Экономические амбиции "Транснефтепродукта" обернулись для страны явной выгодой
ПРОШЛИ считаные часы после до того, как в Приморске (Ленинградская область) было официально объявлено о начале реализации крупнейшего и, пожалуй, самого амбициозного российского нефтепродуктопроводного проекта.
Дизтопливо дороже нефти
Совсем недавно была построена Балтийская трубопроводная система, по стальным ниткам которой сырая нефть идет в балтийский порт Приморск. Затем топливное сырье отправится на переработку за рубеж, где и превратится наконец с помощью финских и других специалистов в качественный продукт для конечного потребления.
Безусловно, на первый взгляд БТС поражает своей масштабностью, трубами огромного диаметра и перспективой экономического развития российского Северо- Запада. Однако с официальным стартом 8 октября 2004 года первой очереди нового магистрального нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск, более известного в профессиональных кругах как проект "Север" , страна совершает качественный экономический прорыв на европейский рынок энергоресурсов.
Теперь по трубам в Приморск будут гнать не только сырье, но и то самое востребованное за границей отечественное дизельное топливо. В реализацию проекта "Север" государственная компания ОАО "АК "Транснефтепродукт" намерена инвестировать, по некоторым экспертных оценкам, около миллиарда долларов!
Вместе с тем экономические замыслы "Транснефтепродукта" в отличие от многих крупных проектов не обернулись предоставлением многомиллионных дотаций из федерального бюджета. Строительство магистрального нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск финансируется за счет собственных средств компании и привлеченных кредитов российских и иностранных банков. Если же обратиться к производственным показателям нового нефтепродуктопровода, то его полная мощность составит 24, 6 миллиона тонн в год, из них 17 миллионов тонн ежегодно - первая очередь. Протяженность линейной части первого пускового комплекса достигнет 1056 километров. За последние месяцы уходящего года "Транснефтепродукт" запланировал провести работы по подготовке трассы, строительству складов, площадок, строительных городков.
Общий макроэкономический эффект от ввода в строй нового нефтепродуктопровода оценивается специалистами в 200 миллионов долларов в год. Последующая эксплуатация, по словам президента компании "Транснефтепродукт" Сергея Маслова, позволит расширить экспортные возможности России, избежать зависимости от политических настроений и экономических приоритетов в странах ближнего зарубежья. Не говоря о создании тысячи новых рабочих мест на всей протяженности нефтепродуктопровода: от головной перекачивающей станции "Кстово" в Нижегородской области до грузового терминала в порту Приморск, откуда до финской границы - рукой подать.
Государственная линия
Известное выражение "экономика - продолжение политики" как нельзя более кстати подходит к строительству нового магистрального нефтепродуктопровода. Самое время вспомнить, что не так давно правительство России утвердило Энергетическую стратегию страны до 2020 года, одним из важнейших аспектов которой стало увеличение поставок за рубеж нефтепродуктов. А почти полгода назад в своем Послании Федеральному Собранию Владимир Путин сказал буквально следующее: "Среди наиболее значимых задач, стоящих перед страной, хотел бы особо выделить еще одну - это развитие транспортной инфраструктуры. Это больше, чем экономическая задача. Ее решение прямо влияет не только на состояние дел в экономике, но в целом - на обеспечение единства страны, повышение благосостояния каждого гражданина единого и большого государства..."
Что мы имеем? Во- первых, "Транснефтепродукт" , как говорилось выше, компания целиком и полностью государственная. Можно, конечно, усомниться в эффективности государственного управления активами. Возможно, частный бизнес более привлекателен для проявления менеджерской инициативы. В "Транснефтепродукте" не становятся официальными миллионерами, не попадают в списки журнала "Форбс" и не уводят капиталы в офшоры. Хотя за последние три года компания, изначально не имевшая стартовых финансовых ресурсов, доказала, что обладает высокопрофессиональным менеджментом и умением успешно работать в рыночных условиях. Так, 25 февраля этого года президент ОАО "АК "Транснефтепродукт" Сергей Маслов был удостоен в Патриаршей палате Московского Кремля премии "Персона года- 2003" - за профессионализм и новации в области развития нефтепродуктопроводного транспорта России. Все это позволяет сделать вывод - сотни миллионов долларов от запуска проекта "Север" пополнят не чей- нибудь личный счет в швейцарском банке, а государственную казну.
Во- вторых, строительство нефтепродуктопровода подробно обсуждалось на самых разных уровнях федеральной власти. В результате появилось распоряжение правительства РФ от 24 июня 2002 года N853- р, в полном соответствии с которым проводились предпроектные и проектные работы. Проведены общественные слушания во всех субъектах Российской Федерации, по территории которых проходит трасса. Получены положительные заключения и согласование "Обоснования инвестиций" от Министерства природных ресурсов России. Имеется сводное заключение Главэкспертизы Госстроя. Сегодня строительство трубопроводной нитки поддерживается премьер- министром Михаилом Фрадковым, губернатором Северной столицы Валентиной Матвиенко, где располагается штаб строительства, и руководителем Ленинградской области Валерием Сердкжовым. Иными словами, несмотря на расхождения во взглядах на тактику экономического развития региона, представители власти оказались едины в понимании стратегически важного для страны проекта "Север".
Через несколько лет компания "Транснефтепродукт" не просто удвоит свой ВВП. Единая магистраль от Кемерова до Балтики станет своеобразным "остовом" для российских нефтеперерабатывающих заводов, чьи возможности выхода на экспортный рынок значительно расширятся. В качестве возможных поставщиков легких углеводородов могут выступить Омский НПЗ, "Уфанефтехим" , Ново- Уфимский НПЗ и Уфимский НПЗ, "Пермнефтеоргсинтез" и "Салаватнефтеоргсинтез" , "Нижнекамскнефтехим" , "Нижегороднефтеоргсинтез" , "Славнефть- Ярославнефтеоргсинтез" и, наконец, самый близкий к российской границе "Киришинефтеоргсинтез".
Уместно будет привести слова из недавнего интервью президента НК "ЛУКОЙЛ" Вагита Алекперова, к империи которого относятся два из названных заводов: "Сегодня в стране перерабатывается нефти почти 290 миллионов тонн. Из них Россия потребляет 140 - 150 миллионов тонн. Еще 120 - 130 миллионов тонн нефтепродуктов - в основном это мазуты, вакуумные газойли, дизельное топливо - вывозится на экспорт. Но бензин не экспортируют. Я считаю, что сегодня и наша компания, и наши коллеги должны, конечно, резко увеличить инвестиции в нефтепереработку с целью производить больше высокооктанового бензина".
Строительство нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль- Кириши - Приморск побуждает начать серьезное технологическое и техническое преобразование предприятий нефтеперерабатывающей отрасли. До последнего времени отечественные НПЗ ориентировались на производство тяжелых нефтепродуктов - мазутов, которые шли для нужд теплоэлектростанций и ЖКХ. Теперь у владельцев нефтеперерабатывающих заводов появляется стимул к производству высококачественных легких углеводородов для экспортных поставок и, в конце концов, возможность следовать энергетической стратегии страны.
Общество не против...
Часто случается, что в желании получить весомую прибыль инициаторы крупных проектов, представляющих потенциальную опасность для экологии и здоровья людей, входят в конфликт с защитниками охраны окружающей среды. Тогда протестуют "зеленые". Срываются общественные слушания. Не торопятся обозначить свою позицию чиновники, опасливо косясь на разгоряченный народ. Вполне естественно, масштабное строительство и миллионы тонн перекачиваемых по трубам нефтепродуктов вызывают пристальное внимание со стороны жителей, по воле судьбы ставших соседями "топливной трубы". В случае с проектированием магистрального нефтепродуктопровода привычных эксцессов удалось избежать.
Руководство ОАО "АК "Транснефтепродукт" уверяет, что все объекты, построенные в рамках проекта "Север" , будут соответствовать как российским, так и международным экологическим нормативам. Уже сегодня, до момента начала строительства, при техническом содействии Европейского банка реконструкции и развития, канадской компании Jacques Witford Environment Limited и российской фирмы "БРАНАН" разрабатывается система управления окружающей средой. Судя по тому, что "Транснефтепродуктом" принят любопытный документ под названием "Политика в области охраны окружающей среды, охраны труда и промышленной безопасности" , президенту компании Сергею Маслову следует верить.
Строители предусматривают проведение инженерных мероприятий, которые обеспечивают защиту подземных и поверхностных вод. А использование, по их словам, самых современных методов очистки сточных вод не позволит превысить концентрации загрязняющих веществ, допустимой в водоемах рыбохозяйственного значения. И даже возведение причальных сооружений в Приморске будет проводиться на больших глубинах. Поэтому дноуглубительные работы сведутся к минимуму, а добытчики корюшки смогут, как прежде, удить ее, едва отойдя от берега. Не забывая дышать при этом чистым воздухом. Потому как применение высокотехнологических методов очистки выбросов в атмосферу защищает небо над ближайшими к портовой нефтебазе населенными пунктами даже при самых неблагоприятных метеорологических условиях. Для снижения выбросов паров нефтепродуктов резервуары "Транснефтепродукта" будут оборудованы специальными понтонами.
И еще несколько цифр
Первый пусковой комплекс магистрального нефтепродуктопровода включает в себя не только новый продуктопровод протяженностью 1056 километров и диаметром 530 мм, но и нефтебазу в порту Приморск с резервуарным парком 240 тысяч кубических метров, предназначенную для приема, хранения и отпуска светлых нефтепродуктов.
На терминале будет предусмотрен коммерческий учет топлива в резервуарном парке и на линиях технологических трубопроводов, откуда углеводороды закачиваются в танкерный флот. На двух глубоководных грузовых причалах установят оборудование, одновременно наливающее нефтепродукты в танкеры дедвейтом от 17 до 60 тысяч кубических метров и пополняющее суда запасами воды питьевого качества. После окончания строительства порт будет способен принимать суда дедвейтом до 105 тысяч кубических метров.
Теперь у владельцев нефтеперерабатывающих заводов появляется стимул к производству высококачественных легких углеводородов для экспортных поставок и, в конце концов, возможность следовать энергетической стратегии страны.