РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ КАК СУБЪЕКТ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

УДК 911.3

Россия - евразийское государство - имеет сухопутные границы с 12 странами мира, в том числе на долю азиатской части приходится около 2/3 их длины. Республика Алтай граничит с Казахстаном, Китаем и Монголией, а кроме того и с тремя субъектами РФ - Алтайским краем, Кемеровской областью и Республикой Тыва. Все это влияет как на характер межрегионального сотрудничества между названными субъектами, так и на возникновение трансграничных проблем. Каждый межграничный отрезок имеет свои особенности, но объектом нашего внимания являются главным образом приграничные территории, приуроченные к южной границе государства. Это юго-восточные территории Республики Алтай, в основном Кош-Агачский и Усть-Коксинский районы; самый западный аймак Монголии - Баян-Ульгийский; Алтайский округ Китая и восточные территории Казахстана. Положение усугубляется высокой долей в этих регионах особо охраняемых природных территорий, часть имеет биосферное значение и внесена в списки объектов Всемирного природного наследия, например со стороны России это зона покоя "Укок", гора Белуха, Катунский биосферный заповедник. Оптимальным решением трансграничных проблем изучаемого региона представляется создание трансграничного биосферного резервата (ТБР), или территории (ТБТ).

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ БИОСФЕРНЫХ РЕЗЕРВАТОВ КАК ОБЪЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ ИЛИ РАЗВИТИЯ

В мировой практике сохранения окружающей среды и отдельных природных комплексов мало найдется примеров полного заповедания, как это принято в российских государственных природных заповедниках. Обычно наряду с охраной природных комплексов и изучением флоры и фауны там, как правило, осуществляются и иные виды деятельности, совместимые с основной целью организации заповедной территории.

Создание Всемирной сети биосферных резерватов началось в 1976 г. в рамках программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера", но лишь в 1995 г. на конференции в Севилье были приняты основные регламентирующие документы - Концепция и Стратегия биосферного резервата, включающие целевые установки его создания и рекомендации, обеспечивающие эффективность их функционирования [1]. В них сформулированы цели и задачи, а также рекомендации по их реализации на международном и национальном уровнях, названы индикаторы внедрения Севильской стратегии. На данной конференции подготовлен также проект Положения о Всемирной сети биосферных резерватов. Принятые документы одобрены на состоявшемся в том же году Координационном совете программы "Человек и биосфера" (МАБ).

Всемирная сеть биосферных резерватов (ВСБР) должна состоять из отдельных объектов - биосферных резерватов, к которым относятся зоны наземных и прибрежных или морских экосистем (или их сочетание), признанные в рамках программы МАБ.

Биосферные резерваты должны выполнять три взаимодополняющие функции: охранную - сохранение генетических ресурсов, биологических видов, экосистем и ландшафтов; развития - содействие социально-экономическому развитию, устойчивому в социально-культурном и экологическом отношении; логистики - научно-техническое обеспечение демонстрационных проектов, экологического образования и подготовки кадров, исследований и мониторинга в связи с мероприятиями местного, национального и глобального характера, осуществляемыми с целью охраны природы и устойчивого развития. Таким образом, предусматривается обязательное включение в состав резервата зоны экономического развития, в российской практике называемой биосферным полигоном.

Следует отметить, что биосферный резерват, несмотря на свою международную значимость с позиции сохранения биоразнообразия, остается под суверенной юрисдикцией того государства, в котором он расположен, что особенно актуально в случае создания трансграничных резерватов.

Исходя из Положения о ВСБР и специальных рекомендаций для трансграничных биосферных резерватов, принятых в октябре 2000 г. на заседании в Памплоне (Испания), получившем название "Севилья + 5" [2], создание трансграничного резервата на территории нескольких стран отнюдь не означает, что они выходят из-под юрисдикции своего государства. Сущность такого заповедника состоит в том, что все государства - участники создания данного резервата - принимают обязательства по реализации Положения о ВСБР, а также общего плана действий на территории национальной части трансграничного биосферного резервата.

Более того, создание такого ТБР способствует не только активизации хозяйственной деятельности в рамках экономически эффективного и экологически приемлемого сотрудничества, но и созданию согласованной нормативно-правовой базы международного сотрудничества во всех трех сферах - развития экономики, охраны природы и проведения научных исследований, в том числе возможно создание оффшора с безвизовым обменом туристами, студентами, учеными и т. д. Границы ТБР определяет страна-участник соглашения, но желательно, чтобы площади национальных территорий были сопоставимы между собой и достаточны для выполнения трех основных функций - сохранения, развития и научного обеспечения двух первых.

"АЛТАЙ - ЗОЛОТЫЕ ГОРЫ" И ИДЕОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ БИОРАЗНООБРАЗИЯ И УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Алтай привлекает внимание многих международных организаций. Алтайский горный регион (АГР) - значимая часть Алтае-Саянского экорегиона, а пять его природных объектов-кластеров ("Алтай - Золотые горы") включены в список объектов Всемирного природного наследия [3]. Высокая природоохранная значимость региона признана у нас в стране, и в Республике Алтай в частности, полностью расположенной в границах АГР, о чем свидетельствует, с одной стороны, функционирование до недавнего времени эколого-экономического региона "Алтай", создающего благоприятный инвестиционный климат для его предприятий и организующего так называемые "налоговые каникулы", а с другой - отнесение более 20 % ее площади к охраняемым природным территориям с различным режимом заповедания. Природная уникальность Алтая определяется его положением на стыке климатических поясов и ландшафтных зон.

В глобально-континентальном масштабе Алтай выступает как регулятор и перераспределитель воздушных и водных масс. Это высочайшая горная система Сибири, наиболее высокая часть великого водораздела, отделяющего речные бассейны Северного Ледовитого океана от внутренних бессточных областей Азиатского материка. Значительная высота способствует образованию мощных центров оледенения - аккумуляторов чистейшей пресной воды, дающих жизнь многим рекам Сибири, в том числе крупнейшим - Оби и Иртышу [4]. Значимость Алтая особенно будет ощущаться в XXI в., так как многие ученые называют воду приоритетным ресурсом этого столетия.

Этнокультурная значимость Алтая определяется наличием на его территории сложного сочетания разнообразных этнических групп с присущей им неповторимой культурой. Алтай - колыбель тюркских народов, о чем свидетельствуют многочисленные археологические памятники. Это специфический многоплановый центр культурно-исторического наследия древних и современных народов. В нем сплелись воедино многие мировые религии, что определяет разнообразие и специфичность культур проживающих здесь этносов.

Нами рассматриваются три возможных варианта проведения границ ТБТ.

Приграничный Алтай включает приграничные территории четырех стран - России, Казахстана, Китая и Монголии. На территории России в этот вариант входит только зона покоя "Укок". Подавляющую часть ТБТ занимает зона сохранения, а возможности экономического развития и сотрудничества стран-участниц крайне ограничены.

Алтай на территории России занимает примерно четвертую часть Республики Алтай, с севера ограничен долиной р. Урсул без бассейна Телецкого озера. При данном варианте создаются выносные кластеры: Алтайский и Тигирекский заповедники, объект Всемирного природного наследия оз. Телецкое.

Большой Алтай на территории России включает практически всю территорию Республики Алтай и южные районы Алтайского края. В других странах-участницах в состав ТБТ включаются не менее обширные территории. При данном варианте в него входят все объекты Всемирного природного наследия и особо охраняемые природные территории, однако площадь ТБТ со множеством природных и экономических объектов слишком велика, что делает ее малоуправляемой [5].

Реальные границы ТБТ будут определены позднее, однако уже сейчас в качестве ядер-кластеров ТБТ можно рассматривать следующие объекты: заповедники Тигирекский (Алтайский край), Катунский, Алтайский (Республика Алтай), Маркакольский (Казахстан), Канас (Китай); национальные и природные парки Белуха (Республика Алтай), Озеро Рахмановское, Каратон-Карагайский (Казахстан), Алтай Таван Богд, Сайлюгем (Монголия); объекты Всемирного природного наследия - природный парк Белуха, Катунский заповедник, Алтайский заповедник, зона покоя "Укок", оз. Телецкое (Республика Алтай).

Основная функция ядер-кластеров - сохранение биологического разнообразия и природных комплексов в целом. Здесь возможны экологический мониторинг, научные исследования, научно-познавательный и экологический туризм, природоохранные работы.

Для сохранения названных ядер формируются буферные зоны - слабонарушенные территории с низкой хозяйственной освоенностью, зоны, окружающие ядра или примыкающие к ним. На таких территориях допускаются традиционные, как правило, национально-этнические виды деятельности с экстенсивными формами хозяйствования, включая экологически приемлемое сельское, лесное, охотничье, туризм, а также научно-исследовательские работы.

Третья составляющая ядер-кластеров - зона развития, или биосферный полигон, - на наш взгляд, должна быть разделена на две неравнозначные части - зоны переходную и интенсивного развития. В первой допускается регламентированная хозяйственная деятельность. Основные задачи этой зоны - предохранение кластеров от прямых антропогенных воздействий, а также развитие традиционных экстенсивных форм хозяйствования. Здесь возможна экологически ориентированная хозяйственная деятельность, включающая рекреацию, аграрное природопользование, лесопользование и др. Допускается наличие населенных пунктов и транспортной инфраструктуры.

Ареалы зоны интенсивного хозяйственного развития располагаются внутри переходной зоны. Их основная цель - сбалансированное развитие хозяйственного комплекса, экологически обоснованное использование природных ресурсов, улучшение уровня жизни местного населения. Здесь осуществляются интенсивные виды хозяйствования, способствующие развитию экономики и привлечению инвестиций, улучшению социальной и транспортной инфраструктуры. Возможные направления развития - аграрное природопользование, добыча и переработка минерального сырья, электроэнергетика, транспорт, рекреация.

На наш взгляд, наиболее предпочтителен второй вариант, охватывающий территорию, оптимальную для экономического развития и сохранения биоразнообразия данного региона [6].

Предварительно на территории российской части ТБТ Алтай выделены следующие объекты развития: ветро-гидроэнергетический - Среднечуйский; минерально-сырьевой - Чаган-Узунский, Калгутинский; рекреационно-сырьевой - Чибитский, Богутинский; аграрный - Коксинский, Кош-Агачский, Курайский, Урсульский; лесоаграрный - Абайский; мараловодческо-лесной - Терекский; мараловодческо-рекреационный - Семинский; рекреационный - Белухинский, Укокско-Джазаторский, Южно-Чуйский, Шавлинский, Туектинский, Бугузунский; этнокультурный - Уймонский [5].

Соотношение между ядром, буферной зоной и зонами развития должно составлять соответственно 20:30:40:10. Зона интенсивного развития обязательна, поскольку она позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы и хозяйственные объекты, обеспечивая, с одной стороны, их наивысшую отдачу (эффект концентрации капитала), с другой - предотвращая или сокращая антропогенное давление на остальную часть биосферной территории, в том числе на зону ядра.

При втором варианте границ ТБТ, охватывающей 20-25 % площади Республики Алтай, половина ее уже является заповедной на международном или федеральном уровне (сегодня около 22 % территории Республики имеет природоохранный статус, из них 10 % находится в границах предполагаемого ТБТ).

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Алтайская биосферная территория может стать резерватом нового типа, если к существующим нескольким биосферным заповедникам, национальным паркам и объектам Всемирного наследия добавится единая и довольно значительная по площади зона развития (сотрудничества), или переходная. Новое будет заключаться в определенной кооперации или своеобразном объединении нескольких биосферных территорий в единую систему, к тому же сосуществующую в пограничном режиме с аналогичными территориями других государств, совместно с которыми формируется трансграничный биосферный резерват.

Правовые основы создаваемых биосферных полигонов и резерватов - договорные, на основе существующих законодательных актов внутригосударственного и международного уровней. Основная трудность на национальном уровне состоит в налаживании контактов между структурами федерального, регионально-субъектного (республиканского) и местных уровней, а также в сотрудничестве государственных, частных и смешанных образований.

Специфика положения биосферной территории Алтай на стыке четырех стран обусловливает необходимость заключения международного договора о ее создании и совместном развитии, который служит рамочным документом, включающим основные положения совместного сбалансированного развития и управления.

Определенные на международном уровне правовые нормы должны быть кодифицированы в национальном законодательстве стран, на территории которых располагается резерват. В соответствии с этим необходимо: скоординировать национальные правовые нормы стран-участниц проекта, регулирующих вопросы функционирования ТБТ; внести соответствующие изменения и дополнения в национальное законодательство; разработать и принять закон "О трансграничных биосферных территориях" в странах-участницах проекта (в России - закон Федерального собрания) о приграничном сотрудничестве. При этом весьма полезен европейский опыт трансграничного сотрудничества. Кроме того, не следует забывать, что практические шаги по организации и развитию ТБТ Алтай осуществляются на уровне конкретных регионов стран-участниц проекта, что потребует ряда организационно-правовых действий региональных ветвей законодательной и исполнительной власти.

Разработка нормативно-правовой базы ТБТ Алтай на международном, национальном и региональном уровнях обеспечит сбалансированное развитие территорий.

Как уже отмечалось, основным критерием, отличающим биосферную территорию от любого иного региона с особым статусом природопользования, является наличие в ней зон экономического развития. Эффективное функционирование трансграничной биосферной территории, расположенной близ государственных границ четырех стран, возможно лишь при создании особого экономического механизма, включающего следующие элементы: формирование льготного режима таможенного и пограничного контроля для субъектов ТБТ и туристов; создание зон приграничной торговли и свободных таможенных; развитие международной торговой сети; развитие интеграционных внешнеэкономических связей - горизонтальной и вертикальной интеграции (например, в области освоения и переработки минерального сырья месторождений Калгутинского вольфрам-молибденового, Асгатского серебряного и Рудный лог - спекулярита, лесных ресурсов, продукции сельского хозяйства и его переработки); создание совместных финансово-экономических институтов - банков, фондов, совместных фирм (например, в области туризма Золотого кольца "Большой Алтай"); создание зон с особым режимом хозяйствования (например, оффшоров); формирование транспортно-экономических коридоров (например, газопроводов, авто- и других транспортных магистралей); привлечение средств Европейского и Азиатского банков развития (в частности, на реализацию мероприятий по созданию и функционированию ТБТ); организация трастовых и иных фондов развития.

При этом следует отметить, что никакая идеология трансграничного сотрудничества не может быть реализована без поддержки и заинтересованного участия местного населения, особенно на территории с разнообразием этносов и многовековыми историей и культурой, с собственными традиционными формами природопользования и жизнедеятельности.

Сложность территориальной структуры ТБТ Алтай заключается в иерархичности системы управления, сочетающей государственные и негосударственные органы управления, взаимодополняющие друг друга. В структуре управления резерватом следует выделить три основных уровня: международный, национально-региональный и регионально-локальный, каждый из которых на определенном уровне иерархии в зависимости от поставленных целей, задач и полномочий выполняет функции координации и согласования принимаемых решений.

***

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Севильская стратегия для биосферных резерватов. Биосферные резерваты: первые двадцать лет (рус. пер.). - Paris: UNESCO, 1995.

2. Biosphere Reserves: a personal perspective // MAB Report Seires. - 2001. - N 69.

3. Алтай. Всемирное наследие. - Горно-Алтайск, 1999.

4. Винокуров Ю. И., Красноярова Б. А., Селиверстов Ю. П., Суразакова С. П. Будущее гор Алтая в новом пути сбалансированного развития // Состояние и развитие горных систем. - СПб, 2002.

5. Винокуров Ю. И. К концепции трансграничной биосферной территории Алтай // Горы Алтая - трансграничная биосферная территория устойчивого развития. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002.

6. Винокуров Ю. И., Красноярова Б. А., Селиверстов Ю. П., Суразакова С. П. Трансграничная биосферная территория как вариант устойчивого развития горной территории // Изв. РГО. - 2002. - N 5.

Институт водных и экологических проблем

СО РАН, Барнаул

Поступила в редакцию 1 сентября 2003 г.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости