Редакция выражает признательность Российскому торгово-финансовому союзу за предоставленную информацию
***
МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА
01.04
- Минфин России разработал пакет законопроектов по налоговой реформе, предусматривающих внесение поправок в Налоговый кодекс, которые касаются снижения единого социального налога, корректировки главы о налоге на прибыль и индексации акцизов в 2005 г., перехода с 1 января 2005 г. на принцип страны назначения при взимании НДС в отношении Белоруссии. В этот пакет входят поправки, корректирующие формулу налога на добычу полезных ископаемых в отношении нефти, в связи с чем соответствующие поправки будут внесены в Закон "О таможенном тарифе" , изменяющие шкалу экспортных пошлин на нефть, что позволит увеличить налоговую нагрузку на нефтяные компании при более высоких ценах на нефть.
Законопроекты уже согласованы в рабочем порядке с заинтересованными ведомствами и 2 апреля должны быть внесены в Правительство.
20.04
- Ассоциация региональных банков России направила председателю Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам В. Резнику подготовленные ею поправки ко 2-му чтению законопроекта "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" , поскольку считает, что проект существенно ухудшает положение этих организаций.
21.04
- Министерство здравоохранения и социального развития представило на рассмотрение Правительства ряд предложений: о переносе с 2005 г. срока информирования Пенсионным фондом граждан о состоянии их накопительных счетов с 1 июля до 1 ноября, о внесении изменений в законодательные акты в части выбора застрахованными лицами управляющих компаний и о внесении изменений в федеральное законодательство в связи с введением нового понятия - дополнительное пенсионное страхование.
Предполагается, что государство будет поощрять граждан, увеличивающих размеры выплат на накопительные счета. Граждане старше 1967 г. рождения будут осуществлять выплаты в накопительную систему добровольно, за граждан моложе 1967 г. рождения работодатели будут начислять на накопительные счета, как и было установлено ранее, 4% от годовой зарплаты. Те, кто желает увеличить размер отчислений в накопительную систему, получат выплаты от государства в размере двух страховых лет, что примерно составит 1 тыс. руб. в год.
22.04
- Министерство здравоохранения внесло в Правительство законопроект по замене льгот денежной компенсацией, который 29 апреля будет рассмотрен на заседании Правительства.
По мнению министра финансов А. Кудрина, это решение должно найти поддержку у пенсионеров, поскольку большинство из них, судя по опросу, проведенному Министерством здравоохранения и социального развития, считает более выгодной для себя выплату льгот в денежной форме.
29.04
- Минэкономразвития внесло в Правительство доработанный законопроект "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" , действие которого теперь распространяется не только на федеральные и региональные закупки, но и на муниципальные.
Проект закона направлен на решение таких основных задач, как систематизация законодательства о государственных и муниципальных закупках; создание основополагающего нормативного правового акта, регламентирующего гражданско-правовые, процедурные вопросы закупок; обеспечение прозрачности механизма осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд; стимулирование добросовестной конкуренции и увеличение экономии бюджетных средств; устранение возможностей злоупотреблений и коррупции посредством четкой регламентации процедур осуществления закупок; приведение законодательства о государственных и муниципальных закупках в соответствие с международным законодательством, учет положительных примеров правового регулирования государственных и муниципальных закупок в законодательстве иностранных государств и нормативных правовых актах международных организаций.
- Минфин направил в Правительство законопроект, предусматривающий отмену положения Бюджетного кодекса по исполнению региональных бюджетов органами федерального казначейства. Таким образом, федеральное казначейство не будет вмешиваться в полномочия исполнительной власти субъектов Федерации. Однако для обеспечения полноты картины по движению средств в целом по бюджетной системе предлагается открывать единый счет бюджета субъекта в федеральном казначействе, а не в Банке России, как это делается в настоящее время. Все расходы, производимые региональными бюджетами, будут производиться исключительно по поручению органов исполнительной власти субъектов и доводиться до распорядителей средств региональных бюджетов региональными казначействами.
- Государственный таможенный комитет принял решение сохранить практику применения специальной процедуры контроля таможенной стоимости только в отношении прямых импортеров автомобилей, что вызвано задачами борьбы с недостоверным декларированием и "серым" импортом автомобилей.
30.04
- Федеральное дорожное агентство разработало по заданию Президента РФ проект программы модернизации транспортной системы России в 2004-2025 гг., ориентировочная стоимость которой составит 28,8 трлн руб.
Финансирование программы будет осуществляться за счет отчислений из средств федерального бюджета (21% от общей суммы проекта), бюджетов субъектов Федерации (39%), муниципальных бюджетов (39%) и внебюджетных фондов (1%). Программа разбита на два этапа: до 2010 г. должна быть проведена реконструкция существующих дорог и объездных путей, в 2011-2025 гг. предполагается строительство многополосных и скоростных дорог.
- Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству направило в Минэкономразвития предложение о выделении из федерального бюджета на 2005 г.17 млрд руб. на переселение населения из ветхого и аварийного фонда. Эта сумма более чем в 10 раз превышает средства, выделенные на эти цели в 2004 г.
12.05
- Минфин внес в Правительство предложение по введению полиса выходного дня по обязательному страхованию автогражданской ответственности (ОСАГО). Речь идет о внесении изменений в утвержденные правительственным постановлением Правила страхования по ОСАГО и страховые тарифы.
14.05
- В рамках начавшейся административной реформы подготовлен проект федерального закона "Об органах охраны общественного порядка в Российской Федерации" , в соответствии с которым внутренние войска МВД России в 2005 г. планируется преобразовать в Национальную гвардию России.
В соответствии с планом реформирования внутренних войск на период с 2005 до 2010 г. численность войск должна сократиться на 33 тыс. человек, при этом войска избавятся от тяжелой боевой техники.
19.05
- Минфин представил в Правительство поправки к Бюджетному кодексу, которые приведут его в соответствие с законами о разграничении с 2005 г. полномочий между уровнями власти.
В рамках законопроекта предлагается дополнительно централизовать на федеральном уровне до 3,5% ставки налога на прибыль, зачисляемых в настоящее время в региональный бюджет.
20.05
- МНС России подготовило и направило в Минфин предложения по совершенствованию системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Эти поправки, которые планируется ввести с 1 января 2005 г., направлены, в частности, на уточнение формулировок видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на ЕНВД, уточнение понятийного аппарата, используемого в Налоговом кодексе по этому налогу, положений, устанавливающих обязанность постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности. По мнению специалистов, это позволит в значительной степени упростить процедуру применения ЕНВД, сократить количество налоговых споров и в конечном счете обеспечить рост поступлений единого налога в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
***
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
23.04
- Минюст зарегистрировал положение Банка России от 16 марта 2004 г. N 253-П "О порядке депозитарного учета федеральных государственных ценных бумаг" , которое определяет порядок хранения сертификатов федеральных государственных ценных бумаг и/или учета прав на эти бумаги.
Положение не регулирует вопросы, связанные с отражением депозитарных операций в бухгалтерском учете, который ведется на счетах раздела "Д" бухгалтерского баланса в соответствии с нормативными актами Банка России.
29.04
- Минюст зарегистрировал положение Банка России N 254 "О порядке формирования резерва на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности" , которое вступит в силу с 1 августа текущего года.
В документе дан расширенный понятийный аппарат. Прежде всего в нем определено, что такое "ссуда" , и в связи с этим даны понятия новых финансовых инструментов, подпадающих под определение "ссуда". Это могут быть не только денежные займы, но и ценные бумаги, включая векселя, акции и долговые бумаги. Кроме того, обозначены еще два новых инструмента, обусловленных ипотечным бизнесом: закладные, приобретенные на вторичном рынке, и приобретенные права требования.
Под регулирование положения также подпадают 3 из 4 сделок повышенного риска, связанных с движением ценных бумаг: сделки по отчуждению финансовых активов с отсрочкой платежа либо с отсрочкой по ставке иного финансового актива, а также сделки по приобретению с обязательством обратного отчуждения (в случае, когда предметом сделки являются некотируемые бумаги).
В соответствии с новой редакцией положения банки должны оценивать ссуду, квалифицировать ее и формировать резерв по ссудам на постоянной основе, а не один раз в месяц на отчетную дату, как это было установлено ранее.
Помимо указанного, положение регулирует взаимоотношения по синдицированному кредитованию между получателями синдицированных кредитов, участниками синдикатов в части обеспечения резервов по данным кредитам.
- Минюстом зарегистрирована инструкция Банка России от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" , вступающая в силу 18 июня нынешнего года. Эта инструкция заменит инструкцию N 7 в части, касающейся продажи части валютной выручки.
30.04
- Министерство юстиции зарегистрировало инструкцию Банка России N 1124 "Об обязательных нормативах банков, выпускающих ипотечные ценные бумаги" , которой вводится 3 дополнительных норматива для указанных банков. В частности, определяются особенности в достаточности капитала, который для банков - эмитентов ипотечных ценных бумаг должен быть выше, чем у остальных банков (14% и 10-11% соответственно).
- Подготовлено указание N 48-Т "О порядке заполнения формы отчетности 0409115 "Информация о качестве ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности"
Необходимость разъяснений вызвана вступлением в действие с 1 апреля инструкции N 110-И "Об обязательных нормативах банков" , в которой форма отчетности по ссудам "подстроена" под новое положение N 254-П "О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам" (в предыдущей редакции инструкция N 62а).
05.05
- Министерство юстиции зарегистрировало инструкцию Банка России от 31 марта 2004 г. N 112-И "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием".
Инструкция устанавливает особенности расчета и значений обязательных нормативов, определенных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах" , величину и методики определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием, а также особенности осуществления Банком России надзора за их соблюдением.
77.05
- В Минфин направлен окончательный вариант Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004-2008 годы, при доработке которого были учтены рекомендации Национального банковского совета и Ассоциации российских банков.
***
ПРАВИТЕЛЬСТВО
01.04
- Принято решение о распределении функций между девятью федеральными министерствами, не являющимися силовыми, т.е. теми, которые находятся в ведении Правительства.
Вместе с тем будет изменена структура остальных пяти министерств (в том числе МИДа, Минобороны и МВД), находящихся в прямом подчинении Президента РФ.
06.04
- Дано отрицательное заключение на законопроект о внесении изменений в Закон о гособоронзаказе, предложенный Законодательным Собранием Челябинской области.
Проект устанавливал, в случае просрочки обязательств одной из сторон, определенных госконтрактом по гособоронзаказу, обязанность виновной стороны выплачивать неустойку в виде пени. Однако действующее законодательство по вопросам поставок для государственных нужд уже предусматривает установление ответственности за невыполнение гособоронзаказа.
07.04
- Принято постановление, определяющее вопросы компетенции Министерства природных ресурсов как федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции по выработке политики и нормативно-правового регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В состав министерства может входить до семи департаментов, а его предельная штатная численность не должна превышать 370 человек.
08.04
- Принято постановление, в котором определены статус Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ как федерального органа исполнительной власти, его задачи и функции, структура ведомства (до пяти департаментов) и предельная штатная численность (не более 279 единиц).
- Одобрен внесенный Минфином пакет законопроектов, направленных на дальнейшую реализацию налоговой реформы в России. В этот пакет входят законопроекты по снижению единого социального налога, по изменению налогообложения нефтяной отрасли, повышению акцизов в 2005 г.
- Принято решение об увеличении налогообложения дивидендов. Такое решение обусловлено "значительными перекосами" в уплате налогов с дивидендов между юридическими и физическими лицами: если в 2003 г. физические лица уплатили в бюджет в общей сложности 20 млрд руб., то юридические лица - всего 4 млрд. Эту разницу министр финансов объясняет тем, что в крупных компаниях акционеры - физические лица получают значительные дивиденды в большом объеме и "это выгоднее, чем показывать увеличение дохода за счет роста заработной платы" , поэтому требуется скорректировать ставки дивидендов и сделать их "равновыгодными".
- В Госдуму внесены проекты федеральных законов об изменении ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 1 января 2005 г. и о новой шкале экспортных пошлин на нефть.
Первый из них увеличивает базовую фиксированную ставку НДПИ с 347 руб. за тонну нефти до 400 руб. (при расчете ставки налога принимался предполагаемый среднегодовой курс рубля к доллару в 2005 г. 29 руб. за долл.). Совокупная налоговая нагрузка на нефтяные компании от увеличения ставки НДПИ составит 414 млн долл. в год при среднегодовой цене на нефть марки Urals 24 долл./баррель и 616 млн долл. при среднегодовой цене 27 долл./баррель.
Второй законопроект предусматривает замену трехступенчатой шкалы экспортных пошлин на четырехступенчатую. При стоимости барреля нефти от 20 до 25 долл. предлагается повысить налогообложение разницы между базовым уровнем в 20 долл. за баррель с 35 до 45%, а при стоимости свыше 25 долл. этот уровень над базовой ценой в 25 долл. за баррель повышается до 65%.
15.04
- Дано поручение Минэкономразвития к 20 апреля завершить инвентаризацию бюджетной сети и рассмотреть предложения министерств по оптимизации подведомственной сети, а до 1 июня представить список федеральных целевых программ, которые будут реализовываться в 2005 г.
- Одобрен проект соглашения о порядке взаимодействия при осуществлении "гигиенической оценки потенциально опасной продукции, импортируемой в страны -участницы Содружества Независимых Государств".
Правительство считает целесообразным подписание этого соглашения на заседании Совета глав правительств стран - участниц СНГ, которое пройдет 16 апреля в Бишкеке.
27.04
- Одобрен проект закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с введением дополнительного пенсионного страхования".
Изменения в пенсионную реформу предусматривают исключение с 2005 г. из накопительной пенсионной системы граждан старше 1967 г. рождения, за которых работодатель пока выплачивает в накопительную часть пенсии 2% от заработка. Все 14% страховых платежей за эту группу лиц планируется направлять на финансирование только распределительной части пенсии. Средства, поступившие на накопительные счета этих граждан в период 2002-2004 гг., остаются в управлении граждан и могут быть по их усмотрению переданы государственной или частной управляющей компании, а также в негосударственный пенсионный фонд. Вместе с тем предусмотрена возможность для граждан этой возрастной группы добровольно уплачивать в накопительную пенсионную систему 4% от зарплаты. В этом случае при выходе на пенсию государство из средств федерального бюджета добавляет к их накопительным взносам еще 2%, но не менее 2 тыс. руб. в год. В итоге суммарный размер страховых и накопительных отчислений составит 20% вместо нынешних 14%. Этим правом могут воспользоваться представители всех возрастных групп по достижении пенсионного возраста.
В то же время для лиц 1967 г. рождения и моложе предусматривается передвинуть с 2006 на 2008 г. увеличение отчислений в накопительную пенсионную систему до 6% от заработка.
- На заседании кабинета министров в целом одобрены уточненный прогнозный план приватизации объектов федеральной собственности на 2004 г. и итоги приватизации госимущества в 2003 г.
Минэкономразвития должно доработать с рядом других министерств свои предложения по дополнительному перечню объектов федерального имущества, которые планируется приватизировать в 2004 г., куда предлагается включить 966 объектов. Всего же в этом году в соответствии с уточненным планом приватизации может быть приватизировано до 4243 объектов федеральной собственности.
26.04
- Одобрен проект протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом, согласно которому к этому Соглашению после расширения 1 мая Евросоюза присоединятся 10 новых стран - членов ЕС (Чехия, Эстония, Кипр, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения и Словакия).
Дано поручение МИД России провести переговоры с Европейской комиссией и по достижении договоренности подписать от имени Российской Федерации указанный протокол, разрешив в случае необходимости вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.
- Постановлением N 222 утверждены Правила финансирования в 2004 г. расходов на социальные программы и на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за счет средств Пенсионного фонда РФ.
Правила устанавливают в соответствии со ст. 18 Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год" порядок направления, расходования и контроля за целевым использованием средств Пенсионного фонда.
- Принято постановление N 223 "О реорганизации системы государственного надзора за связью и информатизацией" , в соответствии с которым создается федеральная служба по надзору в сфере связи территориальных органов в субъектах Российской Федерации в пределах установленных Правительством РФ численности работников и фонда оплаты труда. Одновременно будут ликвидированы управления государственного надзора за связью и информатизацией в субъектах Федерации.
Это постановление принято на основании ст. 67 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и во исполнение Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
27.04
- Премьер-министр М. Фрадков подписал распоряжение о реорганизации аппарата Правительства.
В соответствии с распоряжением количество структурных подразделений аппарата уменьшается практически в два раза - вместо 23 департаментов, управлений и отделов будет создано 12 департаментов. Это Департамент государственного управления и местного самоуправления, Департамент отраслевого развития, Департамент экономики и финансов, Департамент оборонной промышленности и высоких технологий, Департамент международного сотрудничества, Административный департамент, Департамент массовых коммуникаций, культуры и образования, Департамент контроля и делопроизводства, Департамент регионального мониторинга, Департамент социального развития и охраны окружающей среды, Департамент управления делами Правительства Российской Федерации и Правовой департамент.
Количество сотрудников аппарата сокращено на 240 человек или на 20%.
29.04
- Принято решение доработать внесенные Минфином предложения по изменению законодательства в части сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации, предусматривающие разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, субъектами Федерации, муниципалитетами в условиях проведения реформы федеративных отношений и местного самоуправления.
Предполагается внести поправки в 153 действующих законодательных акта и отменить 35 норм отдельных законов.
- Минфину и другим ведомствам поручено доработать законопроект о социальной поддержке отдельных категорий граждан. Принципиальное решение принято по категориям инвалидов, льготы по которым финансируются за счет федерального бюджета, но требуется определиться с порядком финансирования льгот остальным гражданам: либо принять решение о "монетизации" льгот, либо сохранить смешанную систему, которая предоставляет право выбора получения денежной компенсации или сохранения социального пакета льгот.
30.04
- Принято постановление N 226, в соответствии с которым координационные и совещательные органы будут формироваться Правительством и федеральными органами исполнительной власти на представительной основе.
Координационные органы называются комиссиями или организационными комитетами и образуются соответственно для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач или для проведения конкретных мероприятий.
Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.
В состав координационных и совещательных органов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются, включаются представители соответствующих органов исполнительной власти и могут включаться представители органов законодательной власти, научных учреждений, общественных и религиозных организаций.
06.05
- Принято решение внести до 1 августа изменения в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы Российской Федерации на 2002-2010 гг." для реализации подпрограммы "Автомобильные дороги".
В связи с этим Минфину поручено обеспечить источники финансирования дорожного строительства в субъектах Федерации и проанализировать ситуацию с использованием средств на дорожное строительство.
- Постановлением N 230, которое принято в соответствии со ст. 137 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" , утверждены Правила выкупа в 2004 году у граждан Российской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории Российской Федерации до 1 января 1992 г., и определены размеры средств, подлежащих выплате гражданам России по государственным казначейским обязательствам СССР и сертификатам Сбербанка СССР.
- Одобрено внесение Минфином в Госдуму законопроекта об изменении ст. 159 АПК РФ.
Предлагаемые поправки позволят Минфину и другим федеральным органам исполнительной власти назначать своих представителей при рассмотрении дел в арбитражных судах. Этого права федеральные органы исполнительной власти лишились 1 сентября 2002 г. при вступлении в действие нового АПК РФ.
13.05
- Одобрены поправки в законодательство, в соответствии с которыми государственной регистрацией прав на недвижимость будет заниматься один орган. Речь идет об отстранении нотариальных контор от регистрации прав на договора ипотеки. В настоящее время затраты на регистрацию нотариальных заверений по договорам ипотеки достигают 1,5% от стоимости квартиры.
Предполагается также снизить размер госпошлины при регистрации недвижимости.
17.05
- Принято постановление N 244, которым вносится дополнение в Правила приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах федерального казначейства, утвержденных постановлением от 5 июня 2003 г. N 328.
Теперь Правительство будет приостанавливать операции по указанным лицевым счетам в случае незакрытия федеральным учреждением счетов, открытых ему в учреждениях Центрального банка или в кредитных организациях для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
20.05
- В целом одобрен законопроект об обеспечении жильем военнослужащих и членов их семей, в соответствии с которым к 2015 г. все офицеры, прапорщики и военнослужащие-контрактники должны иметь служебное жилье.
Законопроект, предусматривающий ипотечное кредитование и накопительную систему для решения жилищной проблемы военнослужащих, должен вступить в действие с 2005 г., а потому речь идет только о будущих офицерах и контрактниках, которые поступят на службу после 2005 г. Жилищные проблемы военнослужащих, нуждающихся сейчас в новом жилье, будут решаться по действующему на сегодняшний день законодательству.
- Принято решение отправить на доработку законопроект о внесении изменений в Закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Как заявил по рассмотрении законопроекта кабинетом министров М. Фрадков, очень важно выработать комплексный подход относительно всех элементов регулирования, а потому при значительном сокращении лицензируемых видов деятельности в России необходимо обратить особое внимание на вопросы безопасности.
- Принято решение до 1 августа текущего года определиться в вопросе участия в капитале пяти международных региональных банков - Межамериканского банка развития, Азиатского банка развития, Европейского инвестиционного банка, Северного инвестиционного банка и Черноморского банка торговли и развития. Этот вопрос напрямую связан с расширением возможностей России влиять на инфраструктурные проекты, осуществляемые в данных регионах, поскольку именно через эти банки она входит в логистику, технологию определения решений в этих регионах по важнейшим инфраструктурным объемам развития этих территорий.
По оценкам Минэкономразвития, для вступления в Азиатский банк развития необходимо внести 250 млн долл. в течение четырех лет. К Межамериканскому банку развития Россия может присоединиться за 6,3 млн долл. Что касается Черноморского банка торговли и развития, то в нем Россия выступает уже в качестве учредителя, имея 16,5% акций.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
02.04
- Возвращены к процедуре первого чтения и отклонены поправки к Закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Законопроект был направлен на облегчение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков. Он предлагал разрешить предоставлять кредиты на развитие малого бизнеса в сумме до 300 тыс. руб. в наличной форме для более широкого охвата кредитуемых предприятий малого бизнеса и для экономии операционных затрат как клиентов банка, так и самой кредитной организации.
Хотя сама по себе идея была признана верной, но поправки, регулирующие предоставление кредитов, необходимо вносить в какой-либо из банковских законов, что и будет сделано в ближайшие дни.
- Приняты в первом чтении поправки в Закон "О государственном регулировании развития авиации". Предусматривается повысить с 25 до 49% максимальный размер иностранного капитала для вновь создаваемых авиационных организаций, реализующих инвестиционные проекты в области разработки, производства, испытаний, ремонта или утилизации авиационной техники с привлечением иностранных инвестиций.
14.04
- Принят в первом чтении проект закона "О внесении дополнений в статью 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Законопроект дополняет действующую редакцию Закона положением, устанавливающим для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и для адвокатов срок уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в минимальном размере - 31 декабря текущего года.
20.04
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве". Законопроект предусматривал установление упрощенного порядка приема в гражданство Российской Федерации для лиц, осуществляющих инвестиции в России в размере, установленном Правительством РФ. Речь идет о неприменении к ним таких обязательных условий для обращения с заявлением о приеме в гражданство, как 5-летний срок непрерывного проживания на территории России, получение вида на жительство, наличие законного источника средств к существованию и владение русским языком.
Однако, по мнению Правительства и Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, данное предложение противоречит ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 Закона "О гражданстве" , поскольку ограничивает права лиц, имеющих иной социальный статус.
- Отклонен большинством голосов ("за" - 133, при необходимом минимуме в 226, "против" - 61) в первом чтении законопроект "Об ответственности органов федеральной исполнительной власти за обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие" , внесенный в Госдуму С. Глазьевым (фракция "Родина").
Как пояснил С. Глазьев, представляя свою законодательную инициативу, "это закон о политической ответственности власти. В нашем государстве отсутствуют какие-либо правовые основы для обеспечения конституционных прав граждан на достойную жизнь и свободное развитие" , и предложил в законодательном порядке установить эти правовые основы. Он подчеркнул, что законопроект был создан на базе существующих в нашей стране научных разработок с учетом международного опыта.
В частности, законопроект устанавливает процедуру определения целевых ориентиров, показателей уровня жизни - всего их 16, а также условия и возможности их достижения. Предусматривалось создание нового общественно-государственного органа - Совета Российской Федерации по уровню жизни.
21.04
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Законопроект направлен на освобождение от уплаты налога на землю государственных предприятий Госкомитета по рыболовству (сейчас - Федеральное агентство по рыболовству) и акционерных обществ, созданных при приватизации предприятий этого комитета, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, а также предприятий, государственных учреждений и организаций рыбной промышленности.
Правительство и Комитет Госдумы по бюджету и налогам обратили внимание, что земельный налог является местным, и органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления предоставляется право самостоятельно устанавливать дополнительные льготы по данному налогу в пределах сумм, зачисляемых в региональные и местные бюджеты.
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" , уточняющего сроки установления величины прожиточного минимума в Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России на текущий квартал должна устанавливаться Правительством РФ не позднее десятого числа второго месяца квартала. До ее утверждения будет применяться величина прожиточного минимума прошедшего квартала.
В соответствии с действующей редакцией Закона указанная величина устанавливается и определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Таким образом, в настоящее время величина прожиточного минимума является расчетным показателем и может быть утверждена только по истечении очередного квартала. Предлагаемые же сроки установления величины прожиточного минимума могут негативно сказаться на достоверности показателя, ибо для расчета будут использоваться прогнозные данные об уровне потребительских цен на товары и услуги, что может привести как к занижению законных прав граждан на социальную помощь, так и к необоснованному ее получению. К такому выводу пришел Комитет Госдумы по труду и социальной политике, давая отрицательное заключение на предложенный законопроект.
- На рассмотрение Госдумы представлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" , предусматривающий изменение порядка формирования высшего органа государственного финансового контроля страны.
Согласно проекту закона Председатель Счетной палаты и его заместитель должны назначаться и освобождаться от должности Госдумой и Советом Федерации по представлению Президента РФ (что соответствует практике таких стран, как США, ФРГ, Ирландия, Чехия), аудиторы будут назначаться и освобождаться от должности Госдумой и Советом Федерации по представлению Председателя Счетной палаты.
По мнению разработчиков законопроекта - В. Володина, В. Катренко, О. Морозова, В. Пектина (фракция "Единая Россия") и независимого депутата Н. Гончара, предлагаемые изменения не противоречат Конституции РФ, поскольку Госдума и Совет Федерации сохраняют свои полномочия по назначению соответственно председателя, его заместителя и аудиторов Счетной палаты, но при этом роль и ответственность Президента страны и Председателя Счетной палаты в процессе формирования этого органа, несомненно, повышается. Что касается полномочий главы государства по представлению кандидатур руководителей Счетной палаты парламенту, то они соответствуют правовым позициям Конституционного Суда.
22.04
- Банковский комитет принял решение перенести подготовку к первому чтению законопроектов "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика" и "Об обязательном страховании пассажиров". Это связано с тем, что до сих пор ни на один из них не поступило заключение Правительства, а без него не могут быть рассмотрены законопроекты, требующие расходов федерального бюджета.
28.04
- Принят в первом чтении внесенный Правительством законопроект "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними" и одновременно отклонен альтернативный депутатский законопроект "О государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними".
Предлагаемый Правительством законопроект регулирует отношения в сфере государственной регистрации прав на подлежащие государственной регистрации воздушные суда и сделок с ними, в том числе порядок госрегистрации прав на эти объекты и основания отказа в регистрации. Его реализация позволит обеспечить рост инвестиций в авиационную сферу, ускорить темпы изготовления новых воздушных судов, снизить число банкротств авиакомпаний, повысить число и надежность ипотечных и лизинговых сделок, позволит приступить к поэтапной реализации положений подписанного Российской Федерацией Протокола по авиационному оборудованию к Конвенции ИКАО "О международных гарантиях в отношении подвижного оборудования".
- Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам внес в Госдуму проект закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Законопроект расширяет функции страховых брокеров, наделяя их правом представлять страховщика (перестраховщика) в отношениях со страхователем (перестрахователем) от своего имени на основании поручения страховщика (перестраховщика); позволяет иностранным страховым брокерам осуществлять функции страхового брокера по поручению российских страховщиков (перестраховщиков); уточняет требования, предъявляемые к руководителям и главным бухгалтерам страховых компаний.
- Принят в третьем чтении закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" , уточняющий состав и структуру бюджетной классификации страны.
Изменения и дополнения вносятся в классификацию доходов бюджетов, функциональную классификацию расходов бюджетов, экономическую классификацию расходов бюджетов, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
29.04
- Принят в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Законопроект отменяет норму об обязательности подписи финансового консультанта под проспектом эмиссии ценных бумаг и предлагает сократить срок рассмотрения документов в Федеральной службе по финансовым рынкам с 30 до 7 дней, причем не будет проводиться дополнительная проверка документов, заверенных финансовым консультантом.
- Приняты в первом чтении внесенные Президентом РФ проекты законов "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" и "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Первый из них направлен на совершенствование правовых основ деятельности Правительства. Он уточняет положения, касающиеся полномочий Правительства и федеральных министров, взаимоотношений Правительства, федеральных министерств и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, а также конкретизирует положения закона, касающиеся федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.
Второй законопроект направлен на создание законодательных основ реформирования федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области налогов и сборов, труда и занятости, технического и экспортного контроля, государственной регистрации, исполнения наказаний, таможенного дела, и вносит в ряд законодательных актов соответствующие изменения, касающиеся деятельности данных федеральных органов исполнительной власти.
- Принят в первом чтении проект закона "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об акционерных обществах". Законопроект дополняет действующую редакцию Закона нормой, в соответствии с которой акционер или член совета директоров вправе обжаловать в суд решение, принятое советом директором с нарушением требований указанного Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества - в случае, если этим решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев со дня, когда акционер или член совета директоров узнал или должен был узнать о принятом решении.
- Отклонены в первом чтении два законопроекта, вносящих дополнения в Закон "Об акционерных обществах".
Первый законопроект дополнял закон положением, согласно которому при определении кворума общего собрания акционеров, а также при подсчете голосов не учитывались акции, владельцу которых исполнительным документом запрещено принимать участие и (или) голосовать на общем собрании. Одновременно предусматривалось, что общее собрание, независимо от количества принявших в нем участие акционеров, является неправомочным, если счетной комиссии предъявлены исполнительные документы, запрещающие принимать участие и (или) голосовать на общем собрании голосующими акциями, составляющими более 25% от общего количества голосующих акций акционерного общества.
Однако, по мнению Правительства, решение вопроса об обеспечении защиты прав и интересов акционера в обозначенной ситуации следует рассматривать при составлении списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров. Что касается запрета на проведение общего собрания акционеров, то Правительство считает невозможным вносить соответствующие дополнения в ст. 58 Закона об АО, поскольку в ряде случаев применение обеспечительных мер в отношении акций, принадлежащих акционеру общества, может быть вызвано действиями акционера, не связанными с функционированием общества, и тогда действие предлагаемой нормы может парализовать деятельность акционерного общества и тем самым причинить убытки другим акционерам.
Второй законопроект расширяет перечень случаев, когда у акционеров - владельцев голосующих акций появляется право требовать выкупа всех или части принадлежащих им акций. Предлагается установить, что в случае принятия годовым общим собранием акционеров при наличии у общества чистой прибыли решения о невыплате дивидендов или о неполной выплате дивидендов по акциям, принадлежащим соответствующим акционерам, если они голосовали против принятия соответствующего решения или не принимали участия в голосовании либо если вопрос о выплате дивидендов не рассматривался годовым общим собранием акционеров, эти акционеры вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащим им акций.
Однако Правительство полагает, что принятие на годовом общем собрании акционеров решения о невыплате или неполной выплате дивидендов не может стать основанием для возникновения у акционеров - владельцев голосующих акций права требовать выкупа принадлежащих им акций, поскольку в соответствии с Законом об АО выплата дивидендов является не обязанностью, а правом акционерного общества.
Кроме того, обращено внимание на необходимость учитывать требования п. 3 ст. 102 ГК РФ и ст. 43 Закона об АО, устанавливающих ограничения на выплату дивидендов акционерного общества.
12.05
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в статью 47 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" , в соответствии с которыми в субъектах Российской Федерации, где отсутствуют региональные отделения Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, по ее решению должны назначаться инспекторы комиссии, наделяемые контрольными и регистрирующими полномочиями. Однако в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" указанная комиссия упразднена, ее функции по контролю и надзору передаются Федеральной службе по финансовым рынкам, структура и полномочия территориальных органов которой пока не определены.
- Принят во втором чтении проект закона "О внесении изменений в статьи 4 и 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
Законопроект предусматривает выплату страховых сумм военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и признанным военно-врачебными комиссиями не годными к военной службе (в настоящее время такая выплата предусмотрена для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и признанным военно-врачебными комиссиями ограниченно годными к военной службе).
Это предложение соответствует Закону "О воинской обязанности и военной службе" , согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, подлежат увольнению с военной службы в случае их признания военно-врачебными комиссиями не годными к военной службе.
- Принят в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Таможенный кодекс Российской Федерации".
В связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса предлагается изложить в новой редакции ч. 3 ст. 15.25 и гл. 16 КоАП РФ ("Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)") и соответственно внести изменения и дополнения в ст. 68, 98, 113, 145 и 231 ТК РФ. Принятие предлагаемых поправок позволит избежать неоднозначного толкования норм об административной ответственности за нарушение таможенных правил в процессе правоприменительной деятельности.
При подготовке законопроекта ко второму чтению Правительство предложило исключить отдельные положения законопроекта в связи с принятием новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"; уточнить новую редакцию ст. 16.22 КоАП РФ в части установления величины административного штрафа за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации; внести поправки редакционного характера в новую редакцию ст. 16.11, 16.19, 16.20, 16.21.
14.05
- Приняты в третьем окончательном чтении поправки в Федеральный закон "Об авторском праве и смежных правах" (за которые проголосовало 353 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов, 35 - против).
Предложенные изменения действующего Закона были вызваны появлением новых международных договоров в области авторских прав (особенно для согласования положений закона с Бернской конвенцией об охране литературных и художественных прав) и необходимостью привести его нормы в соответствие с Конституцией РФ.
Поправки снимают возможные претензии к России в случае вступления ее во Всемирную торговую организацию, так как открывают возможность для присоединения к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Обновленный закон обеспечивает реализацию прав авторов на достойное вознаграждение, расширяет возможности противодействия незаконному использованию произведений и объектов смежных прав.
Особо оговариваются меры, предпринимаемые в связи с изъятием контрафактной продукции, а также материалов и оборудования, используемых для ее воспроизводства. Предусмотрено, что конфискация производится в судебном порядке и при определенных условиях (которые также оговорены в законе) данная продукция, равно как материалы и оборудование, подлежат уничтожению.
- Отклонен в первом чтении законопроект, предлагающий изменения в законы "О политических партиях" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" , который был внесен членом фракции ЛДПР А. Островским.
Суть законодательной инициативы сводится к тому, чтобы не допускать в наименованиях политических партий употребление слов "Держава" , "Отечество" , "Отчизна" , "Родина" и образованных на их основе слов и словосочетаний. Кроме того, в названиях партий не должны присутствовать имена, фамилии или псевдонимы конкретных лиц, наименования органов государственной власти и местного самоуправления. Наименования политических партий, считают инициаторы законопроекта, должны отражать их политическую направленность. В итоге законопроект поддержали лишь 42 депутата при необходимых 226, 99 высказались против.
- Принят в первом чтении законопроект, предусматривающий внесение поправок в гл. 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса.
Законопроект направлен на недопущение снижения относительного уровня налоговых поступлений в бюджет от акцизов, взимаемых по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки.
Предлагается проиндексировать на 8% специфические (конкретные в абсолютной сумме на единицу измерения) ставки акцизов на подакцизные товары, за исключением сигарет. Ставки акцизов на сигареты без фильтра законопроект индексирует на 30%, а на сигареты с фильтром - на 17%. По мнению специалистов, принятие закона обеспечит дополнительные доходы бюджета в размере 16 млрд руб.
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Предлагалось дополнить гл. 15 КоАП РФ статьями, устанавливающими административную ответственность за нарушения бюджетного законодательства, предусмотренные ст. 293-306 Бюджетного кодекса (наложение штрафа на должностных лиц от 40 до 50 МРОТ, а на юридических лиц - от 400 до 500 МРОТ).
Правительство и Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству указали на несоответствие ряда положений законопроекта нормам Бюджетного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях.
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 52 и 54 Гражданского кодекса Российской Федерации".
Предлагалось исключить сведения о месте нахождения юридического лица из информации, включаемой в учредительные документы, и установить уведомительный порядок информирования регистрирующих органов при изменении места нахождения юридического лица.
Против принятия законопроекта выступили Правительство и Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, по мнению которых предлагаемые изменения и дополнения "направлены на ослабление государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности и могут спровоцировать ряд руководителей юридических лиц на использование этих изменений в корыстных целях для сокрытия следов совершенных противоправных действий".
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" , который устанавливал административную ответственность за поставку алкогольной продукции организациями, имеющими лицензии на оптовую реализацию (поставку) алкогольной продукции, но не прошедшими соответствующую аккредитацию, и предусматривал ответственность за продажу товаров, маркированных с нарушением установленного порядка.
Однако Правительство и Комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству обратили внимание на то, что предусмотренная федеральным законодательством аккредитация носит рекомендательный характер. По этой причине Закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не содержит запрета на осуществление деятельности в регулируемой им области. Следовательно, необоснованно устанавливать ответственность за неисполнение нормы, не носящей обязательного характера.
19.05
- Отклонена инициатива члена фракции ЛДПР А. Митрофанова, который призвал принять обращение к международному сообществу "О политических узниках". В это обращение депутат предлагал включить требование о незамедлительном освобождении бывшего президента Югославии Слободана Милошевича, бывшего президента Ирака Саддама Хусейна и курдского лидера Абдуллы Аджалана, поскольку, по мнению А. Митрофанова, все три деятеля находятся в заключении лишь потому, что "выступали против политики США".
Однако Комитет по международным делам не поддержал эту инициативу, считая ее неправомочной и неоправданной. В результате за внесенный А. Митрофановым документ проголосовало лишь 125 депутатов при необходимом минимуме для его принятия в 226 голосов.
- Отклонен в первом чтении проект закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Законопроект предусматривал изменение порядка формирования налоговой базы переходного периода по налогу на прибыль организации в отношении налогоплательщиков, осуществляющих в установленном порядке переоценку стоимости ценных бумаг в соответствии с изменением рыночной цены и учитывающих результаты данной переоценки при исчислении величины налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, а также изменение порядка учета в целях налогообложения убытка, полученного при определении налоговой базы переходного периода. Причем и то и другое изменение предлагалось распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.
Однако, как указал Комитет Госдумы по бюджету и налогам, реализация законопроекта потребует перерасчета налогоплательщиками своих налоговых обязательств с указанной даты, что приведет к уменьшению поступлений налога на прибыль организаций в бюджетную систему Российской Федерации и к необходимости возврата средств из бюджетов всех уровней.
20.05
- Принято решение о создании согласительной комиссии для доработки закона "О двойных и простых складских свидетельствах" (принятого нижней палатой парламента 19 ноября и отклоненного Советом Федерации 26 ноября 2003 г.).
Госдума намерена обратиться в Совет Федерации с просьбой сформулировать высказанные в верхней палате парламента в ходе обсуждения к данному закону замечания в виде поправок. Для участия в согласительных процедурах будут приглашены представители Президента и Правительства.
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
22.04
- Единогласно одобрена ратификация Договора между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива.
22.05
- Ратифицировано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Европейским космическим агентством о сотрудничестве и партнерстве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Соглашение детально определяет формы и области сотрудничества, а также компетентные ведомства и организации, которые ответственны за координацию вопросов совместного исследования и использования космического пространства в мирных целях. Регулирует вопросы финансирования работ и видов деятельности, которые осуществляются в рамках данного Соглашения, определяет ответственность и возмещение ущерба, охрану и распределение прав на интеллектуальную собственность.
Аналогичные соглашения ратифицированы с Италией, Германией, Австралией и Бельгией.
- Отклонен федеральный закон "О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери в 2004 году" , которым предусматривалось продление указанного эксперимента, начатого в 1997 г.
Этот эксперимент проводится с целью проверить на практике все возможные последствия реформы имущественных налогов. По его условиям ставка налога на недвижимость устанавливалась в процентном отношении от рыночной стоимости имущества, что уже позволило значительно увеличить налоговые поступления в бюджеты названных городов. Причем сам эксперимент бюджетных затрат не потребовал, ибо средства на его проведение были получены от иностранных спонсоров, предоставивших специальные гранты. Это-то обстоятельство и вызвало основные возражения сенаторов.
По мнению члена верхней палаты парламента от Ямало-Ненецкого автономного округа Е. Карпельмана, эксперимент необходимо продолжать, он важен для всей страны, но, поскольку государство не принимает участия в финансировании, его надо проводить под контролем Совета Федерации и Госдумы, которым надлежало бы наладить мониторинг. Что касается закона, то для его доработки следует создать совместно с Госдумой согласительную комиссию.
20.05
- Поддержан законопроект об особых экономических зонах, разработанный Минэкономразвития.
В законопроекте определяется система экономико-правовых мер, направленных на стимулирование инвестиционной и предпринимательской активности в особых экономических зонах, целью создания которых является формирование условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
В ходе подготовки законопроекта был изучен опыт использования ОЭЗ в зарубежных странах, где существование такого рода зон доказало свою высокую эффективность. Статус ОЭЗ предусматривает предоставление налоговых и таможенных льгот, а также облегченный административный, визовый, валютный режимы. К сожалению, опыт создания в России ОЭЗ получил неоднозначную оценку, и по большей части эти зоны использовались для получения налоговых и таможенных льгот. Ни один регион, где существовали такого рода зоны, не имел существенного экономического подъема, и, по мнению замглавы Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению И. Провкина, это связано с тем, что были допущены существенные ошибки, прежде всего не были сформулированы конкретные цели и задачи таких зон и не были достаточно проработаны законодательные основы.
Предложенный Минэкономразвития законопроект создает правовую основу формирования и функционирования ОЭЗ.
- Комитетом по делам Федерации и национальной политики разработана концепция по реформированию административно-территориального устройства Российской Федерации.
Будущее административно-территориальное устройство страны представлено в концепции в виде устройства губернского типа. В итоге предполагается создать 28 субъектов Федерации, при образовании которых будут в первую очередь учитываться экономические и социальные аспекты и только потом национальный фактор.
По словам председателя комитета А. Казакова, "старт этой реформе уже практически дан" - она началась с объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, но для ее продолжения "нужна иная юридическая конструкция". "Наша страна по мировым стандартам является мононациональной, и юридическая конструкция должна проводиться на базе референдума" , - подчеркнул сенатор. Далее он отметил, что "административно-территориальное деление складывалось хаотично, и в результате мы получили такое нагромождение, которого нет ни в одной стране мира - 89 субъектов Федерации и шесть статусов. При таком делении страной очень трудно управлять".
***
ПРЕЗИДЕНТ
06.04
- Подписан Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26-прим части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" , принятый Госдумой 19 марта и одобренный Советом Федерации 24 марта.
Закон направлен на дальнейшее совершенствование системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и призван обеспечить соблюдение прав и интересов этой категории налогоплательщиков. Он уточняет порядок отнесения принятых к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями сумм налога на добавленную стоимость при переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), а также порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость при возврате к общему режиму налогообложения. Эти изменения позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям избежать необоснованных расходов при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
- Подписан Указ N 490 "Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации".
В документе определены статус Администрации как государственного органа, сформированного в соответствии с п. "и" ст. 83 Конституции РФ, который обеспечивает деятельность Президента России и осуществляет контроль за исполнением его решений; состав Администрации, цели ее формирования, функции и полномочия.
21.04
- Руководитель Администрации Президента России Д. Медведев подписал распоряжение "О распределении обязанностей между должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации".
Признано утратившим силу распоряжение Администрации Президента от 6 ноября 2003 г. N 1547 "О распределении обязанностей между заместителями руководителя Администрации Президента Российской Федерации и иными должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации".
27.04
- Подписан Федеральный закон "О ратификации Конвенции о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах (Конвенции N 137)" , принятый Госдумой 24 марта и одобренный Советом Федерации 14 апреля.
28.04
- Подписан Федеральный закон "О внесении изменения в статью 133 Трудового кодекса Российской Федерации" (принятый Госдумой 2 апреля нынешнего года и одобренный Советом Федерации 14 апреля), который закрепил, что порядок определения прожиточного минимума устанавливается федеральным законом.
Прежняя формулировка ст. 133 ТК РФ - "порядок расчета и величина прожиточного минимума устанавливается федеральным законом" - противоречила ст. 4 Закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" , в соответствии с которой величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата России и устанавливается Правительством Российской Федерации.
05.05
- Дано поручение новому составу Правительства особое внимание уделить проблемам дорожного строительства, при решении которых следует учитывать наработки прежнего состава кабинета министров.
11.05
- Подписан Федеральный закон "О внесении изменения в статью 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" , принятый Госдумой 14 апреля и одобренный Советом Федерации 28 апреля.
Закон предусматривает направление 50% средств, полученных от применения штрафных санкций в области пожарной безопасности, в местные бюджеты по месту нахождения органа, принявшего решение о наложении штрафа.
17.05
- Дано поручение Правительству РФ координировать текущую работу по восстановлению Чечни одновременно с планами Минэкономразвития.
"В ходе подготовки документов, возможно, будут пересмотрены приоритеты, но останавливать текущую работу нельзя, республика должна жить каждый день" , - сказал В. Путин на совещании в Кремле.
Исполняющий обязанности министра экономического развития и торговли Г. Греф обратился с просьбой к главе государства и премьер-министру "серьезно увеличить финансирование" на восстановление Чечни начиная с 2005 года.
Президент распорядился продолжать выплату компенсаций жителям Чечни за утраченное жилье, не исключив при этом возможности в дальнейшем доработку схемы выплат в целях ее усовершенствования.
19.05
- Подписан Указ "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена".
Указ направлен главным образом на обеспечение надежной защиты российского сегмента международной сети "Интернет" , в первую очередь сетевых ресурсов государственных органов, от внешних угроз несанкционированного воздействия. Речь идет прежде всего о предотвращении возможных попыток компьютерного "взлома" и получения контроля над сетевыми ресурсами органов власти России с террористическим умыслом.
Кроме того, реализация Указа повысит устойчивость интернет-ресурсов органов власти России к воздействию активно распространяющихся сетевых компьютерных вирусов, способных нанести серьезный урон сферам государственной деятельности и экономики, где активно применяются компьютерные технологии. Предусмотрены меры, которые направлены на защиту сведений, составляющих государственную тайну, и служебной информации ограниченного распространения.
В целом Указ преследует цель обеспечить дальнейшее устойчивое развитие и модернизацию государственных сетевых ресурсов российского сегмента сети "Интернет".
- В. Путин направил в Госдуму проект новой редакции Федерального конституционного закона "О референдуме в Российской Федерации" , внесению которого предшествовали консультации с Правительством РФ, представителями российских регионов и политическими партиями.
Законопроект подготовлен с учетом накопившегося за последнее десятилетие опыта государственного строительства и изменений в избирательном законодательстве. Он устанавливает новые требования к выдвижению инициативы проведения референдума. Инициативная группа граждан должна состоять из региональных подгрупп, образуемых более чем в половине субъектов Российской Федерации. Эта норма, учитывающая федеративный характер государственного устройства, существенно повысит роль регионов в организации и проведении общероссийского референдума. В предлагаемом законопроекте, по сравнению с прежним законом, принятым в 1995 г., более полно определен порядок инициирования и проведения референдума, оптимизирован правовой формат реализации гражданами страны права на участие в референдуме.
По мнению первого вице-спикера Л. Слиска, представленный законопроект направлен не против партий и общественных объединений, а против их саморекламы. "Предложенная новая норма инициативы о проведении референдума не создаст каких-либо трудностей общероссийским политическим партиям и общественным объединениям, но сможет воспрепятствовать сомнительной практике инициирования референдума в рекламных целях".
Как сообщили в аппарате Госдумы, законопроект поступит в думские комитеты и фракции, но сначала будет рассмотрен на заседании Совета палаты. Председатель палаты подчеркнул, что эта законодательная инициатива Президента "будет обсуждаться максимально открыто, в том числе с использованием формата "круглого стола".
Профильным комитетом Госдумы по подготовке законопроекта к первому чтению предполагается назначить Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству.
20.05
- Подписан Указ N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" , в соответствии с которым изменен состав Правительства России - вместо 14 министерств стало 15. Министерство транспорта и связи преобразовано в отдельные ведомства - Министерство транспорта и Министерство информационных технологий и связи. В введение Минсвязи, которое возглавил Л. Рейман, переданы Федеральное агентство связи и Федеральная служба по надзору в сфере связи.
Образованы: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, руководство которой осуществляет Правительство; Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, подведомственная Министерству культуры и массовых коммуникаций, которой передаются функции по регистрации средств массовой информации; Федеральное агентство геодезии и картографии, подведомственное Минтрансу; Федеральное агентство по информационным технологиям, подведомственное Министерству информационных технологий и связи.
Преобразованы: Федеральная служба по технологическому надзору и Федеральная служба по атомному надзору в Федеральную служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, руководство которой возложено на Правительство; Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии в Федеральное агентство с одноименным наименованием, подведомственное Министерству промышленности и энергетики; Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования с передачей функций в сфере экологического надзора Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; Федеральное агентство по науке в Федеральное агентство по науке и инновациям.
К ведению Правительства отнесено руководство Федеральной службой по тарифам, Федеральной службой госстатистики, Федеральным космическим агентством и Федеральным агентством по атомной энергии.