Роль Октябрьской железной дороги в транспортном обеспечении Северо-Западного региона очень значительная. На ее долю приходится 75 процентов грузовых и 40 процентов пассажирских от общего объема перевозок всеми видами транспорта. От устойчивой работы магистрали зависит как экономическое развитие, так и социальная стабильность региона. Об итогах деятельности филиала ОАО "РЖД" в первый год существования компании мы попросили рассказать начальника Октябрьской дороги Виктора Степова.
- Несколько лет назад, когда начиналась подготовка к реформированию отрасли, у большинства руководителей регионов, местных администраций, да и в коллективах железнодорожных предприятий возникали очень серьезные опасения. Не нарушат ли реформы традиционно сложившиеся экономические связи, не окажут ли негативное влияние на процессы производственной деятельности, не создадут ли новые социальные проблемы в регионах? Это было естественной реакцией, так как реформировать предстояло мощную и чрезвычайно важную государственную отрасль. Широкое обсуждение и гласность проводимой работы позволили эволюционным путем осуществить переход в новую организационно-правовую структуру, что явилось требованием современной политической и экономической обстановки. И сегодня, думаю, ни у кого не возникает вопросов о целесообразности реформирования железнодорожного транспорта. Стабильность и динамичное развитие молодой компании ОАО "РЖД" в первый год после ее образования говорят сами за себя. Обеспечиваются потребности государства в грузовых и пассажирских перевозках. Заметен рост экономических показателей. В соответствии с намеченными планами осуществляется решение социальных проблем. Поэтому не случайно опыт реформирования нашей отрасли заинтересовал многие зарубежные страны.
Октябрьская дорога, являясь филиалом компании, по-прежнему сохраняет свои позиции в осуществлении перевозок продукции крупнейших предприятий Северо-Западного региона и экспортно-импортных грузов через морские порты Санкт-Петербург, Мурманск, Белое Море, Выборг, Высоцк и пограничные железнодорожные переходы с Финляндией и странами Балтии. Доля этих перевозок составляет 33,7 процента от объемов экспортно-импортных перевозок Российских железных дорог.
В масштабах отрасли на нашу дорогу приходится 6,7 процента грузооборота и 11,7 процента пассажирооборота. В первый год работы в новых условиях удалось достичь положительной тенденции в эксплуатационной и производственно-финансовой деятельности. Прирост грузооборота по сравнению с 2003 годом составил 10 процентов. С октября 2003-го по октябрь 2004-го отделениями дороги обеспечена погрузка на 600 тысяч тонн выше установленных плановых заданий и на 3 миллиона тонн больше объемов 2003 года.
- Виктор Васильевич, по каким направлениям развивалось сотрудничество Октябрьской дороги с региональными администрациями?
- Дорога сотрудничает с одиннадцатью субъектами Российской Федерации, в числе которых особое место по масштабам взаимодействия занимают крупнейшие мегаполисы Москва и Санкт-Петербург. Основой партнерских отношений с администрациями субъектов РФ являются соглашения о взаимодействии, которые на 2004 год заключены со всеми территориальными администрациями, а с Санкт-Петербургом, Республикой Карелия, Ленинградской, Мурманской, Новгородской и Тверской областями соглашения уже заключены на 2005 год. Это действенный инструмент в улучшении транспортного обслуживания населения и решении социальных вопросов. Следующим шагом станет разработанное правлением ОАО "РЖД" долгосрочное Генеральное соглашение, проект которого согласован антимонопольным комитетом.
Октябрьская дорога является одним из бюджетообразующих предприятий в большинстве областей Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Доля налоговых отчислений дороги в региональные бюджеты составляет: в Республике Карелия - 9 процентов; в Мурманской области - 6,6; Псковской - 5,9; Ленинградской - 5,6; Тверской - 3,3; в Санкт-Петербурге - 2,4 процента. Необходимо отметить положительную динамику налоговых платежей дороги. В текущем году мы планируем полностью уплатить реструктурированную до 2007 года задолженность по налогам и сборам в региональные и местные бюджеты.
Важнейшей составляющей взаимодействия ОАО "РЖД" и Октябрьской дороги с территориальными исполнительными органами является дальнейшее совершенствование транспортного обслуживания населения. С 1 января 2005 года вступает в силу статья 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов РФ", которая к их полномочиям, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта, относит организацию перевозок пассажиров пригородным железнодорожным транспортом. Для нас это имеет большое значение, так как по объемам пригородных перевозок дорога занимает второе место на сети. Доля пассажирооборота в пригородном сообщении в текущем году составила 30,5 процента от общего объема пассажирских перевозок и увеличилась на 0,6 процента по сравнению с 2003 годом. Ежесуточно со всех вокзалов дороги отправляются 400 пригородных электричек. Вместе с тем, пригородные перевозки продолжают оставаться убыточными. За девять месяцев 2004-го при убытках выше 3,5 миллиарда рублей на их возмещение дорогой получено всего 259,4 миллиона. В течение года, учитывая, что дорога является обязательным налогоплательщиком, а также положительную динамику налоговых платежей и превышение запланированного при формировании бюджетов размера уплаты налогов предприятиями дороги, проведены поправки в бюджеты по увеличению размеров финансирования пригородного пассажирского комплекса: в Санкт-Петербурге - 80 миллионов рублей, Новгородской области - 11,5 миллиона. По остальным субъектам достигнуты соглашения по внесению поправок.
- Вероятно, проблему убыточности удастся решить только после создания совместных с администрациями территорий пригородных компаний?
- Такая модель уже отрабатывается в ряде регионов. Бытующее мнение о том, что пассажирские перевозки не могут быть прибыльными, опровергается результатами деятельности "Сибирской пригородной региональной компании" в Новосибирске. С учетом их опыта мы также предлагаем организовать перевозки в пригородном сообщении на основе государственного заказа по тарифам, регулируемым администрацией региона. Для создания нормативно-правовой базы дорога предложила принять законы субъектов "Об организации обслуживания населения железнодорожным транспортом пригородного сообщения" и направила обращения главам всех субъектов РФ, расположенных в зоне обслуживания дороги.
Для организации транспортного обслуживания населения планируется создать на базе существующей дирекции "Транском" пригородную компанию с участием администраций Санкт-Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Разработанный бизнес-план на создание компаний одобрен перечисленными администрациями и прошел экспертизу у независимого аудитора. Придавая огромное значение созданию и организации пригородных пассажирских компаний, дорога в настоящее время работает в этом направлении с правительством Республики Карелия, с администрациями Псковской, Тверской и Московской областей, а также с правительством Москвы по созданию совместной компании по обслуживанию пассажиров на участке Москва-Тверь.
С целью минимизации имущественных рисков, обеспечения безопасности движения, соблюдения паритета ответственности дорога предлагает в настоящее время разработать бизнес-план для одного направления, пользующегося особым спросом у населения, - Санкт-Петербург-Оредеж. Предполагается, что "Санкт-Петербург-Витебская пригородная компания" будет работать как оператор, без имущественного комплекса, используя пассажирскую инфраструктуру ОАО "РЖД" на принципах аренды. Учредителями компании должны стать ОАО "РЖД", администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Одним из решений, направленных на снижение убыточности пригородных перевозок и, конечно, повышение качества транспортного обслуживания, является организация курсирования скоростных электропоездов "Спутник". Движение таких экспрессов планируется организовать на направлениях Санкт-Петербург-Колпино и Санкт-Петербург-Павловск, отличающихся устойчивым пассажиропотоком.
- Виктор Васильевич, в последнее время наблюдается значительный рост объемов экспортных перевозок через морские порты Северо-Западного региона, и эта тенденция сохраняется. Готова ли дорога обеспечивать растущий спрос?
- На сегодняшний день мы справляемся с предлагаемыми объемами, хотя проблемы есть. Грузопотоки, поступающие в адрес морских портов и пограничных станций, распределяются практически по всем направлениям дороги - Санкт-Петербург, Мурманск, Выборг, пограничные переходы с Эстонией и Латвией. Для обеспечения возрастающих объемов перевозок на дороге за последние годы создана мощная материально-техническая база. Но мы думаем и о будущем. В условиях динамично развивающейся экономики России правление компании "Российские железные дороги" исключительно важное значение придает развитию железнодорожной инфраструктуры в регионах, преследуя цель опережающего развития пропускных способностей основных грузовых направлений, подходов к морским портам и пограничным железнодорожным переходам. Необходимо отметить дальновидную политику правления и президента Геннадия Матвеевича Фадеева, которые смогли оперативно определить приоритеты развития с учетом потребностей экономики страны, оценить роль и значение Октябрьской. Это позволило практически за четыре года - с 2000-го по 2003-й - создать на Северо-Западе высокотехнологичную дорогу с развитой инфраструктурой. В развитие магистрали за этот период инвестировано 82 миллиарда рублей, а с учетом средств, выделенных на капитальный ремонт, - более 100 миллиардов.
В 2005 году продолжится инвестирование ряда важнейших объектов дороги, необходимых для повышения качества транспортного обслуживания предприятий и населения. Ближайшая перспектива развития Октябрьской связана со строительством морского порта Усть-Луга, развитием мощностей портов Высоцк, Приморск и Мурманск; организацией скоростного движения пассажирских поездов между Петербургом и Хельсинки. Каждый из этих капиталоемких объектов требует масштабных работ по развитию железнодорожных подходов с усилением существующих устройств. Например, для обеспечения перевозок в порт Усть-Луга - объект федерального значения - требуется строительство припортовой станции Лужская и усиление дальних подходов на участке Мга-Гатчина-Веймарн протяженностью 230 километров с электрификацией всего направления. В числе первых объектов предстоит ввод в эксплуатацию угольного терминала (2005 год) и железнодорожно-автомобильного парома между морским портом Усть-Луга и паромным портом Засниц (Германия) в начале 2006 года.
Сейчас на первый план по увеличению объемов перевозок вышло северное направление. Практически на 8 миллионов тонн увеличились объемы перевалки нефтепродуктов в морских портах Витино и Мурманск. Ожидая дальнейшего увеличения объемов на этом направлении, дорога продолжает его электрификацию, которая должна быть закончена в 2006 году.
- Весной этого года Вы говорили о необходимости строительства уже в 2004-м вторых путей на отдельных участках северного хода. Есть ли сегодня какая-то определенность с финансированием этих работ?
- Необходимость ликвидации узких мест на северном направлении остается очень актуальной. Однопутные участки в Карелии и на подходах к Мурманску, ограниченные пропускные способности некоторых станций, и в первую очередь припортовых - Выходной, Кола, Мурманск, тормозят пропуск экспортных грузопотоков. Есть предварительные договоренности об участии в развитии инфраструктуры компаний-операторов, которые перевозят грузы на этом направлении и заинтересованы в увеличении провозных мощностей. Но пока остаются неотработанными на законодательном уровне условия и механизм вложения и возврата инвестиционных средств пользователей транспортных услуг. На сегодняшний день это первоочередная задача компании.
- В нынешнем году на Октябрьской дороге были сделаны первые шаги в этом направлении - в развитии подходов к порту Высоцк:
- Первым и наиболее крупным инвестором в развитие инфраструктуры дороги стала компания "Лукойл", которая на основании соглашения, агентского договора и договора на присоединение к инфраструктуре с ОАО "РЖД" планирует вложить 300 миллионов рублей для организации доставки нефтеналивных грузов и обеспечения работы распределительно-перевалочного пункта в порту Высоцк. Существует реальная возможность участия в модернизации локомотивных депо Дно и Санкт-Петербург-сортировочный-Московский компаний "Балттранссервис" и "Транс-Ойл". Соответствующие договоры находятся в настоящий момент на рассмотрении. Развитие железнодорожных подходов к морским портам Высоцк и Приморск непосредственно связано и с решением проблемы международного значения - организации скоростного пассажирского движения между Москвой и Хельсинки. В 2005 году начнутся работы по реконструкции участка на российской территории от Санкт-Петербурга до госграницы с Финляндией.
В целях обеспечения скоростного, пассажирского и пригородного сообщения на выборгском направлении дороги и с учетом предстоящих объемов перевозки грузов в морские порты Высоцк и Приморск, которые к 2010 году составят около 30 миллионов тонн, в апреле научно-технический Совет дороги принял решение о разделении направлений пассажирского и грузового движений с переводом грузового движения на Приозерское направление со строительством новой железнодорожной линии протяженностью 68 километров. На реализацию двух составляющих этого проекта требуется 43 миллиарда рублей, в том числе на скоростное направление - 25 миллиардов.
- Но ведь это очень большие средства. Возможно ли столь масштабные проекты компании ОАО "РЖД" реализовать в одиночку?
- Мы надеемся на инвестиционное подкрепление со стороны операторских компаний и территориальных администраций.На известном совещании, которое мы проводили в апреле нынешнего года с главами администраций, представителями бизнеса, практически все его участники согласились с тем, что участвовать в развитии железнодорожной инфраструктуры должны и субъекты РФ, и крупнейшие предприятия, и компании-перевозчики. В рамках работы совещания было подписано девять протоколов о ведении совместной инвестиционной деятельности, направленной на развитие железнодорожных подходов к морским портам, реконструкцию пограничных станций и модернизацию подвижного состава.
- Как Вы в целом оцениваете первый год работы дороги в условиях реформированной отрасли?
- Оценивать нужно по результатам. За девять месяцев рост объемов отправления грузов к аналогичному периоду 2003-го составил 3,2 процента. Это неплохой итог. Мы поставили задачу выдержать темпы эксплуатационной работы и обеспечить прирост грузооборота на 5,1 процента, пассажирооборота - на 2,8, производительности труда - на 5,5 процента. Выполнение этих и других показателей будет являться вкладом дороги в результаты деятельности компании.