ТАМОЖНЯ БЕЗ ОГРАНИЧЕНИИ?

Новый Таможенный кодекс, вступив в силу с 1 января 2004 года, внес достаточно большие изменения во все регулируемые им отрасли. В том числе затронул и вопросы логистики... О главных новшествах таможенной сферы, влияющих на грузопотоки и услуги, оказываемые перевозчиками и экспедиторами, рассказывает начальник отдела правовой информатизации Правового управления ГТК РФ АЛЕКСАНДР КОСОВ.

- Общая идея нового Кодекса и его кардинальное отличие от старого состоит в том, что требования, которые могут предъявлять таможенные органы, должны быть минимальны с точки зрения избежания излишнего обременения участников ВЭД. Мы понимаем, что чем больше установлено барьеров - тем менее привлекательны для внешних партнеров наш рынок и услуги. Поэтому основное регулирование должно основываться на минимизации требований и выбора из них только тех, которые необходимы для поддержания достаточного уровня законности и контроля.

Та система анализа управления рисками, которая заложена в Кодексе в качестве основы таможенного контроля, подразумевает, что на определенный процент нарушений таможенная служба не будет тратить время, так как их выявление и возмещение ущерба часто несоизмеримы с общественным вредом, который они наносят, а также с затратами сил и средств.

В новом документе отсутствуют многие негативные нюансы. Возьмем, к примеру, ограничения, устанавливаемые по местам перемещения товаров через таможенные границы. Ранее такие рамки мог устанавливать ГТК как на ввоз, так и на вывоз (в частности черных и цветных металлов, отдельных пород лесоматериалов), что вызывало вопросы и у перевозчиков, и у ВТО - одним из принципов которой являются свободный транзит и минимум препятствий, которые может установить государство. Сейчас ограничения на перемещение товаров поднято на уровень правительства. Только оно вправе определить конкретные пункты пропуска, причем лимит может быть установлен только но ввоз.

- А что касается ограничений перемещения по таможенной территории РФ?

- Они существовали в нескольких формах. В частности - установление конкретных мест доставки; СВХ, на которые должны быть доставлены определенные виды товаров.

По новому Кодексу, количество таких положений существенно меньше. Таможенный комитет вправе установить только ограничения мест декларирования отдельных товаров. Причем если раньше ст. 1 27 старого Кодекса позволяла ГТК, вне зависимости от критериев, диктовать такие ограничения, а мотивировкой было "в целях усиления таможенного контроля" , то теперь такие условия четко прописаны. По новым правилам, если товар предназначен для внутреннего рынка, то выбор СВХ - право перевозчика и получателя. Если устанавливается ограничение мест декларирования, возможна ситуация, когда декларант должен будет подать документы в соответствующий таможенный орган, но товары тем не менее могут быть на СВХ, расположенном в зоне деятельности другой таможни (так называемое дистанционное декларирование). При этом у таможни, принявшей декларацию, есть право потребовать фактическое предъявление груза. Однако ГТК принял решение, что такие просьбы должны реализовываться дифференцированно - в зависимости от оценки ряда факторов (какой везется товар, может ли он относиться к группе риска и т.д.). Данный порядок направлен на сокращение непроизводственных расходов импортеров, возникающих при выполнении требований таможенного законодательства.

Хочу отметить следующий момент: у таможни было право устанавливать обязательный маршрут следования перевозчика при доставке грузов. По новому Кодексу, маршрут выбирает сам перевозчик, а таможня вправе только потребовать, чтобы он не изменялся. Но право устанавливать обязательные маршруты в произвольной форме закрепляется за Правительством РФ. На сегодня такое положение реализовано лишь в отношении этилового спирта - товара, имеющего наибольшую степень риска.

Также следует обратить внимание и на снятие некоторых ограничений на применение таможенных процедур. Теперь режим внутреннего таможенного транзита распространяется исключительно на товары, имеющие статус иностранных (по старому Кодексу эта процедура называлась "доставка под таможенным контролем"). Соответственно в отношении российских товаров (находящихся в свободном обращении на территории РФ) с точки зрения таможенного законодательства не установлено никаких обременений; таможня не вправе потребовать помещения их под режим внутреннего таможенного транзита.

Что касается вопросов усложнения процедуры вывоза и экспорта товаров, то здесь пограничная таможня обладает полномочиями вскрыть контейнер и досмотреть груз. Однако сняв обязанность по использованию процедуры внутреннего таможенного транзита, законодатель предоставил экспортеру право потребовать от таможни наложения на контейнер средств таможенной идентификации, чтобы минимизировать время простоя и проверки. В этом случае пограничные органы ограничатся лишь проверкой целостности груза.

- Насколько я знаю, настоящий Таможенный кодекс изменил подход в определении понятия "декларант"...

- Да, и эти изменения также связаны с институтом таможенных брокеров. Чтобы его реанимировать и установить механизмы для борьбы с "серыми" брокерами, которые ранее не получали лицензии на предоставление услуг и действовали "за печатью клиента" , законодатель пошел на эти изменения. Сейчас деятельность брокера заключается в совершении таможенных операций, в оформлении документов -но не от собственного имени, а от имени клиента. Таким образом, вся работа "серых" брокеров подпадает под деятельность, на которую требуется специальное разрешение.

Несоблюдение этого условия влечет административную и уголовную ответственность. Причем брокер уже не является декларантом: в таможенных отношениях это два самостоятельных фигуранта. Декларантом может выступать российская сторона во внешнеэкономической сделке; лицо, обладающее правами владения или пользования товаром, либо достаточными полномочиями для совершения юридически значимых действий в отношении товара от своего имени - все в зависимости от ситуации. Соответственно ст. 1 26 Таможенного кодекса говорит о том, что выступать в качестве декларанта может и третье лицо, но оно должно иметь право распоряжения товаром на таможенной территории.

Перевозчик и экспедитор могут быть декларантами только в случае заявления режима международного таможенного транзита. Если в договоре с экспедитором или перевозчиком последнему предписывается провести таможенное оформление, надо учитывать, что у них нет достаточных оснований для подачи таможенной декларации и заполнения ее от собственного имени. Необходимо получить свидетельство о включении в реестр таможенных брокеров.

Если с перевозчиком заключается договор комиссии, который позволяет ему выступать от собственного имени; если товар идет не в режиме международного таможенного транзита - перевозчик в данном случае не является российской стороной сделки. А обязанности по таможенному декларированию лежат именно на импортере - на том получателе, который будет извлекать выгоду из товара при его внутреннем обороте на таможенной территории.

- Какая ответственность лежит на перевозчике и экспедиторе и как она распределяется?

- Если товары были утрачены перевозчиком вследствие неправомерных действий третьих лиц - то есть грабежа, административную ответственность перевозчик не несет. Но таможенные платежи уплатить придется, поскольку товар в этом случае поступает на внутренний рынок, и без возмещения финансового ущерба государству сложилась бы ситуация, когда такие товары нарушали бы конкурентную среду.

Что касается распределения ответственности, то если разрешение на внутренний таможенный транзит или помещение товара под международный таможенный транзит осуществлялось экспедитором, то и обязанность по уплате таможенных платежей лежит именно на нем - несмотря на то, что транспортировал груз перевозчик.

Условием для освобождения от ответственности за уплату платежей может стать утрата товара в случае аварии или действия непреодолимой силы: когда товар уже никогда не сможет попасть на внутренний рынок. Доказывать факт произошедшего должен перевозчик, причем в целом по Таможенному кодексу отсутствует принцип презумпции невиновности. Пока участник ВЭД - лицо, осуществляющее таможенные операции - не докажет соблюдение требований таможенного законодательства, считается, что они не соблюдаются.

В целом процедуры внутреннего и международного таможенного транзита не предусматривают уплату таможенных платежей. Однако последний режим предполагает уплату таможенных сборов.

Сначала вопрос о таможенных сборах и пошлинах собирались включить отдельной главой в качестве дополнения к Налоговому кодексу. Долго спорили: какую роль таможенная пошлина играет в пополнении бюджета? В итоге удалось отстоять позицию о том, что фискальная функция, закладываемая в пошлину, со временем должна отходить. В результате стороны пришли к выводу, что пошлина - это регулятор внешней торговли, которым может воспользоваться государство для формирования внутреннего рынка и защиты интересов отечественных производителей. Так было решено, что Закон "О таможенном тарифе" сохранит свое самостоятельное значение.

- Можно ли ждать изменений в технологии расчета таможенных сборов?

- В соответствии с Законом "О федеральном бюджете на 2004 год" 114, 116 и 119-я статьи старого Кодекса сохраняют свое действие. Поэтому до конца года сборы по-прежнему будут рассчитываться как процент от таможенной стоимости. Также в течение этого периода сохранятся полномочия Таможенного комитета по сокращению размера данных сборов; как и нормативно-правовые акты, которые касаются взимания сборов по товарам, перемещаемым железнодорожным транспортом. Так что вопрос остается открытым.

По порядку определения размера таможенных сборов России со стороны ВТО предъявляются серьезные претензии. Представители этой организации не раз отмечали, что не должно быть такого произвольного подхода в определении размера как процента от таможенной стоимости; что необходимо привести эти размеры в соответствие с приблизительной стоимостью услуг, оказываемых таможенными органами при оформлении товаров.

Надо сказать, что в мире существуют две системы определения сборов: американская и европейская. Американская предполагает, что размер определяется как процент от стоимости, но устанавливается верхняя планка. Европейский подход фиксирует конкретные суммы по каждой таможенной операции. В нашем законопроекте, который проходит обсуждение в Госдуме, конкретных расчетов себестоимости таможенных услуг нет. Скорее мы будем опираться на американскую систему. Это будет окончательно решено в 2004-2005 годы, когда РФ присоединится к ВТО.

- Действительно ли Таможенный кодекс предусматривает специальную и более простую процедуру оформления транспортного средства?

- Да, это уже не подача грузовой таможенной декларации, а использование при таможенном оформлении обычных перевозочных документов. В силу того, что контейнеры уже не относятся к категории "транспортное средство" и их оформление не регулируется главой 22, все становится проще. Наделишь указать контейнеры в документах, предоставляемых по прибытии на таможенную территорию РФ для их идентификации. И при декларировании товаров сведения о контейнерах указываются в той же декларации. Так что специального таможенного оформления и подачи декларации на каждый контейнер не требуется.

В режимах внутреннего и международного таможенного транзита могут применяться те транспортные (перевозочные) документы, которые используются в международной торговле. Для таможни они получают статус транзитной декларации. Вообще, по новому Кодексу существует принцип, что таможенный орган вправе потребовать только те документы, которые подтверждают заявленные сведения. И лишь в том случае, если они не содержат полной информации, необходимой для таможенного оформления, она может быть указана в транзитной декларации. Причем целиком заполнять данный документ уже не требуется. Этот же подход применяется и при режиме международного таможенного транзита.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости