Не ружье, а закон

Должен обеспечивать безопасность

Александр Борисович КОРСАК родился в 1945 г. в г. Москве. Окончил факультет автоматики и вычислительной техники Московского института инженеров транспорта по специальности инженер-кибернетик. Второе высшее образование - юридическое. Во время службы в Комитете государственной безопасности около двадцати лет профессионально занимался проблемами экономической безопасности и борьбы с терроризмом.

С 1992 г. работает в системе органов исполнительной власти города: сначала в должности первого заместителя, а с 1997 г. - начальника Управления транспорта и связи Правительства Москвы. В июне 2002 г. назначен начальником Управления правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы. Завершил работу над кандидатской диссертацией по теме "Механизмы обеспечения экономической безопасности города Москвы", защита которой в ближайшее время состоится в Академии экономической безопасности МВД.

* Александр Борисович, что такое экономическая безопасность Москвы и почему, спустя более чем десять лет реформ, возникла необходимость создания нового подразделения в структуре столичного правительства, какие задачи оно призвано решать?

- Суть экономической безопасности города - это обеспечение состояния устойчивости, стабильности экономики, а также создание условий для ее динамичного развития на пути к цивилизованному рынку - прозрачному, открытому - и построению правового государства.

Должен сказать, что необходимость обеспечения экономической безопасности, защиты собственности существовала и раньше, но во времена, когда была фактически единая общегосударственная собственность, ее экономическую безопасность обеспечивало государство. В новых условиях забота о защите своей собственности ложится прежде всего на самого собственника. К сожалению, не все понимают, насколько это важно.

Закономерно, что процесс создания служб экономической безопасности пошел снизу - банки, крупные нефтяные, инвестиционные компании создавали у себя подобные подразделения.

Между тем Москва и сама является крупнейшим собственником - это земля, недвижимость, государственные унитарные предприятия, акции или доли в акционерных обществах. Конечно, это обстоятельство диктовало необходимость создания специализированного управления, которое бы решало задачи защиты экономических интересов не только города, но и всех субъектов экономической деятельности, в том числе представителей бизнеса и рядовых граждан.

* Не могут не вызывать тревогу участившиеся в последнее время случаи использования силовых методов при решении корпоративных споров. С чем это связано и можете ли вы назвать имена наиболее активных участников противоправных действий?

- Всплеск силового передела собственности связан с тем, что из-за несовершенства законов, прежде всего о регистрации юридических лиц, захват предприятия с использованием "серых" и "черных" технологий обходится значительно дешевле, чем его покупка. Прибыль достигает 1000 (!) процентов. В результате это опаснейшее явление превратилось в тенденцию. Если в прошлом году в управление поступило семь обращений о противоправных действиях в отношении законных собственников, то в нынешнем - уже более тридцати. Это явление мэр Москвы Юрий Лужков назвал "экономическим терроризмом", поскольку захваченные предприятия в основном прекращают свою деятельность, что влечет за собой сокращение реального сектора экономики и расширение "теневой" составляющей.

Опасность заключается еще и в том, что нападениям подвергается, как правило, наиболее незащищенный малый и средний бизнес - магазины, парикмахерские, ателье, предприятия и т. п. Например, в июле нынешнего года был захвачен социально ориентированный магазин ООО "Фирма "Богатырь-3", расположенный на проспекте Мира. Организаторов этого захвата не остановило даже то обстоятельство, что помещение находится в собственности города.

Среди фигурантов криминальных захватов - организованная группа, представляющаяся Инвестиционной компанией "Россия", ООО "Афронт-групп", ООО "Агентство антикризисных технологий и инвестиций", ООО "Бизнес-контракт", ООО "Импульс", ЗАО "Роскомнедвижимость", ООО "Объединенная промышленная компания". В ряде нападений принимали участие частные охранные предприятия "Родон", "Аякс", "Омега-Л".

* Можно ли как-то противостоять попыткам криминального передела собственности?

- В сентябре этого года вопросы, связанные с состоянием дел по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе с силовыми захватами предприятий, были рассмотрены на совещании у мэра Москвы, на котором присутствовали руководители всех силовых структур. В целях координации действий и оперативного реагирования на подобного рода факты создана временная межведомственная группа, руководство которой возложено на наше управление. Очень важное координационное совещание по этим вопросам прошло в октябре с.г. в прокуратуре города Москвы. В результате в ГУВД г. Москвы и в прокуратуре были созданы специальные следственно-оперативные группы, которые занимаются именно этой категорией экономических преступлений. Необходимо отметить, что принятые меры дали первые результаты. За этот период были пресечены две попытки силового захвата ОАО "Фили-Кровля", находящегося за Бородинской панорамой, и ООО "Торгово-строительный комплекс" в Восточном округе.

До сих пор, как вы знаете, правоохранительные органы, как правило, ссылаясь на то, что они не имеют право вмешиваться в корпоративные конфликты и споры хозяйствующих субъектов, не предпринимали активных действий. Но в подобных случаях речь идет совершенно о другом. По существу, это криминальный, мошеннический захват собственности.

Вместе с тем я убежден: чтобы эффективно предупреждать и пресекать экономический терроризм, необходимо объединить усилия всего общества - власти, бизнеса и рядовых граждан.

Вы не задавались вопросом, почему у нас сейчас такой низкий уровень общественной безопасности? Лет пятнадцать - двадцать назад на уличную драку среагировали бы семь - девять из десяти прохожих, то есть подавляющее большинство. А сегодня?

* Все проходят мимо.

- Или, допустим, приезжающие в Москву шахидки-смертницы. Не прямо же с вокзала они едут к месту совершения теракта. Они где-то живут, готовятся, с кем-то контактируют... Вот вам и ответ на вопрос.

* Вы сказали, что уязвимость в вопросах защиты собственности напрямую связана с несовершенством законодательной базы. Какие, на ваш взгляд, изменения могли бы усилить безопасность собственников и их собственности?

- Сегодня существует пять форм собственности - государственная, частная, общественная, коллективная и личная. Но у нас нет основополагающего закона о собственности, в котором должны быть определены понятия каждого вида собственности, механизмы его формирования и критерии оценки.

С тем чтобы защитить собственность акционера и общества в целом, необходимо внести дополнения и поправки в действующее законодательство. Специалисты, в частности, предлагают при смене участников или органов управления общества, собственника имущества проводить идентификацию заявителя или его доверенных лиц при подаче документов в государственные регистрирующие органы, а также усилить ответственность за предоставление ложной информации. Еще одна мера - обязательное письменное уведомление со стороны регистрирующих органов по месту нахождения общества или его имущества о планируемых регистрационных действиях. Это исключит возможность регистрации перехода права собственности без ведома законного владельца.

Понятно, что принятие поправок к законам - длительный процесс. Но, учитывая остроту проблемы, мы сочли возможным рекомендовать государственным регистрирующим органам осуществить перечисленные действия в инициативном порядке. Кроме того, необходимо установление исключительной подсудности дел, связанных с переходом права собственности на недвижимое имущество хозяйственных обществ, акции или доли в хозяйственных обществах, ограничением полномочий органов управления либо сменой органов управления по месту нахождения высшего органа управления общества. Дело в том, что сегодня захватчики используют для реализации своих планов в основном решения региональных судов. Однако мы нередко сталкиваемся с фактами поддельных решений и заказных постановлений. Поэтому если, например, общество зарегистрировано в Москве, то споры хозяйствующих субъектов должны рассматриваться московскими судами.

К сожалению, мы порой не научились просчитывать последствия принимаемых в экономической сфере законов. Без серьезной аналитики, которая позволяет не только выявить корни негативных явлений, но и выработать меры по их предупреждению и противодействию, здесь не обойтись. В перспективе управление должно трансформироваться в мощный аналитический центр, который сможет выявлять угрозы на ранних стадиях, но пока мы вынуждены в большей степени участвовать в оперативном процессе - "разруливать" те или иные конфликтные ситуации, с тем чтобы интересы новых собственников не вступали в противоречие с социально-экономическим развитием столичного мегаполиса, с интересами трудовых коллективов.

* СМИ обычно рассказывают о недружественных поглощениях. Есть ли примеры, когда в результате покупки к управлению приходит более эффективный собственник?

- Да, конечно. Например, Московский кожевенный комбинат на Краснобогатырской улице, которому более ста лет, занимал 5, 5 га. Под производство, где в тяжелейших условиях трудились 200 человек, использовалось только полгектара, а остальную территорию занимали склады, какие-то постройки, одна из которых была отдана под общежитие вьетнамцам. Плюс ко всему это предприятие имело льготы по налогу на землю. Перед новым собственником, который пришел в результате скупки акций, город поставил условие: трудоустроить всех работавших на предприятии людей. А на освободившейся территории, на берегу Яузы, планируется построить зону отдыха. В качестве примеров, когда к управлению приходит более эффективный собственник, можно также назвать ОАО "Вегетта, ЗАО "Рускон", ЗАО "Колор" и др.

* Экономическая безопасность во многом зависит от честности и порядочности чиновников. Какие практические шаги были сделаны московским правительством по снижению уровня такого распространенного явления, как коррупция?

- Причин, способствующих возникновению и распространению коррупции, много, но главная, на мой взгляд состоит в том, что в начале реформ произошло "смыкание" бизнеса и власти. Мы имеем примеры, когда представители крупного бизнеса работают в правительственных структурах, они же прекрасно понимают, что госслужба - это временно, а бизнес - вечен. Естественно, приоритетными будут интересы частных корпораций, а не государства. Чтобы устранить основу для коррупции, бизнес и власть надо развести, создать некую нейтральную полосу между ними.

Одним из практических шагов в этом направлении стало внедрение по инициативе мэра Москвы Ю.М. Лужкова принципа "одного окна" с тем, чтобы при получении различного рода согласований и справок исключить прямой контакт предпринимателей и граждан с чиновниками. Правда, эта технология продвигается непросто. Доходит порой до абсурда. Женщине отказали выдать документ о том, что она многодетная мать, по причине задолженности по квартплате.

Еще одна мера - создание специального комитета по проведению конкурсов и аукционов, перед которым поставлена задача сделать их открытыми, честными, а результаты - понятными и доступными.

В решении проблемы коррупции нам очень помогает информация, поступающая от горожан по телефонам "горячей линии" (234-04-00, 631-11-77). По письменному заявлению руководителя одного из московских предприятий чиновник, который обещал помощь в разрешении возникшего в коллективе конфликта в пользу руководителя за определенное вознаграждение, был уволен.

* Разграничение федеральной, городской и муниципальной собственности - один из самых болезненных на сегодня вопросов. Какова позиция возглавляемого вами управления?

- С недвижимостью вроде бы разобрались. Правда, остались вопросы по отдельным памятникам истории и архитектуры, музеям. С разграничением земли все гораздо сложнее. На территории Москвы есть и городская, и федеральная собственность, например полосы отчуждения Министерства путей сообщения, предприятия Минобороны и др. Поскольку Москва имеет Генеральный план развития, целесообразно передать землю, находящуюся в федеральной собственности, в управление городу. Разумеется, при строгом соблюдении прав собственника. Допустим, для того чтобы что-то строить на этой земле, нужно заручиться согласием федеральных властей. Если же будет два центра управления, начнутся нестыковки.

* Если разрешите, последний вопрос, не имеющий отношения к теме беседы: должен ли быть управленец вашего уровня строгим и какие качества в людях вы цените, а какие не приемлете?

- Про себя могу сказать, что я скорее человек требовательный, прежде всего к себе. Думаю, это подтвердят и мои коллеги. Считаю, чем более высокого уровня руководитель, тем больше ответственности он должен брать на себя. Но наряду с требовательностью все-таки стараюсь быть справедливым. Важно не то, что сотрудник работает от "звонка до звонка", главным критерием оценки для меня является отношение к делу и результат.

Если говорить о человеческих качествах, то не приемлю нечестность, леность, но не в таком классическом варианте, как у Гончарова. Когда я перечитал "Обломова" в зрелом возрасте, то по-другому воспринял образ главного героя: сверхталантливый человек с ярко выраженной леностью ума. Приветствую инициативное отношение к делу и не приемлю самодеятельность, она в нашей работе недопустима. Конечно, от ошибок никто не застрахован, больше всего не допускаю, когда человек начинает ловчить. Мне как профессионалу, много лет проработавшему в системе спецслужб, это видно, как говорится, невооруженным глазом.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости