На реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации ориентированы пять стратегических целей Минтранса РФ
В Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось расширенное заседание Коллегии, в работе которой принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Фрадков. С докладом "Об основных направлениях работы и перспективах развития транспортного комплекса, определенных в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации" выступил Министр транспорта РФ Игорь Левитин. Отдельные фрагменты его выступления, касающиеся проблем авиационной отрасли, предлагаем вниманию читателей без комментариев.
- Положительная динамика основных макроэкономических показателей в Российской Федерации в первом полугодии обусловила увеличение потребностей в услугах транспорта. В сложившихся условиях транспортный комплекс страны работает устойчиво и в целом удовлетворяет потребности населения и хозяйствующих субъектов в соответствующих услугах. Индексы тарифов на пассажирские и грузовые перевозки в целом на транспорте не превысили индекса потребительских цен и индекса цен производителей промышленной продукции и, следовательно, не являлись фактором, стимулирующим инфляционные процессы в экономике. По данным государственной статистической отчетности, пассажирооборот транспорта общего пользования в 1 полугодии 2004 года вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4, 7 процента. При этом значительный прирост пассажирооборота был достигнут на воздушном транспорте - 23, 3 процента.
Наряду с позитивными тенденциями, следует отметить ряд накопившихся проблем. В области гражданской авиации можно отметить ухудшение качества аэродромной инфраструктуры. Системы безопасности в большинстве аэропортов нуждаются в модернизации.
Сложившаяся структура тарифов также требует дальнейшего совершенствования.
Проблемы в транспортной отрасли приобрели системный характер. Можно констатировать ситуацию "тройного несоответствия": между требованиями развивающейся экономики двухтысячных годов, транспортной системой, сформировавшейся в семидесятых-восьмидесятых годах прошедшего столетия и рядом решений, принятых в девяностые годы.
Миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы Российской Федерации определена как содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам и превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. На реализацию данной миссии направлена Транспортная стратегия Российской Федерации. В этом документе сформулировано пять стратегических целей Министерства.
Первая стратегическая цель: развитие современной, развитой и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике.
Второй стратегической целью является повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения. Для России с ее огромными расстояниями, труднодоступностью большинства внутренних территорий, сложностью климатических условий - это вдвойне актуальная проблема. Свобода перемещения является конституционным правом граждан. В конечном итоге, возможностями населения свободно и беспрепятственно перемещаться по стране определяется социально-политическая целостность государства и общества, его восприятие в качестве единой нации. В свою очередь, свободное перемещение товаров является непременным условием формирования единого национального рынка.
Мероприятия, направленные на достижение этой цели, предусмотрены на всех видах транспорта. В частности, на воздушном транспорте планируется обеспечить объем авиаперевозок в районах Крайнего Севера в 2007 году до 3 млн. человек, что в 1, 5 раза выше, чем в 2003 году.
Третьей стратегической целью является повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны. Достижение данной цели будет означать формирование в России транспортной инфраструктуры мирового уровня и крупных, успешных транспортно-логистических компаний и создание, таким образом, прочной основы для успешной интеграции России в мировую транспортную систему и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны. В свою очередь, это предполагает модернизацию и строительство новых морских терминалов, создание современных мультимодальных логистических центров, совершенствование системы управления движением, обработки и распределения грузов, проведение комплексной модернизации автодорожной и железнодорожной сети, создание сети международных аэропортов-хабов, развитие инфраструктуры пограничных пунктов пропуска, гармонизацию международно-правовых отношений.
Четвертая стратегическая цель - повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы. Достижение этой цели позволит повысить уровень мобилизационной готовности и таким образом создать необходимые условия для соответствующего уровня общенациональной безопасности и снижения террористических рисков. Трагические события 24 августа текущего года, когда в результате террористических акций почти одновременно произошли две авиационные катастрофы, выявили слабые места существующей системы обеспечения безопасности пассажиров и работников отрасли.
В этой связи Президентом Российской Федерации дан Перечень поручений, связанных с созданием правовых и организационных основ обеспечения безопасности на транспорте, а также усиления государственного контроля в обеспечении авиационной безопасности.
Сегодня становится ясным, что обеспечить социально приемлемый уровень транспортной безопасности оперативными, тактическими мерами, принимаемыми, как правило, после очередной террористической акции или иного незаконного вмешательства в деятельность транспорта, невозможно. Здесь требуется концептуальный подход. В этой связи необходимо до ноября месяца текущего года разработать проект Концепции транспортной безопасности и соответствующие предложения в реализуемые и проектируемые федеральные целевые программы. Необходимо будет внести изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О милиции", Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ряд других нормативных правовых актов. В настоящее время Минтрансом России разрабатывается проект федерального закона "О транспортной безопасности".
В первую очередь, необходимо разработать организационную структуру управления транспортной безопасностью. Поскольку функция обеспечения безопасности сегодня выходит на первый план, становится универсальной, сквозной, соответствующие структурные подразделения должны быть созданы не только в центральном аппарате Министерства и Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, но и во всех федеральных агентствах и территориальных подразделениях.
При этом важно нормативно обеспечить четкое разграничение полномочий между ними, а также предусмотреть эффективные правовые механизмы взаимодействия подразделений транспортной безопасности с правоохранительными органами, ведомственной охраной и другими субъектами этой деятельности.
Пятая стратегическая цель - улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений в транспортном комплексе. Федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России", утвержденная Правительством, предусматривает финансирование транспортного сектора на уровне около 4 процентов ВВП. Фактический объем финансирования в рамках программы не превышает 2, 2 процента. Для достижения целей Транспортной стратегии России необходимо привлечение в инфраструктурные проекты не менее 600 млрд. рублей ежегодно. В связи с этим, нельзя опираться только на бюджетные ассигнования, необходимо развивать механизмы привлечения внебюджетных средств, в том числе в форме государственно-частного партнерства. К 2007 году с использованием государственной поддержки будет приобретено 48 воздушных судов.
Следует особо подчеркнуть, что достижение поставленных перед Министерством целей требует проведения комплексных мер в сфере отраслевого управления федеральной собственностью. Это обусловлено, в частности, необходимостью решения в возможно короткие сроки институциональной задачи, связанной с вовлечением в гражданский оборот земельных участков. Требуется принятие нового порядка управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и федеральными государственными унитарными предприятиями, соответствующего логике административной реформы. Сложившаяся ситуация, когда в принятии решений по порядку голосования в органах управления акционерных обществ задействованы одновременно 4 федеральных органа исполнительной власти, не позволяет оперативно принимать решения, а подчас парализует деятельность органов управления.
Завершая свое выступление, хотел бы коснуться проблемы отраслевой науки. Несмотря на достаточно большой научный потенциал, Министерство транспорта Российской Федерации вынуждено сегодня ставить перед собой задачу общей координации деятельности отдельных, разрозненных научно-исследовательских институтов, которые не в состоянии решать общетранспортные проблемы стратегического характера. Речь идет о перестройке всего научного комплекса отрасли, что может и должно дать мощный толчок в реализации инновационной политики Минтранса России.