Валерий СЕРДЮКОВ.
Конституция России предусматривает наличие 89 регионов, в том числе 49 областей - от Амурской до Ярославской. Впрочем, Основной закон не исключает и внутренних территориальных подвижек, указывая, что "статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом". Недавно таким правом воспользовались Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ, объединившиеся в новый, седьмой по счету, край. Сходные процессы обозначились и в Сибири. Но есть регионы, которые желают пока идти вперед самостоятельно, без каких-либо территориальных интеграций. К ним относится и наша ближайшая соседка - Ленинградская область, где достигнуты внушительные хозяйственные успехи. О ее марше в будущее рассказывает губернатор Валерий СЕРДЮКОВ.
- Валерий Павлович, Ленинградская область, как и многие другие части огромной России, вступила в полосу динамичного развития, больших экономических наработок. Не связано ли это с укреплением вертикали власти, с иной методикой формирования губернаторских команд, наконец, с объединительными "зовами" в жизни российских регионов?
- Приветствуя перемены в политическом укладе России и открывающиеся перед нами возможности, я не хотел бы, однако, спешить с выводами. На мой взгляд, едва ли следует механически выводить из административных реформ определенный хозяйственный рост на местах, включая Северо-Запад и нашу Ленинградскую область. Великим завоеванием демократии я считаю такой порядок вещей, при котором власть и бизнес доверяют и помогают друг другу, взаимодействуют как равноправные и заинтересованные партнеры. То есть очерчиваются широкие рамки, где власть создает условия для устойчивого развития предпринимательства по законам реальной экономики, а не по сиюминутным канонам функционирования управленческих органов.
Я категорически против командных окриков, против любого возврата к тупому госплановскому верховодству, к жесткой, бездумной регламентации всех и вся. Только доброжелательность, только взвешенный, осторожный подход к бизнесу и бизнесменам обеспечат равновесие производительных сил и производственных отношений, социальную стабильность, необходимую занятость населения и достойную оплату труда...
- Да, но кто сделает все это? В нашей бескрайней, крупнейшей в мире державе центр, наверное, всего не увидит, за всем не углядит...
- Естественно. Люди понимают значение государственных звеньев в регионах и в более мелких, дробных территориальных "квадратах". Здесь, в Ленинградской области, позволительно говорить о трехуровневом устройстве органов управления. Во-первых, в пределах всего нашего 47-го субъекта Федерации такую власть олицетворяет прежде всего губернатор. Во-вторых, в границах каждого из 17 областных районов, где делами ведает выборный муниципалитет под началом главы райадминистрации. В-третьих, внутри городов и поселков, где также руководит местное самоуправление, но наделенное меньшими, локальными полномочиями.
И что приходится решать нам, регионалам? Само собой, разнообразные хозяйственные задачи. Вот почему без контакта и сотрудничества с коммерческими кругами, с бизнес-сообществом не обойтись и не прожить. Своей работой мы бросаем камешек в огород тех, кто ставит превыше всего собственные амбиции, кто старается учитывать не нужды населения как такового, а потребности отдельных - как правило, привилегированных - его слоев. Это, буду откровенен, неверные мысли и ошибочные поступки. Разруха в головах никогда и никого не приводила к победам, ибо нельзя противостоять реальности.
- Какими же успехами вправе без ложной скромности похвастаться Ленинградская область?
- В регионе много мощных предприятий, связанных с оборонным и энергетическим комплексом. Мало-помалу приходят в чувство и заводы, едва не погибшие без заказов в начале 1990-х годов, - Выборгский судостроительный, Сясьский целлюлозно-бумажный, "Волховский алюминий", что сразу отразилось на общем положении дел. Возникают и совсем новые индустриальные объекты, выпускающие продукцию для сельского хозяйства и лесопромышленности, изготавливающие металлоизделия и бытовые товары.
Приоритетное значение придается развитию транспортно-логистической системы, важной частью которой служит сеть современных морских портов. Мы не жалеем ни сил, ни средств на обустройство Усть-Луги, Высоцкого и Приморского. К ним прокладываются железнодорожные подходы, строятся развязки. Уже составлено обоснование стальной ветки от Лосева до Каменногорска. Планируется и магистраль Приозерск - Петербург - Выборг. Открою тайну: достижениями Усть-Лужского порта не грех сдержанно гордиться уже сейчас - он явно расправляет плечи, хотя и не поднялся пока в полный рост. Его терминалы ежегодно пропускают 5 млн. тонн грузов, а надо бы раз в шесть-семь больше - где-то 30-35 млн. тонн. Что ж, надеемся на строящиеся ныне железнодорожные пути. К слову: мы заботимся и о наших транспортных коридорах - постепенно "удлиняют" свое полотно две автомобильные трассы (до границы и из Петербурга к Москве).
Не последнюю роль в подъеме края играет топливно-энергетический блок. Так, к 2006 году войдет в строй трубопровод Кириши - Приморск, предназначенный для экспортной перевалки светлых нефтепродуктов. Эта линия, кстати, считается экологически безупречной - и не только у нас, а даже в белоснежных скандинавских портах. С учетом данной "нитки" около 40 процентов российского черного золота, отправляемого за рубеж, будет проходить транзитом через Лен-область.
Не могу умолчать и о Североевропейском газопроводе, который протянется из Тимано-Печорской провинции, что в Западной Сибири, к западным воротам России - городу Выборгу, а оттуда устремится в Германию и Англию.
- Поневоле начинаешь думать, что область сидит на бездонном денежном мешке с полновесными золотыми монетами...
- Мешка, увы, нет, а вот солидные капиталы действительно приходят к нам. Мы занимаем по уровню инвестиционных вложений на душу населения третье место в России после Тюменской области и Москвы. В уходящем году будет освоено до 50 млрд. рублей, а в 2005-м - более 70 миллиардов. И это не манна небесная, а вполне рукотворный феномен: рыба ищет, где поглубже, а бизнес - где получше и повольготнее. Достаточно назвать некоторые известные всему миру компании, дабы услышать пульс нашего хозяйственного организма. У нас неплохо чувствуют себя дорогие - в буквальном смысле - гости: от "Форда" и "Мерлони" до "Филипа Морриса" и "Ростара".
Ощутимые средства вкладывают и отечественные предприниматели, что свидетельствует, помимо прочего, об оздоровлении экономического климата в стране. Радует внимание к местному агропромышленному комплексу, который, преодолев былые невзгоды, уже сегодня ставит общенациональные рекорды по надоям молока и продаже птицы.
Такие показатели позволяют составлять как годичные, так и среднесрочные проекты вроде социально-экономического и финансового планов на 2006 - 2007 годы. А благодаря тесному содействию с аудиторами областной контрольно-счетной палаты подготовлен и принят во втором чтении бюджет на 2005 год, предусматривающий доходы в сумме 23 млрд. рублей.Правда, есть и восьмипроцентный дефицит - около 1,24 миллиарда. Однако при наших социальных задачах (резком увеличении зарплаты бюджетникам с 1 января) этого не избежать.
Вместе с тем подобное положение поправимо. Хуже другое: будучи регионом-донором, область вынуждена отдавать федеральному центру примерно 52 процента от всех доходов и лидировать на Северо-Западе по размеру "неминуемых" отчислений. Приходится даже жертвовать так называемыми лесными ставками, что отрицательно сказывается на восстановлении бесценного зеленого покрова, на качестве атмосферного воздуха и речной воды.
А жаловаться, по сути, некому. Центральное правительство прямо-таки утонуло в бесконечных перестройках, в запутанной структуре министерств, агентств и служб, которые еще не созданы, нечетко представляют профильные задачи и функции. В этих условиях человек - будь то рядовой гражданин или региональный чиновник - фактически отстранен от общения с властью, лишен возможности отстаивать личные или групповые интересы.
- Но вы, как губернатор, встречаетесь с президентом, доносите до него проблемы и чаяния родного края...
- Именно это и выручает в критических ситуациях. Владимир Владимирович хорошо понимает и поддерживает нас. Так, в Москве готовят давно назревший закон о передаче субъектам Федерации значительных полномочий, в том числе по соглашениям между регионами и центром. Не худо бы распространить его статьи и на охрану памятников культуры. Ведь не секрет: федеральные ведомства внесли массу исторических объектов и монументов в свой реестр, а деньги на их ремонт дают чуть не рыдая. В то же время Бюджетный кодекс запрещает нам, регионалам, оплачивать восстановительные работы в чужой епархии. Как быть?
Такая суперцентрализация в корне противоречит громогласно заявленным принципам рынка и политической демократии. Целиком солидарен с Юрием Михайловичем Лужковым и Валентиной Ивановной Матвиенко: пора передать большинство памятников в руки и под ответственность региональных властей. Вот тогда и спрашивайте с нас по всей строгости...
Не мешает подключить к делу и бизнесменов. Они, как правило, идут навстречу. Уверен: найти ключик к их сердцу можно и должно. Словом, работы хоть отбавляй. И мы выполняем ее, преодолевая большие и малые преграды.