Лица российского MBA

Дмитрий Рувинский: "Я поставил голову на место"

В 1990-х годах российский МВА ругали за низкую практическую ценность учебных программ. Однако, похоже, ситуация меняется. Выпускники начала 2000-х отзываются о российских программах МВА уже иначе: недостатки есть, но учиться нужно. Так считает и гендиректор рекламной группы "ДА МЕДИА" Дмитрий Рувинский.

- Почему вы решили получить бизнес-образование?

- Я подал документы в бизнес-школу практически сразу после того, как то же самое сделал мой партнер по бизнесу. Для него это было третье образование. У меня же тогда был только один диплом об окончании вуза. Я подумал, что негоже отставать от партнера.

- Испугались, что он станет умнее?

- Да нет - надоело самообразованием заниматься. От этого только тупеешь. Вопросов много, а книги попадаются не те. Читаешь какую-то ерунду. Я пошел в бизнес-школу, чтобы мне голову поставили на место.

- Почему вы выбрали именно Академию народного хозяйства (ЛИХ)?

Название громкое. Вслушайтесь - Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. Звучит!

- Но есть и другие школы с громкими названиями, скажем Высшая школа бизнеса в МГУ им. М.В. Ломоносова. Почему вы не остановили свой выбор на ней?

- У меня было три причины для того, чтобы поступить в бизнес-школу при АНХ. Первая - качество образования. У меня есть знакомый, он окончил именно эту бизнес-школу. Она ему многое дала, и он настоятельно советовал мне поступать туда же. Вторая причина - срок обучения. В АНХ диплом давали через год. Тогда как обычный срок обучения в МВА - два года. И, наконец, третья причина - близость от дома. Школа находится в 15-ти минутах езды от места, где я живу.

-Ане думали о том, чтобы уехать учиться за границу?

- Это было невозможно по четырем причинам: деньги (зарубежное образование значительно дороже), отрыв от работы (для совладельца компании это немыслимо), время (на западе МВА обычно длятся больше года) и, наконец, языковой барьер.

- Какая у вас была специализация в школе?

- Маркетинг.

- Почему именно маркетинг?

- Я поздно решил поступать. Когда я подавал заявление, мест на отделении менеджмента уже не было. Впрочем, я не расстроился. Мое первое образование было по сути дела менеджерским. К тому же, я уже много лет занимаюсь управлением. Что нового могли мне рассказать? В итоге, я стал слушателем маркетинговой группы.

- Руководители бизнес-школ любят говорить о том, что они берут далеко не всех. Сложно было пройти тестирование?

- Какое-то тестирование, действительно, было.

- Готовились к нему?

- Нет. Но отбор все-таки был. Чтобы попасть в школу, нужно было иметь высшее экономическое образование и опыт работы на руководящей должности более трех лет.

- Что представлял собой учебный процесс?

- Он был очень тяжелым - более 1000 часов. Слушатели должны были посещать школу четыре раза в неделю: трижды в будни и один раз в субботу. В будни занимались по три часа, в субботу - по восемь. После каждого прочитанного курса следовал экзамен или зачет. Завершилось наше обучение двумя госэкзаменами по экономике и специализации, а также защитой диплома.

- Тяжело было сдать выпускные экзамены?

- На каждом из экзаменов было по три вопроса. На них нужно было ответить письменно. Рука устала писать.

- К компьютеру привыкли?

- Точно, а им пользоваться не разрешили. А что руководители пишут от руки? "Одобряю" и подпись.

- Все получили дипломы?

- Чтобы его получить, нужно было "находить" 1000 часов. Тем, кто этого не сделал, диплом не дали.

- Что вам не понравилось в учебном процессе?

- Было немало слабых педагогов. Учебная программа была не до конца продуманна. Нам, например, преподавали логистику. А зачем мне логистика? Чтобы кассету с роликом клиенту передать? Или другой пример. В бизнес-школе нас учили тому, что такое всемирная паутина, как ей пользоваться, как она обозначается на письме (очень полезные знания для людей с трехлетним стажем работы на руководящей должности!).

Другая беда российского бизнес-образования в целом и бизнес-образования в АНХ в частности в том, что у нас было мало кейсов. А из тех, что были, многие были посвящены опыту западных компаний. А что полезного мы можем почерпнуть из опыта западных компаний? В одном из кейсов нам предложили определить, чей маркетинг лучше: одного всемирно известного автопроизводителя или его конкурента? Смешно, что именно я, совладелец рекламного агентства "ДА МЕДИА" , сужу гигантов. На мой взгляд, они оба - гении.

Не понравилось мне и то, что учебная программа была слабо адаптирована к российской специфике. Например, нам читали корпоративное управление. Замечательно читали, но проблема заключается в том, что в России еще нет настоящих корпораций. У нас основные собственники продолжают управлять компаниями, а на биржах крутится такой незначительный процент акций, который ни на что не влияет. У нас капитализацию наращивают, скупая офисы и давя дилеров.

Кроме того, в бизнес-школе не было единой точки зрения, которой бы придерживались все преподаватели. Нередко лекция у нас начиналась с заявления, что все сказанное предыдущим педагогом - глупость, и о ней нужно забыть.

- Не жалеете тех денег, которые потратили на образование?

- Нет. Я пошел, чтобы мне поставили голову на место. И это сделали. До МВА я думал, что у нас [в "ДА МЕДИА"] все не правильно, что должно быть по-другому, но в бизнес-школе понял, что так и должно быть, что такие же проблемы у всех молодых компаний. В бизнес-школе я узнал много полезного и об инструментах маркетинга.

- Например?

- Я разобрался в малобюджетном маркетинге. Это то, что пока недооценивают в России, а потому никто им не занимается. Представим такую ситуацию: в загородном поселке открывается магазин. Как определить оптимальный ассортимент? Очень просто. Идем на помойки и изучаем их содержимое. Определяем, какой товар люди едят, чем они пользуются в будни, что потребляют в выходные. Те же товары выставляем на полках нового магазина.

- А какое отношение это имеет к вашей деятельности, вы же не открываете магазинов в загородных поселках?

- Не открываем, но мы рекламное агентство - мы должны что-то предлагать клиентам.

- Кто-нибудь из клиентов уже проникся идеей малобюджетного маркетинга?

- Пока нет.

- А может быть, бизнес-школа дала вам что-то такое, что вы уже применили на практике?

- Из школы я вынес понимание того, что нужно считать не все деньги, потраченные на маркетинг. Недавно мы проводили фестиваль рекламной пародии "Алюминиевый огурец". Мы провели его в основном на свои деньги. Из спонсоров были только производители водки и пива. Если бы у меня не было бизнес-образования, то я бы обязательно расстроился из-за потраченных денег. А так я остался доволен. Фестиваль заинтересовал центральные СМИ, они широко его освещали. У нас были прямые эфиры на НТВ, программы на ТВЦ. В результате, мы улучшили имидж, повысили свою узнаваемость, а также приобрели нескольких клиентов (я пригласил на фестиваль потенциальных клиентов, которые еще думали, работать с нами или нет).

- Многие поступают в бизнес-школы еще и потому, что хотят обзавестись полезными контактами. Удалось ли вам это сделать?

- Да, со многими одногруппниками я до сих пор перезваниваюсь, встречаюсь, а некоторые даже стали моими партнерами и клиентами. Скажем, один из них сейчас обслуживает мои банковские счета. Это гораздо удобнее. Чтобы решить свои финансовые вопросы, мне достаточно сделать один звонок на его мобильный телефон. Другая сокурсница стала моим клиентом. Сейчас на телевидении идет ролик ее компании, сделанный моей фирмой.

***

Справка

Дмитрий Рувинский получил степень магистра бизнес-администрирования в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ в сентябре 2003 года. Для него это второе высшее экономическое образование. Первое он получил в 1996 году в Государственной Академии Нефти и Газа им. И.М. Губкина (факультет экономики и права).

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости