Внешняя политика США все больше напоминает поведение параноика, одержимого одной- единственной целью: взять под свой контроль все нефтяные и финансовые ресурсы современного мира. Причем поведение этого "глобального параноика" , который начинает сталкиваться с непосильными для него, как показали события в Ираке, проблемами, перешло черту, за которой остальной мир мог бы чувствовать себя в относительной безопасности.
Американец Тим Хартман в своей работе "Новое платье империи" пишет: "С легкостью признавая, что Америка составляет небольшую часть населения мира, но использует значительную часть мировых нефтяных и других природных ресурсов, Буш- старший произнес знаменитую фразу: "Американский стиль жизни не является предметом обсуждения". Отдельные дома для семей из двух человек, транспортная инфраструктура, основанная на дорогих автомобилях, везущих одного человека, дешевые китайские товары и дешевая мексиканская пища в супермаркетах - Америка не собирается отказываться от всего этого: "Мы владеем господствующей высотой, и мы ее не отдадим, даже если придется воевать за это".
Для нынешней американской администрации ключевыми являются две стратегические, взаимосвязанные проблемы - роль и курс доллара, а также доступ и контроль за нефтяными ресурсами планеты. Обе они настолько тесно переплетены, что одну нельзя рассматривать в отрыве от другой - ведь неспроста главной энергетической валютой мира сегодня является нефтедоллар.
Поэтому появление евро с его потенцией стать расчетной валютой за нефть вызвало крайне сильное негодование США и соответствующую реакцию, выразившуюся в занижении курса доллара по отношению к евро, что в свою очередь снизило конкурентоспособность европейских товаров и нанесло соответствующий удар "под дых" европейской экономике.
Следует напомнить, что в реальности сегодня мировая торговля превратилась в своеобразную игру, в которой США "производят" доллары, а остальной мир производит различные товары и услуги, которые покупаются за эти доллары (в том числе и нефть). Национальные экономики работают на приобретение большего количества долларов, чтобы обслуживать свои внешние долги (которые опять же номинированы в долларах) и создать внутренние долларовые резервы, необходимые для поддержания курса своих национальных валют. Такое положение дел постоянно работает на укрепление доллара и создает, по выражению Д. Сороса, "большой имперский круг" американской валюты и американской политики, заставляя национальные центральные банки все время увеличивать свои долларовые резервы, тем самым вновь усиливая позиции доллара. Такой феномен, известный как "глобализация доллара" , возник в силу того, что цены на основные экспортные товары и продукты традиционно устанавливали в долларах (нефть, золото, зерно и т. д. ).
Понимая суть нефти как главный инструмент глобализации, следует признать, что в отношении нефти как товара никакого "свободного рынка" нет. Мировой рынок нефти - это жестко регулируемый процесс: деньги - товар - деньги с прибылью. А в качестве механизма регулирования придуманы вроде бы свободные торги на трех биржах: в Сингапуре, Лондоне и Нью- Йорке. Как известно, новый день начинается на востоке, и торги нового дня начинаются в азиатском Сингапуре, через 8 часов эстафету торгов этого дня принимает европейский Лондон, а еще через 8 часов завершающую точку в котировке мировой цены на нефть всегда ставят в американском Нью- Йорке.
Глобализм в энергетическом секторе в последние годы стал неизбежно проявляться в "гигантизме" , то есть резком увеличении размеров ведущих мировых нефтяных компаний (в первую очередь, американских) путем объединений и поглощений. В конце XX века и начале нынешнего произошло слияние ведущих нефтяных компаний мира. И это, бесспорно, позволяет им использовать этот колоссальный экономический ресурс как в глобальных экономических, так и прямо или опосредованно через национальные правительства в политических целях для продвижения своих интересов.
Бизнес транснациональных компаний (ТНК) охватывает всю нефтяную отрасль, поэтому объективно и контролироваться ими должно все - от нефтедобычи до реализации, контроль компаний, ведущих добычу нефти, и предприятий, ее перерабатывающих, а также продающих результаты переработки.
В этом плане нефтяные ТНК, конечно же, не оставили без внимания и Россию с ее огромными, богатейшими сырьевыми ресурсами, и в первую очередь нефтью и газом. При этом особый акцент делается на добычу нефти, а не на переработку и розничную реализацию, поскольку производственная прибыль последних в меньшей мере зависит от колебаний цены на сырую нефть в сегодняшнем, пока еще не до конца контролируемом американскими нефтяными ТНК мире нефтедобычи.
Спрос на нефть в мире постоянно растет. Уточненные данные свидетельствуют о том, что с начала текущего года общемировой спрос на нефть вырос на рекордные 2, 5 миллиона баррелей в день.
Похоже, что остановить рост потребления нефти сможет только замедление мирового экономического роста. Но в соответствии с прогнозами Международного валютного фонда (МВФ) его в ближайшее время не предвидится.
США в борьбе за нефть по отношению к России преследуют три цели. Во- первых, отстранение российских нефтяных компаний от участия в разработке иракской нефти. Во- вторых, поворот транспортировки ожидаемой российской экспортной нефти европейского Севера и Западной Сибири в западном направлении, ее привязка к западным нефтепереработчикам и нефтепотребителям. В- третьих, контроль над экспортными нефтяными потоками Каспийского региона и воспрепятствование в этом России. Достижение этих целей преследует как геоэкономические, так и геополитические интересы.
Успешнее всего американцами решается первая задача. В результате их военной победы в Ираке оказалась битой карта расчетов закрепить позиции российских компаний в нефтяной промышленности этой страны после падения режима Хусейна и отмены санкций ООН. Теперь контракты, подписанные ранее в Ираке российскими нефтяниками, оказались, по словам посла США в России Александра Вершбоу, "подвешенными" до решения правительства Ирака, которое, вполне понятно, сформировано самими американцами. Равным образом лишились былых преимуществ максимального благоприятствования те российские трейдеры, которые участвовали в программе "Нефть в обмен на продовольствие".
Решение второй задачи - ориентации в свою сторону ожидаемого крупного экспортного потока нефти из осваиваемых регионов российского европейского Севера и Западной Сибири - сильно зависит от исхода разгоревшейся в последнее время у нас дискуссии по некоторым аспектам энергетической программы и экономической стратегии государства.
Усилия американцев в настоящее время направлены прежде всего на то, чтобы поддержать интерес к проектам экспорта нефти через российские северные морские порты в западном направлении. Одновременно они проявляют интерес к ходу освоения Сахалинского шельфа. Все эти вопросы обсуждались, например, во время визита в российское Министерство энергетики заместителя госсекретаря США Алана Ларсона. Он выразил поддержку планам российских компаний развивать инфраструктуру нефтяного экспорта и, в частности, напомнил о решении американского правительства выдать гарантии долгосрочного кредитования проекта нефтепродуктового терминала НК "ЛУКойл".
Вряд ли за повышенным интересом США к российской нефти нельзя усмотреть также линию противодействия интересам России на Дальнем Востоке, противодействия энергетическому альянсу России и Японии, России и Китая. Следует иметь в виду, что положение России с точки зрения геоэкономики в последнее время меняется к лучшему благодаря намерениям выстроить стратегическое партнерство в сфере обеспечения энергоносителями на Западе (Великобритания) и на Дальнем Востоке (Китай, Япония, Южная Корея).
Регионом, в котором курс США в настоящее время наиболее явно нацелен на противодействие России, является наше ближнее зарубежье. В западной части СНГ американцы за последнее время наиболее явно "засветились" , когда посол США в Киеве выразил свое негативное отношение к поддержанному в конце концов президентом Леонидом Кучмой проекту реверса в направлении к Черному морю в интересах российских компаний (прежде всего альянса ТНК - ВР) не обеспеченного нефтью трубопровода Одесса - Броды. В Закавказье негативную американскую реакцию вызвало согласие Грузии на сотрудничество с "Газпромом" в газоснабжении страны, включая СП по эксплуатации магистральных газопроводов на территории республики.
В регионе Каспия американцы продолжают изо всех сил реанимировать проект энергетического коридора "Восток - Запад" , призванный направить в сторону Средиземного моря через Турцию поток нефти из Азербайджана, Казахстана и, как добавляют, России. Данный проект обрел реальные черты после того, как благодаря мощным лоббистским усилиям американского правительства в конце концов удалось запустить строительство трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан. Но при этом самый важный вопрос - о вкладе Казахстана - сам собой отложился до того времени, когда у него появятся ожидаемые лишние десятки миллионов тонн нефти для экспорта. Это, с одной стороны, создает неопределенность на ближайшее будущее, а с другой - повышает вес чисто геополитической составляющей в стратегии США в данном регионе. Тем более что США сейчас не в состоянии эффективно противодействовать интересу России (да и других стран, включая Японию) к сотрудничеству в нефтегазовой области с Ираном. В этом деле свою роль сыграла ошибка в расчетах американцев оперативно реализовать проект трансафганского трубопровода в Пакистан и Индию и тем самым открыть путь на юг изобильным ресурсам природного газа прикаспийских государств СНГ и Центральной Азии. Эти страны оказались фактически запертыми в регионе с единственным очевидным выходом только в сторону России, что привело к заключению соглашений Узбекистана и Туркмении с Россией о долгосрочных поставках газа. Желанию Азербайджана, используя газ с месторождения "Шах- Дениз" , конкурировать с российским "Голубым потоком" на турецком рынке сильно мешает долгосрочный характер российско- турецкого соглашения. Так что и здесь вся борьба впереди.
Непростое положение складывается у российской "нефтянки" и на восточном направлении. На протяжении месяцев Китай и Япония ведут дипломатическую войну из- за доступа к крупным нефтяным месторождениям Сибири. Япония, целиком зависимая от импорта нефти, активно лоббирует в Москве строительство нефтепровода из Сибири на Японское побережье. Но быстро развивающийся Китай, сегодня второй в мире крупнейший потребитель нефти после США, считает российскую нефть жизненно важным фактором своей "энергетической безопасности" и добивается строительства нефтепровода протяженностью 1, 4 тысячи миль в Данкин.
Нефтяное соперничество достигло такой напряженности, что Япония предложила профинансировать нефтепровод стоимостью 5 миллиардов долларов, инвестировать 7 миллиардов долларов в разработку сибирских нефтяных месторождений и 2 миллиарда долларов - в российские "социальные проекты".
Россия, а вернее, ее нефтяной потенциал, оказалась в центре внимания на встрече министров энергетики стран "Большой восьмерки". В отличие от этих стран Россия, занявшая второе место в мире по объемам добычи нефти и газа и обладающая огромными запасами сырья, не испытывает подобных проблем и может не словами, а конкретными баррелями и кубометрами помочь покрыть энергетический дефицит развитых стран. Взамен Россия рассчитывает на инвестиции, выгодные контракты, иное положение в мировой экономике и мировой расстановке сил. Именно поэтому предложение российского министра энергетики коллегам по G8 создать некий "комитет четырех" , в который могли бы войти крупные нефтедобывающие страны "восьмерки" - США, Канада, Англия и Россия, - было встречено тепло, хотя никакого решения пока не принято.
По инициативе американцев в итоговое заявление "восьмерки" включен пункт о создании стратегических запасов энергоресурсов в странах Запада на случай перебоев с поставками. Решено, что каждый будет копать себе ямку для запасов и в экстренных случаях делиться с товарищами, однако, кроме американцев, емкости для хранения имеют немногие. Россия со своей стороны предложила хранить стратегические запасы энергоресурсов Запада на своей территории при решении проблем с транспортом. Однако в конечном счете в самом заявлении отдельных пунктов о роли России в этом плане нет ни слова. Более того, опасения попасть в зависимость от России привели к тому, что Евросоюз отказывается от сохранения долгосрочных контрактов на поставки газа в Европу после 2005 года и отдает предпочтение краткосрочным сделкам, ставя уже Россию в зависимое от Запада положение.
Особое место в продвижении проекта глобального контроля США за энергоресурсами планеты занимает приобретение (покупка) нефтяных компаний России (в первую очередь тех, кто ведет добычу нефти и располагает большими разведанными запасами). Так, совсем недавно была куплена российская компания ТНК (Тюменская нефтяная компания). Хотя внешне это произошло как слияние британской нефтяной корпорации "Бритиш петролеум" (ВР) - компании, полностью контролируемой американским капиталом, и российской ТНК. Кстати, объединенная компания является владельцем неслабого долга - в 2, 8 миллиарда долларов на начало этого года. Размеры последнего и сомнения в кредитоспособности самой компании, зарегистрированной, кстати, не в России, а на Британских Виргинских островах, и активно использующей схемы минимизации налоговых отчислений при несовершенстве российского законодательства и увода из государственной казны львиной доли доходов от российской нефти, не позволили, как сообщила английская "Файнэншл тайме" , голландскому ING Банк и французскому "Сосьете Женераль" войти в консорциум для предоставления кредита в 600 миллионов долларов для рефинансирования долга "ТНК - ВР".
Другая транснациональная нефтяная американская компания - ConacoFillips приобрела выставленный российским Правительством государственный пакет акций крупнейшей российской компании "ЛУКойл" - 7, 59 процента. А если учесть, что она и прежде участвовала в других нефтяных проектах компании "ЛУКойл" , и тот факт, что ранее американской компанией ARCO был куплен пакет в 8% акций компании, то это уже очень серьезно с точки зрения управления самой компанией и ее ресурсными активами.
Аналогичная ситуация с присутствием американского капитала и в таких пока еще формально российских нефтяных компаниях, как "ЮКОС" и "Сургутнефтегаз". "ЮКОС" вообще мог стать практически полностью иностранной компанией (реально - американской).
Пристальное внимание уделяется и "Газпрому" , особенно после принятого решения о его слиянии с "Роснефтью".
При действующих тенденциях развития российского потенциала (по оценкам, даже к 2020 году доля России в мировом ВВП не превысит 1, 8%) она вряд ли сможет рассчитывать на ведущие позиции в каком- либо из глобальных блоков мирового развития.
При этих условиях России целесообразнее всего выстраивать свою собственную глобальную стратегию в области энергоресурсов, которая должна быть направлена на укрепление и повышение общенациональной конкурентоспособности как единственного средства выживания в международной конкурентной борьбе и сохранения своей субъектности в международных экономических отношениях.
На практике для России это означает необходимость тонкого маневрирования между доминирующим проектом "Глобального Клуба" и аутсайдерами, постоянно преследуя и реализуя свои собственные национальные интересы. Суть этого - в "равноудаленности" России от
Запада, Китая и мусульманских стран. Поддерживая со всеми ровные и конструктивные отношения, следует не допускать втягивания себя в конфликты, в том числе и в нефтяное противостояние развитого и потребляющего Запада и добывающего и слаборазвитого Востока.
На протяжении последнего десятилетия XX столетия Россия находилась под мощным влиянием глобализационного проекта - вся стратегия экономической реформы была разработана для России одним из основных фигурантов глобального проекта - Международным валютным фондом.
Сегодняшнее состояние экономики страны явилось результатом снижения регулирующей роли государства и связано с его фактическим (и чрезвычайно резким) уходом из экономического поля как регулирующего и направляющего начала, а также из социального поля как гаранта социальной стабильности и позитивного общественного развития.
Именно такой резкий по времени и масштабам уход явился причиной мощного социально- экономического регресса: страна почти 10 лет жила в условиях сужающегося воспроизводства. В мировой истории факт беспрецедентный для мирного времени, а также разгула коррупции и преступности.
А ведь, как известно, от выстраивания соответствующих государственных регулирующих механизмов в определяющей мере зависят сохранение и эффективное использование всего ресурсного потенциала страны (с учетом участия ее в международном разделении труда). Поэтому необходимо:
* в полном объеме использовать на нужды страны те средства, которые получают российские фирмы от добычи и экспорта природных ресурсов (нефть, газ, металлы, лес и другие);
* повысить степень переработки добываемых и экспортируемых ресурсов, с тем чтобы страна, облагораживая свой экспорт, могла более полно использовать свое участие в международной специализации и кооперации;
* укрепить собственную финансовую базу страны, создать условия для обретения ею реальной финансовой независимости.
Еще несколько десятилетий, пока за счет валютных средств, идущих от "нефтянки" , не встанет на ноги промышленность и сельское хозяйство, а высокие технологии будут иметь реальную базу для их реализации, мы должны беречь эту курицу, несущую золотые яйца. Именно поэтому ее нельзя ставить в невыгодное для нее положение обобранного до нитки джентльмена, а, наоборот, следует стимулировать ее развитие. Иначе может случиться так, что курица перестанет нести золотые яйца и вместо несушки станет тушкой для разового бульона.
***
В реальности сегодня мировая торговля превратилась в своеобразную игру, в которой США "производят" доллары, а остальной мир производит различные товары и услуги, которые покупаются за эти доллары (в том числе и нефть).
***
На протяжении последнего десятилетия XX столетия Россия находилась под мощным влиянием глобализационного проекта - вся стратегия экономической реформы была разработана для России одним из основных фигурантов глобального проекта - Международным валютным фондом.
***
Положение России с точки зрения геоэкономики в последнее время меняется к лучшему благодаря намерениям выстроить стратегическое партнерство в сфере обеспечения энергоносителями на Западе (Великобритания) и на Дальнем Востоке (Китай, Япония, Южная Корея).