С января все российские нефтяники будут выплачивать налоговые штрафы государству. Новые ставки пошлин, которые уже утверждены правительством, предполагают изъятие более 100% всех дополнительных доходов. Это означает, что российские компании будут расплачиваться за рост цен на мировом рынке из части своих оборотных средств. Пока же они обречены на дополнительные выплаты премий российским соседям.
С 1 января 2005 года при цене мирового рынка на нефть марки Urals выше 25 долларов за баррель государство будет не только забирать все дополнительные прибыли российских нефтяных компаний, но и залезать в обычные доходы. По расчетам компании "ПрайсУотерхаусКуперс", доля таких изъятий составит от 108 до 128%. Партнер компании Михаил Клубничкин нашел специальное определение для таких "изъятий". Он называет их налоговыми штрафами. Размер этих штрафов (даже за пределами критической отметки 100%) зависит от доли экспортных поставок. Чем выше доля экспорта тем больше размер такого штрафа. На практике это означает, что государство фактически открыло сезон охоты на маленькие нефтяные компании, на долю которых приходится более 8% объема добычи. Доля экспорта у них традиционно выше, чем у российских интегрированных гигантов, которые поставляют часть своей нефти на собственные НПЗ.
Но зато у вертикально-интегрированных гигантов есть свое преимущество - они могут отыграться на свободном внутреннем рынке нефтепродуктов. Вчера на конференции "Влияние налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли России" начальник аналитического управления НК "ЮКОС" Галина Антонова фактически признала, что после введения новых ставок налога на добычу полезных ископаемых "ЮКОСу" придется компенсировать 4% "недостающей" прибыли за счет продаж на внутреннем рынке.
Российские нефтяные концерны обижает не только российское правительство, но и иностранные партнеры. По признанию начальника управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами "ЛУКОЙЛа" Андрея Гайдамаки, компании приходится раскошеливаться на 10 дополнительных миллиардов долларов за "Дружбу". Советская трубопроводная система была спроектирована в расчете на снабжение своих восточноевропейских соседей. И сейчас они с выгодой для себя используют это "конкурентное" преимущество монополистов-покупателей, требуя скидки за поставленную нефть. "В Венгрии и Польше по одному НПЗ, которые и диктуют нам цены", - жалуется Гайдамака.
Не отстают от восточноевропейских друзей и их финские коллеги: ставки на аренду танкеров ледокольного класса из этой страны выросли за последние годы, по оценкам "ЛУКОЙЛа", в 6-7 раз. Гайдамака видит только один выход из "штрафного тупика" - строительство нефтяного терминала в Мурманске, открытого для всех мировых рынков. "Страхи о том, что эту трубу не удастся заполнить, необоснованны", убежден Гайдамака. Он считает, что эту трубу при нынешних премиях, выплачиваемых восточноевропейским соседям, можно окупить за год
(стоимость "дружеской" премии действительно сопоставима со стоимостью строительства трубопровода до Мурманска).
Правда, аналитики международного рейтингового агентства Standard&Poor's считают, что слухи о неминуемой гибели российской нефтянки несколько преувеличены. "Мы не считаем, что введение новых ставок повлияет на финансовое положение российских нефтяных компаний", - утверждает Елена Ананькина, аналитик московского офиса агентства. Здесь оценивают финансовое положение нефтяных корпораций исходя из так называемых нормализованных показателей финансовой отчетности. "Нормализация" достигается за счет пересчета всех финансовых показателей компаний для цены 20 долларов за баррель - общепринятого среднего показателя цены мирового рынка. Все, что превышает этот показатель, не слишком интересует S&P. Гораздо больше Елену Ананькину интересует, как будет работать новая налоговая система, если цены упадут ниже 20 долларов и продержатся на этом уровне некоторое время. "Она не прошла еще проверку временем, и нет гарантий, что государство не изменит правила игры в сложной ситуации", говорит аналитик. И заберет не только сверхприбыли, но и все прибыли российских нефтяников.