"IT нам строить и жить помогает!" - к такому бодрому лозунгу сводится общение журналистов с представителями компаний, которые уже прошли крестный путь автоматизации своего предприятия. А ведь всего пару лет назад эти компании махали на айтишников руками, говоря: не до вас, мол, приходите завтра. "Завтра" пришло очень быстро - сейчас системы управления устанавливают все, кто рассчитывает на иностранные инвестиции. Закон рынка суров: не будет IT, не будет и денег.
Окорочка уже в пути
Для автоматизации всея Руси есть две веские причины. Помимо вполне понятного желания заполучить заграничного инвестора, который, как черт от ладана, бегает от туманной бухгалтерии, существует и другое тоже вполне понятное обстоятельство. Конкуренция называется. Здесь все, как в джунглях, - выживает сильнейший. А информационные технологии сегодня - именно те "мышцы" или, если хотите, "зубы", которые помогут компании выжить среди сотен, а то и тысяч себе подобных.
Эта нехитрая мысль приживалась в российском бизнесе с великим трудом. Одной из первых спохватилась розница и принялась активно осваивать возможности IТ-индустрии.
Сергей Салихов, заместитель директора по продуктам и технологиям на рынке товаров народного потребления компании IBS: "Такая продвинутость ритейлеров объясняется очень просто -практически все российские торговые сети создавались с прицелом на выгодную перепродажу, их владельцы сразу стремились увеличить инвестиционную привлекательность своего бизнеса любым способом. В том числе внедряя на производстве западную систему управления, понятную западному же потенциальному покупателю, который доверяет ей, как родной".
Понятно, что в списке "самых родных" оказались системы управления, основанные на западных тиражных решениях, - Navision, Axapta, SAP и пр. Спору нет - западные айтишники стараются на славу. Но уж больно дорого все это стоит! Полная стоимость решения определяется после полного "медицинского" обследования компании и может легко достигать шестизначных цифр.
IТ-решения отечественного производства появились на рынке чуть позже. Считается, что они лучше приспособлены под особенности российских рынков. Да и стоят гораздо дешевле. При всех условностях подобного сравнения следует тем не менее сказать, что, если комплектовать проект российскими системами и станциями, можно в два раза снизить расходы.
А вот бесконечные рассуждения о том, качество решения какой "национальности" лучше, к ясности не приводят. Здесь, как и везде, каждый кулик свое болото хвалит. Придется обратиться к статистике. А она утверждает, что подавляющую часть российского рынка интегрированных систем управления предприятием в России занимают иностранцы: SAP (48, 6%), Microsoft Business Solutions (11, 4%), Oracle (11, 1%) и пр. (подробнее см. график). Отечественные компании явно отстают: у их "форварда", компании "Галактика", - 7% рынка.
Но вернемся к нашей рознице. В крупных супермаркетах, таких как "Перекресток", "Ашан", "Седьмой континент" и др., активно используются как наши, так и заграничные системы учета товарооборота, которые позволяют в режиме реального времени отслеживать, например, сколько столь любимых в народе окорочков осталось на полке, есть ли они еще на складе и т.п.
Отдача от внедрения подобных решений (независимо от их происхождения) весьма ощутима. Так, одна московская крупная торговая сеть установила у себя систему Verysell-6 - уже через несколько месяцев после внедрения система позволила снизить операционные расходы на 15%.
"Что касается последствий, которые неизбежны, если компания не желает иметь дело с IТ-технологиями, то я могу привести такой пример, - делится Андрей Зотов, вице-президент группы компаний Verysell. - Наши консультанты работали в одной торговой сети, где существует очень сильная управленческая команда, используются передовые методики и практики. Но все эти начинания сводятся к нулю из-за отсутствия корпоративной системы оперативного управления. Работа выглядела следующим образом: сотрудники предприятия готовили для топ-менеджеров документы управленческого учета в виде таблиц Excel, в то время как случаи утери экселевских данных стали притчей во языцех. Тем не менее руководство компании довольно, хотя долгосрочные риски подобной ситуации очевидны".
Банки данных
В банковской сфере преобладают западные IТ-решения - таких компаний, как Microsoft Business Solutions, Oracle, SAP, IBM. Финансовые учреждения сразу были завязаны на партнерстве с зарубежными фирмами, которые требовали вполне определенной формы отчетности.
Александр Буйдов, директор по информационным технологиям компании "КРОК": "Для усовершенствования систем своего документооборота банки активно используют западные модели. Например, сейчас ряд банков с нашей помощью внедряет зарубежную систему Documentum IBM Content, которая позволяет в несколько раз увеличить скорость обработки различной банковской документации. Банки много внимания уделяют не только документообороту, но и таким "мелочам", как процесс управления персональными компьютерами своих сотрудников. Так, недавно в Альфа-банке была внедрена Microsoft System Management Server, которая позволяет системным администраторам со своего рабочего места дистанционно устанавливать программное обеспечение на ПК сотрудников. И это - не прихоть. Дело в том, что сейчас в "Альфе" насчитывается более двух тысяч рабочих мест с компьютерами и раньше на каждый из них устанавливать постоянно обновляемое программное обеспечение приходилось по отдельности. Сейчас это можно делать сразу и одновременно".
В последнее время и наши банки, и их зарубежные партнеры научились доверять автоматизированным системам отечественного "разлива". В настоящее время одна из самых популярных систем автоматизации банковской деятельности на рынке - это система под названием 5NTe Bank. Она создана рядом отечественных компаний с учетом российской специфики банковской деятельности и позволяет на общей информационной платформе объединять буквально все подразделения и виды деятельности банка: расчетно-кассовое обслуживание, кредитные и депозитные операции, операции с ценными бумагами, работу с пластиковыми картами. По словам представителей IТ-компаний, систему 5NTe Bank внедряют Внешторгбанк, Газпромбанк, Экспобанк, банки "Третий Рим", "Гранит" и пр.
Говорит Москва - слушает Калининград
Среди компаний, использующих IТ-технологии, есть те, которые без IT вообще существовать не могут. К ним относятся телекоммуникационные операторы связи, весь их бизнес завязан на подсчете минут и денег, что без специальной (так называемой биллинговой) автоматизированной системы сделать невозможно.
Пока клиентские деньги в режиме реального времени на всей территории действия сети может считать только биллинговая платформа Amdocs у "Би Лайн GSM". У всех же остальных операторов нет единой платформы. У "Мегафона", к примеру, на каждый регион - своя сетка тарифов и услуг.
Это не совсем удобно как для оператора, так и для его абонентов. Ведь в единой биллинговой системе абоненты могут, используя свои мобильные телефоны, просматривать счета, осуществлять платежи, отключать и подключать дополнительные услуги. Сам факт единой IТ-штатформы на всей сети позволяет абоненту, скажем, из Хабаровска пользоваться теми же услугами, что и москвичи.
В какую цену обошлась "ВымпелКому" такая платформа, точно неизвестно, но совершенно очевидно, что речь идет о нескольких десятках миллионов долларов. В марте этого года израильская компания-интегратор Amdocs (автор системы) выиграла тендер "Связьинвеста" на поставку этому оператору биллинговой системы, рассчитанной на 32 млн. телефонных линий. По неофициальным данным, стоимость заказа составляет $500 млн.
По словам Михаила Умарова, руководителя пресс-службы компании "ВымпелКом", "оценить окупаемость биллинговой системы можно лишь косвенно, поскольку удобства, которые она предлагает клиентам, рассчитаны на повышение их лояльности". Например, "прикрученная" к биллингу СRМ-система показывает, что дозвонившегося в абонентскую службу пользователя зовут Михаил Ильич, что день рождения у него -в ближайшую пятницу и что мобильной связью он пользуется от случая к случаю. Соответственно, самому Михаилу Ильичу приятно услышать, что к нему обращаются по имени-отчеству и поздравляют с праздниками. Можно считать подобную схему взаимоотношений с абонентами отдачей от биллинговой системы? Операторы полагают, что вполне.
Приведем еще один пример подобной нематериальной выгоды, которая сваливается на телеком силами IТ-рынка. Когда компания "Евросеть" завела у себя единый центр обработки вызовов - call center, выяснилось, что можно экономить на специалистах абонентской службы, потому что покупателя из Владивостока запросто обслужит оператор, скажем, из Калининграда, который обладает всей информацией о наличии товара и услуг во Владивостоке. Сколько "барышень на коммутаторе" оказалось не у дел после автоматизации их нелегкого труда, история умалчивает. Да и что тут поделаешь - прогресс неумолим.
Впрочем, выгода автоматизирующихся компаний, которые работают на сотовом рынке, исчисляется не только уменьшением числа телефонных барышень. Вот, например, пока у компании по продаже сотовых услуг и мобильных телефонов Division не было системы электронного приема заказа, его каждый раз приходилось согласовывать по телефону с персональным менеджером. Процедура затягивалась, клиенты нервничали, доходы... скажем так, росли медленнее, чем хотелось бы. Пришлось идти на поклон к айтишникам. В результате при размещении заказа через портал компания Division сократила стоимость размещения и обработки одного заказа на 50-75%.
IT на электросчетчике
Не остыли еще слова Путина о том, что хорошо было бы создать более конкурентную среду внутри энергетической отрасли, как сами энергетики бросились за помощью к айтишникам, понимая, что конкурировать без автоматизации сейчас просто невозможно. Тем более что, согласно прошлогоднему закону "Об электроэнергетике", участвовать в торгах на оптовом рынке электрической энергии смогут лишь те компании, которые решили задачи, связанные с внедрением энергосберегающих технологий и организацией систем учета.
С появлением этого закона резко увеличился спрос на внедрение автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ). В переводе с айтишного это такая технология, которая следит за превышением лимита, рассчитывает расход электроэнергии, измеряет уровень производства и потребления.
Михаил Солнцев, заместитель генерального директора компании "Оптима": "Прежде всего внедрение АСКУЭ является необходимым условием для участия в торгах на оптовом рынке электроэнергии (ОРЭ), где тарифы ниже тех, которые действуют внутри региональных энергосистем. Что же касается собственно преимуществ, то внедрение АСКУЭ обеспечивает оперативное получение достоверной и точной информации о поступившей и отпущенной электроэнергии, позволяет контролировать потери в сетях при передаче электроэнергии, предотвращать хищения, а также формировать аналитическую и статистическую информацию за любой период времени".
Сейчас, например, ведутся работы по внедрению АСКУЭ на подстанции "Машук" -опорном узле межсистемных связей Северного Кавказа. Аналогичные работы будут проведены для подстанций на Дальнем Востоке.
***
Срок окупаемости IТ-систем варьируется от 1, 5 до 3 лет, а удовольствие от процесса начинается сразу после внедрения.
***
Один начальник решил оснастить коридор своего офиса сенсорными лампочками: "Чтобы, когда я шел, сзади меня свет гас, а впереди - зажигался". Это называется "автоматизация по-русски".