Приговорены к нефтяной вышке

Сырьевая политика правительства как матрица будущего кризиса

Высокие цены на нефть поддерживают в правительственных чиновниках дух обломовщины, за которой наверняка последует облом

Нерукотворных кризисов не бывает. Каждая экономическая катастрофа, вызванная непредвиденными на первый взгляд факторами, - следствие той или иной системной ошибки, заложенной в основу программы развития страны, написанной ее руководством. Причем чаще всего якорем, тянущим экономику на дно, становится тот ее сектор, который еще недавно считался ее движущей силой.

Ротор нашей экономики сегодня - нефтяная вышка. Все успехи, которыми так гордится правительство, - макроэкономическая стабильность, положительное сальдо внешней торговли, рост инвестиционной активности - в той или иной степени замешены на липкой черной жидкости. Конечно, тому есть объективные причины - не обделила нас природа ресурсами. Проблема в другом - правительство осознанно делает ставку на нефть, и только на нее, сейчас - и в перспективе. Самое опасное - это происходит в момент ненормально высоких цен на жидкие углеводороды. То есть экономика изначально начинает строиться на ненормальной модели. Поэтому контуры будущего кризиса легко очертить уже сейчас.

Лозунгом нынешней экономической политики правительства может быть перефразированный Булгаков: эксплуатировать халяву легко и приятно. Халява действительно прет. Последние четыре года цены на нефть стабильно высоки, а этим летом и осенью вообще ведут активную подготовку к установлению исторического рекорда. Рассуждения о том, что правительство проедает халявные деньги, признаться, уже набили оскомину, и лишний раз повторять аргументы против такого разбазаривания нежданно выпавшего шанса не имеет смысла. Понятно, что экономические власти хотели бы сохранить статус-кво.

Простой и логичный путь решения этой задачи - создание условий для постоянного роста добычи и экспорта нефти, который мог бы нивелировать биржевые колебания. Но это, похоже, в нефтяную стратегию правительства не входит. Более того, все последние инициативы чиновников делают этот вариант практически невозможным, поскольку сводятся к чисто фискальным решениям. Говоря проще, правительство пытается содрать максимально возможное количество денег с нефтяных компаний, а еще лучше - прибрать их к рукам. Это опасно, и не только для олигархов.

Невывозные

Дело в том, что Россия сегодня напоминает огромный нефтяной бассейн с очень маленьким краником. Транспортная инфраструктура - нефтепроводы, портовые терминалы, подвижной железнодорожный состав - уже работает на пределе возможностей. Для ее модернизации необходимы колоссальные инвестиции.

Только семь ключевых нефтепроводов, без которых невозможен активный выход на крайне перспективные рынки Северной Америки и Китая, по оценкам Lambert Energy Advisory (LEA) - крупнейшего мирового агентства, специализирующегося на аналитике в нефтегазовом секторе, обойдутся почти в 31 миллиард долларов. (Примерно на такую сумму выросли в этом году -оборонные расходы в бюджете.) И это - без учета затрат на поддержание в работоспособном состоянии уже существующих нефтетранспортных сетей.

Вопрос - где найти эти деньги - становится все более острым. На бюджет рассчитывать не приходится - и без того небольшая статья "экономическая политика" в этом году была к тому же урезана. А на строительство частных нефтепроводов в России наложено строгое табу, хотя частные компании высказывали интерес к подобным проектам и готовы были раскошелиться. Их предложения, кстати, были эффективнее и дешевле.Простое сравнение - вариант восточного нефтепровода, который "ЮКОС" предлагал тянуть в Дацин, оценивался в пять миллиардов долларов, лоббируемый же государственной "Транснефтью" нефтепровод до Находки, по словам самих же чиновников, не удастся построить менее чем за 13 миллиардов. Где правительство найдет такие деньги - непонятно. Разве что "ЮКОС" продаст...

Впрочем, дело упирается не только и не столько в деньги, сколько в неповоротливость бюрократического аппарата. Например, маршрут того же восточного нефтепровода чиновники определяют уже несколько лет - и все безрезультатно. Так что существенных подвижек на инфраструктурном фронте ждать не приходится.

Качай-пропай

Впрочем, не факт, что России удастся добывать столько нефти, чтобы ее нельзя было нормально вывезти. Дело в том, что уже сегодня, по оценкам LEA, для поддержания нынешнего уровня добычи нефтяные компании должны вкладывать не менее двух долларов на каждый доллар добытой нефти. А с постоянным ужесточением налоговой политики это становится все сложнее. Освоение же новых нефтяных провинций, расположенных преимущественно в Восточной Сибири, требует значительно больших вложений. Не факт, что частные компании окажутся к этому готовы. И не только из-за нехватки денег Все большую роль в этом процессе начинают играть политические риски.

Действительно, зачем вкладывать деньги в новые проекты, когда в любой момент к тебе может прийти следователь Генпрокуратуры? Гораздо логичнее в этой ситуации по максимуму эксплуатировать старые месторождения, зарабатывая быстрые деньги, которые можно вывести за рубеж. Отток капитала в период политического похолодания тоже снижает инвестиционные возможности нефтяников.

Кстати, о рисках. В мировой истории уже был пример коллапса национальной экономики из-за "наезда" государства на частную нефтяную компанию. После того как в 1999 году Уго Чавес стал президентом Венесуэлы, он объявил крестовый поход против компании PdVSA. Ее добыча в течение пяти лет упала более чем в полтора раза, национальная валюта девальвировалась, а инвестиционный рейтинг страны упал на четыре пункта. Такие дела.

Облом обломовщины

Одним словом, нынешняя экономическая политика правительства делает невозможным увеличение добычи и экспорта нефти. Это означает, что у нас нет никакой подушки безопасности, страхующей от колебаний цен на нефть.

В такой ситуации затачивать бюджет на доходы от нефтяного экспорта - это все равно что ставить свой собственный дом на тотализатор. Но именно это делают правительство и его парламентский филиал.

Судите сами: в 2005 году доля налогов от внешнеэкономической деятельности и налога на добычу полезных ископаемых составит более 60 процентов доходов бюджета. То есть два из трех бюджетных рублей будут нефтяными. Это значит, что если цены на нефть упадут вдвое против тех, на основе которых верстается главный финансовый документ страны, треть бюджетных расходов останется без источников финансирования. А 15 долларов за баррель - это вовсе не экзотика. На таком уровне цены могут держаться по нескольку лет - в истории тому масса примеров.

На все такие апокалипсические прогнозы у правительственных чиновников один аргумент - Стабфонд. Отмазка, казалось бы, железная. Планируется, что к январю следующего года госзаначка распухнет до семисот с лишним миллиардов рублей. Это значит, что даже при двукратном падении цен бюджет не будет трещать по швам еще года два.Но это все равно что пропить наследство бабушки.

Не надо быть яйцеголовым экономистом, чтобы оценить порочность такой практики, очевидную даже на житейском, бытовом уровне. Понятно, конечно, что если деньги закончатся на третьем году, это будет уже другой президентский срок. Но нам-то от этого не легче...

Сегодняшняя матрица нефтяной политики государства имеет чисто застойный - тот еще брежневский - формат, она абсолютно не ориентирована на развитие и поддерживается в стабильном состоянии только за счет внешних факторов. Поэтому не стоит радоваться высоким ценам на нефть; они поддерживают в правительственных чиновниках дух обломовщины, за которой наверняка последует облом.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости