У "Транснефти" появились свободные экспортные мощности
Государственная трубопроводная компания "Транснефть" стала очередным подтверждением неэффективности госрегулирования и госмонополии в каких бы то ни было сферах экономики. Президент компании Семен Вайншток сообщил вчера, что в настоящее время "Транснефть" обладает избыточными экспортными возможностями в объеме более 13 млн. тонн в год. Постоянно увеличивая мощность трубопроводов на уже существующих маршрутах, компания не открывает новые - в результате при нехватке транспортных возможностей на восточном и северном направлениях образуется "профицит" на юге и западе.
Семен Вайншток сообщил, что в следующем году "Транснефть" сможет увеличить экспортные возможности с 240 до 255 млн. тонн в год, "если нефтяные компании обеспечат такие поставки нефти". Пока, по его словам, темпы роста добычи замедляются, и по итогам 9 месяцев этого года фактический прием нефти в трубопроводную систему оказался ниже заявленного нефтяными компаниями на 14 млн. тонн. В числе компаний, недопоставивших сырье в систему "Транснефти", оказались "Роснефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", ЮКОС и "Славнефть". Главу "Транснефти" такая ситуация удивляет, поскольку сдерживающего фактора, связанного с развитием инфраструктуры, по его словам, уже нет.
Однако нефтяников, похоже, интересуют не столько количественные, сколько географические показатели возможностей
"Транснефти" - а в этом направлении никакого развития пока не происходит. Проект восточного нефтепровода Тайшет-Находка с возможным ответвлением на китайский Дацин застрял в недрах Минприроды, которое проводит его экологическую экспертизу. Северный нефтепровод, который соединил бы месторождения Западной Сибири и Баренцево море, вообще существует пока только на словах. Впрочем, Семен Вайншток ожидает от правительства решений по этим проектам уже до конца года.
Если Минприроды согласует ТЭО нефтепровода Тайшет-Находка, его строительство может начаться уже через четыре месяца после этого. При этом, по словам главы "Транснефти", ввод трубы в эксплуатацию будет осуществляться поэтапно. Сначала будет построен участок нефтепровода от Тайшета до Сковородина с возможным ответвлением на Дацин, а также нефтеналивной терминал в Находке. В этом случае уже через 3, 5 года после начала строительства нефть между этими пунктами будет перевозиться по железной дороге. При этом сырье для загрузки трубы в объеме около 24 млн. тонн в год на первом этапе предполагается поставлять с уже освоенных месторождений Западной Сибири. Это, по мнению Семена Вайнштока, активизирует геологоразведку и разработку месторождений в Восточной Сибири, что позволит впоследствии довести мощность трубопровода до 80 млн. тонн в год.
Кроме того, правительство должно определить источники финансирования строительства - по расчетам, восточный нефтепровод обойдется "Транснефти" более чем в 16 млрд. долл. До сих пор высказывались самые различные предложения - от привлечения частных российских и государственных зарубежных инвестиций до использования средств Стабилизационного фонда. По словам Семена Вайнштока, будет принят некий "симбиоз решений".
О конкретных сроках ввода в эксплуатацию северного нефтепровода, а тем более его стоимости и источниках финансирования, пока говорить не приходится - по словам главы "Транснефти", ТЭО Проекта будет готово только через 10 месяцев. Предполагается, что "труба", рассчитанная на Западную Сибирь и Тимано-Печорскую нефтегазоносную провинцию, начнется в районе Сургута и закончится около мыса Святой Нос или мыса Б. Румяничный в Баренцевом море. Пропускная способность системы может составить до 50 млн. тонн в год.
Глава "Транснефти" пообещал, что не остановит транспортировку нефти опальной компании ЮКОС, которая сейчас не в состоянии оплачивать услуги трубопроводной компании денежными средствами. По словам Семена Вайнштока, за октябрь ЮКОС рассчитался с "Транснефтью" 400 тыс. тонн нефти. "Сколько нефти ЮКОС отдаст за транспортировку в последующие месяцы, пока неясно и будет зависеть от конъюнктуры цен", - сказал он. В настоящее время "Транснефть" ищет возможности реализовывать полученную от ЮКОСа нефть на внутреннем рынке. Для этого Семен Вайншток обратился в Федеральное агентство по энергетике с просьбой выбрать компанию, которая будет заниматься реализацией черного золота "Транснефти".
***
В 2005 году "Транснефть" сможет увеличить экспортные возможности