первая очередь новейшего завода ДСП, заканчивается строительство второй очереди. Общий объем инвестиций в этот проект составляет порядка $45 млн. После его ввода в эксплуатацию в 2004 г. "Шатура" увеличит производство ДСП более чем в два раза, полностью обеспечив себя основным конструкционным материалом. Примерно такой же объем инвестиций направлен на совершенствование системы логистики. В настоящее время под маркой "Шатура" работают более 300 фирменных магазинов во всех российских регионах. Руководитель отдела общественных связей компании "Шатура" Вадим Бахтов в беседе с "Фокусом" подчеркнул, что полностью сформирована производственная база для развития на протяжении ближайших 4-5 лет.
Уверенно растет объем продаж и на Московском деревообрабатывающем комбинате N 17, который специализируется на выпуске офисной мебели. Директор предприятия по маркетингу Алла Софиенко сказала "Фокусу", что рост в решающей мере произошел за счет качества и полного обновления ассортимента. "Мы перешли на современные модели, которые нравятся потребителям, - говорит Алла Софиенко. - Если год назад лишь половина посетителей нашего демонстрационного зала становились покупателями, то сегодня приобретают мебель около 80%". Несмотря на то что на протяжении последних четырех лет объем реализации продукции растет в среднем на 8% в год, специалисты комбината с большой осторожностью говорят о вступлении в период стабильности. "На рынке мебели слишком сильна конкуренция, - поясняет Алла Софиенко. - Предприятия все больше средств выделяют на рекламу и продвижение своей продукции на рынок. А дополнительные расходы далеко не всем по плечу".
Фанерный щит отрасли
Не будет преувеличением сказать, что производство фанеры сегодня для отрасли является чем-то вроде локомотива, несущего лесников к сияющим вершинам. В 2003 г. объем производства фанеры более чем на 13% превысил лучшие показатели советского периода. Русская фанера оказалась вне конкуренции в Европе, Азии и Америке. Высокий спрос на фанеру стал главной причиной роста производства на ведущих российских фанерных предприятиях.
Торгово-промышленная группа "Юнайтед Панел Груп" объединяет два ведущих фанерных предприятия - Пермский и Жешартский фанерные комбинаты. Доля холдинга в общероссийском объеме выпуска фанеры превышает 13%. В январе-феврале производство продукции на предприятиях холдинга увеличилось в целом более чем на 6%. Президент управляющей компании "Юнайтед Панел Груп" Игорь Беккер в беседе с "Фокусом" отметил, что рост достигнут за счет стабильно высокого спроса на фанеру. В третьем квартале прошлого года были созданы необходимые запасы сырья, что позволяет выдерживать четкий производственный ритм. "У нас есть все основания прогнозировать дальнейшее увеличение объемов производства фанеры, - считает Игорь Беккер. - Поэтому мы проводим модернизацию на Пермском фанерном комбинате. При выходе новой линии на проектную мощность объем производства фанеры вырастет на 45 000 куб. м в год". В развитие мощностей на Пермском фанерном комбинате вложено порядка $12 млн. В ближайшей перспективе, по словам Беккера, планируется интенсивно наращивать выпуск ламинированной фанеры. На Жешартском фанерном комбинате инвестиции сконцентрированы в основном на развитии производства нового продукта - плит МДФ для мебельной промышленности. С выходом нового производства на проектную мощность комбинат будет производить порядка 130 000 куб. м плит в год.
На предприятиях холдинга "Свеза" в январе-феврале объем выпуска фанеры увеличился в сравнении с соответствующим периодом 2003 г. на 13%. Кроме фанеры, "Свеза" производит ДСП, объем выпуска которых вырос за два месяца на 3%. В состав холдинга входят ОАО "Усть-Ижорский фанерный комбинат" (Санкт-Петербург), ОАО "Фанплит" (Кострома) и ОАО "Новатор" (Вологодская область). Как пояснила "Фокусу" специалист отдела маркетинга "Свезы" Алла Поздеева, увеличение объемов производства достигнуто за счет модернизации оборудования и оптимальной загрузки производственных мощностей. В 2004 г. компания планирует дальнейшее увеличение выпуска фанеры за счет ввода в эксплуатацию нового оборудования. Специалисты "Свезы" отмечают, что увеличение спроса на фанеру в России сопровождается ростом цен. В результате разница в экспортных и российских ценах сокращается, что приведет к определенной переориентации производителей фанеры на внутренний рынок.
***
Справка
Объем производства на предприятиях отрасли январь-февраль 2004 г. в % к январю-февралю 2003 г.
Сегежский ЦБК, бумага (Республика Карелия)..................154, 0
Верхнекетский ЛПК, лесозаготовка (Томская обл.) ..............143, 0
Национальная лесоиндустриальная компания, лесозаготовка.....137, 0
Сокольский ДОК, пиломатериалы (Вологодская обл.)............135, 0
Кондопога, бумага (Республика Карелия)......................130, 4
Нойзидлер-Сыктывкар, бумага (Республика Коми) ..............122, 0
Шатура, мебель (Московская обл.)............................120, 0*
Архангельский ЦБК, бумага, картон...........................118, 1
Свеза, фанера, плиты ......................................113, 0
Череповецлес, лесозаготовка (Вологодская обл.) ...............113, 0
Койгородский лесокомбинат, лесозаготовка (Республика Коми) ...112, 6
Титан, лесозаготовка (Архангельская обл.).....................109, 8
Соликамскбумпром, бумага (Пермская обл.)....................109, 6
Волга, бумага (Нижегородская обл.)...........................108, 0
Котласский ЦБК, бумага, картон (Архангельская обл.) ...........106, 5
Усть-Илимский ЛПК, целлюлоза (Иркутская обл.) ...............106, 4
Братский целлюлозно-картонный комбинат (Иркутская обл.)......106, 1
Юнайтед Панел Груп, фанера, плиты..........................106, 0
Светлозерсклес, лесозаготовка (Архангельская обл.)............103, 7
Деревообрабатывающий комбинат N17, мебель (Москва)........103, 5
Ульяновский ЛПК, пиломатериалы............................102, 0
*Отчетность за 2003 г.
Источник: данные компаний
***
Заместитель генерального директора ЗАО "Национальная лесоиндустриальная компания" Федор ПОТАПЕНКО
Комментируя Лесной кодекс, можно отметить два серьезных момента, на которые необходимо обратить внимание прежде всего. Во-первых, лес остается в ведении федеральных органов власти, а субъектам Федерации будут частично делегированы права по распределению лесных угодий. Если Министерство природных ресурсов находит недостатки в действии субъекта Федерации, права отзываются. Здесь во многом присутствует субъективный фактор. С этим нельзя согласиться! К примеру, 70 % Вологодской области занимают леса. Соответственно и прав у субъекта Федерации должно быть больше. Второе. Наша компания вкладывает большие средства в развитие инфраструктуры лесного комплекса: мы строим лесные дороги, отапливаем поселки. Дороги в итоге оказываются общего пользования.
Решить все проблемы инфраструктуры ЛПК - непосильное бремя для многих леспромхозов. Должна быть либо введена компенсация инвестиций от государства, либо пересмотрена система налогообложения. Кроме того, при конкурсном отборе необходимо учитывать не только сумму, которую та или иная компания готова сегодня выложить за аренду леса, но и степень ее предыдущего участия в решении проблем инфраструктуры ЛПК, уровень технической оснащенности, используемые технологии. Не нашло своего отражения в Лесном кодексе и создание эффективной системы контроля и охраны от нелегальных рубок, а также право долгосрочного арендатора на приобретение лесного участка в собственность. Мы сформулировали свои предложения на совещании в правительстве Вологодской области.