"Профиль": Нужны ли России государственно-частные партнерства?
Игорь Юргенс: О необходимости ГЧП можно судить, имея перед глазами технико-экономическое обоснование проекта. Обычно это неподъемные для государства и невыгодные бизнесу проекты - именно здесь начинаются ГЧП. С одной стороны, государство дает гарантии по части доходности, а с другой - бизнес, помимо того что вкладывает деньги, проводит экспертизу по проекту. За рубежом есть примеры очень успешного сотрудничества в рамках консорциума между государственным и частным капиталом. Скажем, благодаря ГЧП был построен 16-километровый тоннельномостовой переход, соединивший через пролив Эресунд Швецию и Данию. Инвестиции составили около $3, 8 млрд. В консорциум вошли местные правительства с одной стороны и датские и шведские компании - с другой. Построенный переход, понятное дело, платный, а средняя доходность в течение 10 лет запланирована на уровне 8-9%.
Приятно, что премьер Фрадков публично вспомнил о ГЧП. Если это не туман, наводимый на дальнейшее вторжение государства в экономику под красивой упаковкой ГЧП, то дай Бог этим партнерст-вам существовать.
"П.": Что мешает применить в России опыт создания ГЧП?
И.Ю.: Например, у нас до сих пор не принят закон о платных дорогах. Потом, не ясно, сможет ли государство гарантировать доходность проекта. Скажем, инвестор в консорциуме с государством построит нефтеналивной терминал, и тут начнется: трубопроводы государство никогда не отдаст в частные руки, нефтеналивной терминал решит тоже оставить в госсобственности.
"П.": То есть некоторые объекты ГЧП следует закрепить в собственности за бизнесом?
И.Ю.: Вовсе не обязательно. Важнее на государственном уровне гарантировать окупаемость проекта. А заинтересовать предпринимателя не так просто. Из-за нашей "голландской болезни" рентабельность в 10% может быть не интересной инвестору - он лучше пойдет и вложит средства в "длинные" ценные бумаги или займется торговлей нефтью.
"П.": Какие конкретно стимулы и гарантии нужны, чтобы заинтересовать бизнесменов участием в ГЧП?
И.Ю.: В транспортной сфере - невмешательство государства в ценовую политику. Если власти сами установят цену проезда на платной трассе Москва-Санкт-Петербург и выяснится, что окупаемость наступит через 25 лет - ну какому инвестору такой проект будет интересен? Затем, государство должно само вложить деньги, обеспечить разрешение строительства, наконец, принять закон о платных дорогах - они у нас до сих пор запрещены.
Я беседовал с западными специалистами, которые занимаются оценкой привлекательности ГЧП. Они подтверждают: очень сложно добиться полной транспарентности, прозрачности бюджетов, исключить откаты и сделать так, чтобы государство выступало в роли партнера, а не диктатора по отношению к частному инвестору. Представляете, мы начнем строить дорогу, а Минтранс вдруг скажет: надо к 310-летию Питера успеть. И никого не волнует, что может пострадать качество. Значит, опять же, дорога будет плохой и окупаемость ее под большим вопросом.
"П.": Где еще помимо транспортной сферы могут возникнуть ГЧП?
И.Ю: Могу предположить, что это энергетические проекты, например строительство трубопроводов. Остальное? Ну представьте себе какой-нибудь экономически интересный проект, который бы частный бизнес не поднял, если ему не мешает государство. А если государству что-то позарез нужно, то это обычно нерентабельный проект, который должен осуществляться на бюджетные деньги. Условно говоря, требуется построить тысячу домов для престарелых. Так для этого мы и платим налоги - вот пускай государство и строит.
"П.": Бизнесмены опасаются, что ГЧП будут порождать коррупцию и стимулировать нечестную конкуренцию. Скажем, имея в партнерах государство, фирма может выдавить с рынка своего соперника. Как можно рассеять эти опасения?
И.Ю.: Путь один - открытые, прозрачные государственные тендеры.
"П.": Когда ГЧП могут стать реальностью?
И.Ю: Пилотное ГЧП многое покажет. Однако с членами РСПП пока никто ни один конкретный проект не обсуждал.
"П.": Идет ли сейчас речь о том, чтобы допустить иностранных инвесторов к ГЧП или подразумевается исключительно российское участие в этих проектах?
И.Ю.: Вопрос об иностранном капитале пока не поднимался. Давайте для начала со своими инвесторами разберемся.