С 26 по 28 октября в Москве проходила Четвертая Всероссийская Неделя Нефти и Газа (ВННГ-4). В этом году форум проводился при поддержке Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации и Торгово-Промышленной Палаты Российской Федерации. Участниками ВННГ-4 стали представители крупнейших нефтегазодобывающих компаний, промышленных предприятий, международных организаций и органов государственной власти. Центральным событием форума стал доклад российского министра промышленности и энергетики Виктора Христенко.
Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Я рад приветствовать вас на открытии Четвертой Всероссийской Недели Нефти и Газа! Не ошибусь, если скажу, что эта неделя - самое масштабное публичное мероприятие года в жизни российского топливно-энергетического комплекса. Разрешите мне пожелать нам всем плодотворной работы!
Россия - это уникальная нефтегазовая держава. Мы обладаем одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Судите сами: на 13% территории Земли, в стране, где проживает менее 3% населения мира, сосредоточено около 13% мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа. Ежегодное производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от мирового производства. Сегодня топливно-энергетический комплекс является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов отечественной экономики. На его долю приходится около четверти производства ВВП, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны.
Эти цифры подчас служат основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных экспертов. Они утверждают, что такая доля ТЭК свидетельствует о сильной зависимости российской экономики от добычи нефти и газа, и о том, что наша страна превращается в сырьевой придаток мировой экономики.
Наличие обширных нефтегазовых ресурсов - это естественное преимущество, а не недостаток. Главное - уметь ими рационально распорядиться. В качестве примера достаточно сослаться на опыт США, Великобритании и Норвегии. При разумном использовании нефтегазовая отрасль стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения. Поэтому я считаю российский ТЭК именно "локомотивом", а не "иглой" для национальной экономики.
В связи с этим в государственном регулировании ТЭК можно выделить два блока задач. Первый: обеспечение его стабильного развития на всех этапах - от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья до переработки и транспортировки. Второй: эффективное использование потенциала ТЭК для диверсифицированного развития российской экономики и социальной сферы.
1. Мировой рынок нефти
В следующем году заканчивается первая пятилетка XXI века. За этот период мировой рынок нефти сильно изменился, что оказало влияние на всю мировую экономику. Спрос на нефть увеличивался каждый год и цены росли вместе с ним (рис. 1). Для 2004 года характерен рекордный рост потребления нефти, который стал главной причиной рекордного роста цен на нефть в текущем году.
В целом за пять лет с 2000 года потребление нефти в мире выросло на 7,5% (рис.2). Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион. Нефтяной рынок Европы и СНГ по темпам роста отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки. Европа - наш главный рынок сбыта нефти, и необходимо реально оценивать возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке.В настоящее время более 70% роста потребления нефти в мире обеспечивают развивающиеся страны (рис.3). Среди них лидирует Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн т в год и, тем самым, обеспечил 31% прироста потребления нефти в мире.
Промышленно развитые страны за пять лет обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по росту потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и Италия сократили потребление нефти. В Европе рост потребления нефти обеспечили Испания, Австрия, Польша и Голландия.
Добыча нефти в мире с 2000 по 2004 год выросла на 7,1%, то есть ее рост был ниже роста потребления нефти. В 2001 и 2002 годах потребление нефти увеличивалось незначительно, и ОПЕК снижала добычу нефти для сохранения ценовой ситуации на рынке (рис.4).
С 2003 года добывающие страны фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти для того, чтобы удовлетворить быстро растущий спрос на нефть (рис.5).
Рост добычи нефти в России, Саудовской Аравии и ряде других стран был частично компенсирован падением добычи в Северном море, а также в США, Венесуэле, Ираке и Индонезии, что было вызвано политическими и технологическими причинами.
Стабилизация политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить добычу на 73 млн т в год. Это компенсирует падение добычи в США и других странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако, для удовлетворения растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост экспорта нефти из других стран, в том числе из России.
С 2000 по 2004 год Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире (рис.6). Прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем у ОПЕК. В настоящее время Россия является одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти.
2. Прогноз добычи нефти в России и поставок нефти на мировой рынок
В 1987 году Россия (без других республик СССР) добыла 571 млн т нефти (рис.7). Это самая высокая добыча нефти в одной стране за всю историю нефтяной промышленности мира. За этим последовал период резкого сокращения добычи нефти, но период падения закончился несколько лет назад. С 2000 года добыча нефти в России быстро нарастает.
Благодаря высоким ценам на нефть на мировом рынке, рост добычи превзошел оценочный прогноз, заложенный в концепцию "Энергетической стратегии России". В новых условиях прогноз роста добычи нефти в России может быть уточнен.
При средних ценах на российскую нефть на мировом рынке $25-35 за баррель добыча нефти в России может достигнуть к 2020 году 550-590 млн т в год и, в первую очередь, за счет ввода в разработку новых месторождений.
К настоящему моменту в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, причем разрабатывается только половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки. Поэтому при сохранении его в качестве главной углеводородной базы необходимо развивать альтернативные регионы добычи.
В долгосрочной перспективе приоритетными регионами нефте- и газодобычи являются Восточная Сибирь и Дальний Восток. Их развитие представляется особо важным как с социально-экономической точки зрения, так и исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Большое значение имеет развитие таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин, Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.
Экспорт нефти из России зависит и от добычи, и от потребления нефти на внутреннем рынке (рис.8). Согласно прогнозам, до 2010 года темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти для внутренних нужд. В результате до 2010 года экспорт нефти из России будет расти. Затем экспорт нефти стабилизируется.
3. Развитие системы транспорта нефти из России
Перспектива развития топливно-энергетического комплекса России во многом определяется ее размерами и географическим положением. Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В "Энергетической стратегии России" предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки. На карте показаны направления только главных проектов:
1. Для расширения поставок в Европу: Балтийская трубопроводная система и порт Приморск мощностью до 62 млн т в год.
2. Для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона: система нефтепроводов Тайшет - Тихий океан и терминала для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в одном из тихоокенских портов России, например, в порту Находка. Общая мощность до 80 млн т в год.
3. Для выхода на рынок США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 году может также составить до 80 млн т в год.
Кроме того, ожидается рост транзита нефти из Казахстана через Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК) до 67 млн т в год (1,3 млн баррелей в сутки).
В результате реализации крупных и более мелких проектов (рис.9) пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 году должна вырасти до 303 млн т в год (6,1 млн баррелей в сутки).
Нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти из России. Так, "ЛУКОЙЛ" через терминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран; "Роснефть" организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути. Растет экспорт нефти с острова Сахалин.
Поэтапная реализация всех проектов развития инфраструктуры транспорта в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировой рынок.
4. Рынки сбыта российских нефти и нефтепродуктов
Главным рынком российской нефти остается Европа (рис.10). В настоящее время в Европу направляется 93% всего экспорта нефти из России. В эту оценку включены рынки Северо-Западной Европы, Средиземного моря и страны СНГ.
Поставки нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) постепенно растут. На этом рынке преобладают поставки нефти в Китай, которые и обеспечивают основной прирост. На американском рынке основным потребителем российской нефти являются США, но эти поставки не играют столь заметной роли.
В будущем главным рынком сбыта нефти для России останется Европа (рис. 11). Россия будет обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но за счет роста добычи нефти планируется укрепление позиций России на рынках АТР и США.
Внутренние потребности. Рост цен на бензин
Помимо поставок на внешний рынок российский ТЭК полностью удовлетворяет внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов. Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. С начала года автомобильный бензин подорожал примерно на 40%, что, естественно, очень беспокоит потребителей.
Проблема роста цен на бензин имеет комплексный характер. При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепенно приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей логике?
Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты, и даже ужесточение антимонопольного законодательства могут иметь только ограниченный эффект. Основной баланс определяется двумя инструментами государственного налогового регулирования: рентными платежами и фискальными позициями на внешнем контуре (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи привязаны законодательством к ценам мирового рынка и обуславливают динамику внутренних цен, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин. Правда, нынешняя система задавалась в принципиально иных ценовых условиях. Сегодня, когда ценовой коридор на рынке нефти пробит, возможно, следует вновь вернуться к этому вопросу.
НДПИ
Вопрос об изменении принципов определения НДПИ поднимался неоднократно.И, надо сказать, без особого успеха. Сейчас происходит очередной виток работ по дифференциации ставок НДПИ на основе комплексного изучения эффекта факторов рентной природы. При этом как никогда важно не допустить превращения природной ренты в ренту административную.
Закон о недрах
Не менее важным вопросом является совершенствование законодательства о недрах. Одной из сложнейших проблем ТЭК России остается воспроизводство минерально-сырьевой базы. В настоящий момент инвестиции в воспроизводство явно недостаточны, намечается отставание прироста запасов от прироста добычи. Без принятия соответствующих решений в данной сфере запасы будут продолжать скудеть. В настоящее время готовится новая редакция Закона "О недрах". Основной целью этого закона служит обеспечение рационального использования всего комплекса ресурсов отечественной минерально-сырьевой базы и создание условий по ее воспроизводству путем создания стабильных взаимовыгодных отношений государства и недропользователей, повышения ответственности недропользователей за выполнение взятых на себя обязательств, стимулирования инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений. При подготовке новой редакции законопроекта "О недрах" широко используется зарубежный опыт регулирования недропользования, при котором взаимоотношения между государством и недропользователями из административных становятся гражданско-правовыми. А в суде чиновнику отстоять свои интересы сложнее, чем в высоких кабинетах.
Вся эта деятельность направлена на повышение прозрачности отношений между государством и бизнесом, на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль, а также смежные с ней отрасли.
Последние события в отрасли
В связи с этим нельзя не остановится на двух крупнейших событиях в российской нефтегазовой отрасли осени 2004 года: продаже последнего госпакета акций НК "ЛУКОЙЛ" компании ConocoPhillips и объявления о слиянии "Газпрома", "Роснефти" и "Зарубежнефти". Приходится слышать о том, что это чуть ли не два противоположных по смыслу действия государства. Но это не так.
Прежде всего, что касается слияния "Газпрома" и "Роснефти". Сегодня эти компании ведут активную совместную деятельность по освоению Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтегазового месторождений на шельфе Баренцева моря, Харампурского нефтегазового месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе и других месторождений. Поэтому объединение "Газпрома" с "Роснефтью" позволит снизить издержки, упростит обмен технологиями, повысит эффективность управления обеими компаниями. Такое решение, оформляя владение контрольным пакетом акций объединенной компании за государством, дает "зеленый свет" либерализации рынка акций газового монополиста. При этом нужно понимать, что государство не собирается утрачивать контрольный пакет акций "Газпрома" и размывать единый экспортный канал.
Стратегическое соглашение между ConocoPhillips и "ЛУКОЙЛом" является завершением приватизации крупнейшей российской нефтекомпании. В результате ряд важнейших проектов перейдет под операционный контроль совместного предприятия. Мы ждем от этого соглашения примера нового качества работы в нефтегазовой отрасли. Это и есть те инвестиции, которые так нужны ТЭКу. Кроме того, летом-осенью этого года состоялись встречи с "ШевронТэксако", "Марафон Ойл", "Би-Эйч-Пи-Биллитон", "Тоталь", "Французским институтом нефти", которые проявляют интерес к инвестициям в российскую нефтегазовую промышленность.
Можно констатировать, что ситуация с "ЮКОСом" не привела к снижению инвестиционной активности иностранных компаний. Беспочвенными оказались и тревоги о том, что "ЮКОС" остановит добычу нефти. Более того, я уверен, что даже если произойдет смена собственника компании, это обстоятельство само по себе не повлияет на работу соответствующих предприятий.
Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также определяющее положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов нашего сотрудничества с международными энергетическими организациями.
Наша страна, будучи одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, осуществляет и будет осуществлять активный диалог в области энергетики со всеми странами и международными энергетическими организациями.
Расширение и углубление взаимодействия и сотрудничества России с международными энергетическими организациями будет, несомненно, способствовать развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению экономической и энергетической безопасности в мире.
***
Государство не собирается утрачивать контрольный пакет акций "Газпрома" и размывать единый экспортный канал.
***
[Далее текст не поддающийся сканированию]
Материалы доступны в бумажной версии издания