БЕНЗИНОВАЯ ЛИХОРАДКА

Почему законы рынка работают против российского автолюбителя?

Российские автомобилисты в тревоге и недоумении. Цены на горючее все время повышаются, опережая и рост доходов, и темпы инфляции. За три квартала текущего года они выросли в среднем более чем на 27 процентов, а бензин марки АИ-76, которым заправляют грузовые автомашины, подорожал почти на 30 процентов. Если в январе литр 95-го бензина можно было купить на заправке за 12, 4 руб., то сегодня он стоит 15, 5 руб.

Под сильным влиянием роста цен на нефтепродукты темпы инфляции уже в конце лета оказались самыми высокими после выхода из финансового кризиса конца 90-х годов. Обыкновенному человеку вообще недоступно понять, почему так происходит. Почему цены на бензин в России теперь соизмеримы с американскими, если они -главные импортеры сырой нефти в мире, а мы занимаем очень близкое к первому второе место в мире по ее добыче и экспорту?

Арифметика от нефтяников

Российский народ еще советской идеологией и практикой приучен к мысли, что цены должны определяться не условиями экономики, а начальством. А то, со своей стороны, обязано заботиться, чтобы они соответствовали возможностям населения удовлетворять свои натуральные потребности в пределах сложившихся потребительских стандартов. Ситуация станет еще более запутанной, если вспомнить, что на переговорах о вступлении в ВТО наши представители с пеной у рта доказывают, будто сравнительно низкие тарифы на потребление газа и электроэнергии внутри страны не преследуют цель демпинга при экспорте товаров, а лишь отражают сравнительное преимущество России, выраженное в огромных запасах энергетических ресурсов. Но если так, напрашивается вопрос. Государство на законной основе регулирует тарифы в области газо-и теплоснабжения, в электроэнергетике, связи, на железнодорожном транспорте. Оно устанавливает тарифы и для прокачки нефти и жидких нефтепродуктов по магистральным трубопроводам государственных компаний "Транснефть" и "Транснефтепродукт". Через их системы перемещается почти вся сырая нефть и треть нефтепродуктов. Что же мешает правительству сделать еще один шаг и включить в сферу своего регулирования бензин и другие виды горючего? Вот и председатель Совета Федерации г-н Миронов считает, что в этой сфере свободный рынок сам ничего не расставит на места, требуется государственное регулирование цен и тарифов.

Но тут возникает другой вопрос. Хорошо, власть должна защищать потребителей - в данном случае покупателей бензина. А кто же будет защищать производителей? Такой вопрос был поставлен предпринимателями в странах Западной Европы перед их правительствами во время острого противостояния между ними и мощными профсоюзами рабочих. Там он был разрешен отошедшими от революционного марксизма социал-демократами ("ревизионистами") при помощи системы трехсторонних (предприниматели, профсоюзы, государство) соглашений.

В кругах нашей власти и в обществе сейчас вовсю раскручивается идея сдирать как можно больше шкур с крупного нефтяного бизнеса. Действие, возможно, и полезное, но только до определенного предела. Не говоря уже о "деле ЮКОСа", в котором игра идет по непрерывно меняющимся правилам.

Проблема не в том, что повышаются пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов. Там основные правила обговорены законом: изменение пошлин увязано с динамикой мировых цен. Но одновременно государство в лице правительства и Думы не оставляет намерений волевым способом изменять соотношение сырой нефти и нефтепродуктов в экспорте. При этом они исходят из общих рассуждений и не хотят дожидаться, пока нефтяные компании сами решат, что для них выгоднее. Поэтому многие эксперты и считают, что одной из причин роста цен на горючее внутри страны стала льготная пошлина на экспорт нефтепродуктов, установленная несколько лет назад в пределах не более 90% от экспортных пошлин на сырую нефть. Так, с октября нынешнего года она будет равна 57 долл. за тонну против 87, 9 долл. за тонну сырой нефти, или менее двух третей.

Чиновники правительства сделали это, надо думать, из стремления побудить нефтяные компании вкладывать больше средств в развитие нефтеперерабатывающего комплекса, прочтя, видимо, в учебниках по экономике, что доходы от вывоза продуктов с более высокой добавленной стоимостью непременно должны быть выше, чем от сырой нефти. Экономическая жизнь, однако, как всегда, оказалась сложнее упрощенных представлений о ней. По данным Федеральной антимонопольной службы (ФАС), изменение цен на бензин в России далеко не всегда прямо соотносится с динамикой не только мировых цен на нефть, но и "внутрикорпоративных" цен для перерабатывающих заводов, входящих в вертикальную структуру российских нефтяных компаний.

Довольно долго в компаниях считали, что намного проще и дешевле вывозить сырую нефть. Единственное серьезное исключение тогда составила компания "Лукойл", которая в начале 2000-х годов купила более 1200 АЗС на восточном побережье США. Ее инициатива тогда не была подхвачена другими нефтяниками. Наоборот, восторжествовала идеология преимуществ вывоза сырой нефти. Но сейчас положение меняется. Ведь проблема, нетрудно догадаться, заключается не просто в том, какая продукция несет в себе больше добавленной стоимости. Еще важнее, куда ее можно продать и с какой выгодой. До самого последнего времени этого не было ясно видно, но вот совсем недавно дело начало меняться. Обозначились новые возможности для экспорта и нефти, и нефтепродуктов в страны Северной и Западной Европы и в США. Поэтому компании "ЛУКойл" и "Роснефть" форсировали строительство морских терминалов для нефтепродуктов на Балтике. А совсем недавно у "ЛУКойла" открылись еще более радужные перспективы экспансии на рынок США благодаря установленному стратегическому партнерству с американской нефтяной компанией "Коноко-Филипс". Последняя, помимо прочего, уступает "ЛУКойлу" около 800 АЗС в США.

Выход на экспорт - еще не выход для страны

Это означает дополнительное перераспределение в пользу экспорта и сырой нефти, и нефтепродуктов. Получается, что законы рынка работают против российского потребителя? Это, вполне понятно, порождает желание усилить государственное регулирование экспорта и внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов. С другого фланга и намного упорнее на нефтяные компании наседает правительство. Здесь главная проблема заключается даже не в суммах, которые оно хотело бы урвать у них, а в неопределенности правил, по которым нефтяникам предстоит играть. Правительство предлагает, разрабатывает и придумывает все новые налоги. Среди них "налог на сверхдоходы", дополнительный к тому, что предусмотрено процедурой повышения экспортных пошлин, идея дифференциации ставок налога на добычу полезных ископаемых и бог знает что еще. Все это происходит при том, что налоговые поступления в госбюджет от нефтяных компаний и без того быстро растут, и трудно сказать, изымаются ли только сверхприбыли либо что-то еще сверх того.

Например, в первой половине нынешнего года налоговые платежи нефтяной компании "Сибнефть" выросли почти в два с половиной раза, у других компаний тоже весьма значительно. Конечно, трудно без специальных подсчетов сказать, какую роль в этом сыграл и играет быстрый рост мировых цен на нефть. Но известно и то, что за последнее время руководители нескольких крупнейших нефтяных компаний заявили о своем добровольном отказе от практики так называемой оптимизации налогооблагаемой базы, что всегда означало поиск всевозможных "дыр" и двусмысленностей в налоговом законодательстве. Можно предположить, что они захотят как-то компенсировать свои потери такого рода, не вступая в противоречия с формальным законом, в том числе используя и механизм повышения своих оптовых цен на конечную продукцию, особенно на моторное топливо, спрос на которое является практически, как говорят экономисты, "несжимаемым".

Несмотря на рост мировых цен, экспорт российских нефтепродуктов сократился за семь месяцев текущего года более чем на 2 млн тонн по сравнению, как водится, с аналогичным периодом предыдущего года, а вывоз сырой нефти, наоборот, увеличился более чем на 6 процентов. И не удивительно. По приблизительным расчетам, экспортные цены российской сырой нефти и корзины нефтепродуктов примерно одинаковы - в среднем чуть менее 30 долл. за баррель. В итоге доходы семи месяцев от вывоза нефти увеличились более чем на четверть, а от нефтепродуктов несколько более 7, 5 процента. Удивляться тут нечему. Российская нефтеперерабатывающая промышленность еще с советских времен отличается сравнительно низким уровнем глубины переработки сырой нефти. В конце "эпохи застоя" (1985 г.) он не достигал 60 процентов, сейчас поднялся до 70 процентов, но все равно на круг получается дешевле сырой нефти. Выход дорогих сортов бензина, например, составляет в среднем 15-16 процентов против 45 процентов на типичном нефтеперерабатывающем заводе в странах Запада. В противоположность этому слишком велика доля самого дешевого продукта нефтепереработки, мазута, более трети продукции, чуть меньше приходится на дизельное топливо, а на автомобильный бензин - всего четверть.

К чему идет дело

Подведем некоторые итоги. Цены на бензин стали расти быстрее, чем это допустимо с точки зрения возможностей отечественных потребителей. Во всяком случае так считают они сами, но это беспокоит и правительство. Такая тенденция чревата ростом издержек производства везде, где используется горючее и топливо, и повышением темпа инфляции. Главную причину большинство специалистов усматривают в желании нефтяных компаний вывозить как можно больше сырой нефти при сложившейся благоприятной конъюнктуре мирового рынка. Но на самом деле так было в нашей стране при всяких ценах, хотя и по разным причинам. При советской власти была погоня за твердой валютой - как в давнюю эпоху торгового капитала и меркантилизма, когда накапливание в стране золота и серебра (тогдашних аналогов твердой валюты) считалось самоцелью. Увы, таковы были черты экономики "самого передового в мире" общественного строя. Сейчас, уже в иные времена, для нефтяных компаний это проще технологически и, как говорилось выше, выгоднее из-за отсталости отечественной нефтеперерабатывающей промышленности и неразвитости подходящей транспортной инфраструктуры. Возить нефтепродукты по железной дороге дороже, чем прокачивать по трубопроводам.

Короче говоря, это выгоднее экономически. Но если бы все ограничивалось только этим. Даже если добавить и проблему технологической отсталости отечественных НПЗ. Население подозревает нефтяные компании еще и в монопольном сговоре против потребителей. Такую точку зрения разделяют также солидные правительственные чиновники и органы, как, например, вице-премьер правительства Александр Жуков или руководство Федеральной антимонопольной службы. Такого же мнения придерживаются и руководители Российского топливного союза. В середине октября оттуда было направлено письмо премьеру Михаилу Фрадкову с предупреждением, что неконтролируемый рост цен на горючее может существенно подорвать усилия правительства по сдерживанию инфляции в установленных границах. РТС предложил принять несколько мер для решения проблемы. Во-первых, изменять экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты с учетом не только динамики мирового рынка, но и сезонных колебаний внутреннего спроса на моторные топлива. РТС предлагает также обдумать возможность организационного разделения сфер добычи и переработки нефти, что соответствует мировой практике и, по мнению его руководства, упразднило бы осуждаемую у нас всеми, кроме нефтяников, практику "трансфертного" ценообразования внутри нефтяных компаний.

Последнее, правда, слишком уж отдает практикой насилия власти над крупным бизнесом, пример чего мы все еще продолжаем наблюдать в "деле ЮКОСа". Значительно более благоразумным и практически осуществимым выглядит предложение РТС ввести в действующее антимонопольное законодательство положение о "доминировании на региональном топливном рынке", что, как тоже известно, является наследием советской плановой увязки сфер производства и снабжения, а сейчас дает крупнейшим компаниям контролировать снабжение нефтепродуктами крупных регионов страны.

Ну а дальше начинаются привычные разговоры о необходимости усовершенствовать антимонопольное законодательство, законы о биржевой деятельности в сфере рынка нефти и нефтепродуктов, в области нефтедобычи, переработки и сбыта. Предлагается разработать систему льгот и гарантий для поощрения инвестиций нефтяных компаний в нефтепереработку и т.д., и т.п. Все это правильно. Но от таких рассуждений, как и от многих других по поводу российских проблем, веет чем-то вроде вечности. В жизни вообще, а особенно в реалиях переходной экономики, недостаточно просто знать, что надо делать. Еще надо быстро реагировать на возникающие проблемы и поддерживать требуемый темп изменений. Сейчас же мы сильно напоминаем бегуна, который хотя и продвигается вперед, но делает это медленнее, чем другие и чем бежит установленное ему наперед время норматива. Цена потерянному времени здесь - высокая инфляция, разбалансированная экономика, недовольство населения и, как следствие, непредсказуемые политические последствия. Нельзя медлить с созданием институтов регулирования экономики при помощи рыночных и встроенных в них антимонопольных рычагов.

***

Недостаточно знать, что надо делать. Еще надо быстро реагировать на возникающие проблемы

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости