Интервью депутата Госдумы Павла АНОХИНА о бюджете страны на 2005 год
- Павел Викторович, бюджет на 2005 год уже сверстан и рассмотрен в двух чтениях. Сейчас идет подготовка к принятию документа в целом. Удовлетворены ли вы ходом рассмотрения и параметрами бюджета-2005?
- В целом удовлетворен. Если посмотреть в ретроспективе, то первый бюджет, в принятии которого я участвовал как депутат Госдумы, составлял 38 миллиардов долларов. Это был бюджет на 2001 год. В 2005 году величина планируемого бюджета страны - более 110 миллиардов долларов. Положительная динамика налицо.
Но есть моменты, которые вызывают сомнения. В частности, считаю, что с 1 января 2005 года надо было поднять зарплату бюджетникам на 50 процентов. Алексей Кудрин и Герман Греф, отвечающие за экономическую жизнь страны, считают по-иному: что если повысить зарплату бюджетникам на такую величину, то произойдет резкий всплеск инфляции. Возможно, их мнение небезосновательно. Но чисто почеловечески я его принять не могу. Сегодня начинающий учитель с высшим образованием получает по седьмому разряду ETC 700 рублей. Это более чем в три раза ниже официального прожиточного минимума на территории Пермской области. Наверное, отрабатывать режимы сдерживания инфляции вышеназванным способом можно только в том случае, если доходы населения превышают уровень прожиточного минимума.
Но одна положительная подвижка в этом вопросе все-таки появилась. Не только я, но и многие депутаты во время согласительных процедур высказывались за 50-процентное повышение. В конечном итоге мы получили заверения, что по итогам исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2005 года в него будут внесены изменения. И с 1 июля 2005 года в казне будет заложено повышение зарплаты бюджетникам на 50 процентов, то есть минимальный размер оплаты труда повысится до 900 рублей.
Для нас, пермяков, важен еще один бюджетный вопрос. Это деньги, которые попадут к нам в область не напрямую, а через федеральные программы. Это деньги, которые придут в область для таких крупных объектов, как "Пермские моторы" , как другие заводы, выполняющие оборонный заказ. Это так называемые "боевые" , которые необходимо выплачивать военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов, которые командируются в "горячие точки" , это строительство жилья для военнослужащих. Эти средства, заложенные в бюджет-2005 в необходимом объеме, имеют стратегическое значение. Государство дает понять, что и "оборонка" , и армия, и правоохранительные органы ему нужны. Что оно готово о них заботиться.
- Основной вопрос, который сегодня обсуждается в регионах, это повышение зарплаты бюджетникам. Бытует мнение, что денег в бюджетах субъектов федерации на эти цели может не хватить. Предусмотрены ли какие-то механизмы защиты?
- У нас полностью сформирован государственный стабилизационный фонд. Его размеры законодательно ограничены пятьюстами миллиардами рублей. По моему глубокому убеждению, все, что появляется сверх этой суммы, должно тратиться на социальные программы. Кстати, мы на прошлой неделе приняли изменения в бюджет текущего года. Из полученных 500 миллиардов рублей сверхплановых доходов 308 миллиардов было решено направить на доформирование стабилизационного фонда до максимального уровня, а остальные - распределить в качестве помощи регионам. То есть федерация может и должна оказывать субъектам федерации помощь, связанную с повышением зарплаты бюджетникам.В силу того, что еще в прошлом году был принят закон о разграничении полномочий между уровнями власти, львиная доля образовательных и медицинских учреждений, их персонал с будущего года будут финансироваться из региональных бюджетов. И здесь нашим пермским учителям и врачам нужно воздействовать на депутатов областного Законодательного собрания, чтобы они повышение зарплаты хотя бы на 20 процентов закладывали в бюджет реально. А не так, как сейчас: вроде 10 процентов закладываем, а 10 процентов потом найдем. Нахождение способов повышения зарплаты - это не проблема учителя, а задача управленцев. Деньги в региональной казне, учитывая профицит областного бюджета за первое полугодие размером в три миллиарда рублей, есть.
- Аналогичный вопрос по монетизации льгот. Уже сегодня некоторые скептики пророчат ее провал в начале года. Регионы не успеют собрать необходимое количество налогов...
- У нас существуют фонды для поддержки территории. Могу сказать, уже на декабрь 2004 года в федеральном бюджете заложено более 30 миллиардов рублей, чтобы поддержать регионы. В первую очередь по программам, направленным на монетизацию льгот. Мы решили подстраховаться как раз в связи с тем, что в январе-феврале в регионах бывают провалы по наполнению бюджетов. Чтобы объективные трудности начала финансового года никак не отразились на материальном обеспечении наших ветеранов. Будут выделены и прямые субсидии в размере 10 миллиардов рублей, которые мы между первым и вторым чтением бюджета перенаправили из обязательств, заложенных на государственное управление.
По Пермской области сказать пока не готов. Это будет связано с работой финансистов областной администрации. Им нужно вовремя сделать заявки, доказать, что средств бюджета для выполнения обязательств в регионе недостаточно, обосновать суммы субсидий. То есть, если у Прикамья появятся проблемы с финансовым обеспечением монетизации льгот, то это будет не вина Госдумы или правительства, а всецело недоработка областных финансовых служб.
- В свете реформы межбюджетных отношений за территориями теперь закрепили определенные налоговые источники, но расходных полномочий в регионы "спустили" на порядок больше. Даже наша Пермская область, регион-донор, со следующего года будет жить с дефицитным бюджетом. Получается, федеральный центр все отбирает?
- Нельзя говорить, что центр уж вообще все отбирает. Есть расходные полномочия, закрепленные за федерацией, есть закрепленные за регионом. Возьмем, к примеру, ту же монетизацию льгот. Живущие на территории Пермской области ветераны труда, труженики тыла, репрессированные - будут получать деньги из регионального бюджета. А наши ветераны войны и инвалиды - из федерального. Но они ведь не москвичи.
Кроме того, наш регион регулярно включается в федеральные инвестиционные программы. Там также часть финансирования идет из областного бюджета, часть - из федерального. У нас в Прикамье работает немало федеральных структур. К примеру, милиция, финансирование которой идет из бюджетов трех уровней - федерального, регионального, муниципального. Если мы все сопоставим, то возврат из центра не так уж и мал. Так что, если кто-то заявляет, что нашему региону остается лишь 38 процентов от совокупного налогового дохода, полученного в Прикамье, то это, мягко говоря, лукавство.
Можно сказать и о преференциях, которые мы имеем, как регион-донор. В области строится немало крупнейших объектов с федеральным финансированием.Это мостовой переход, это газопровод в направлении Кудымкара. Пока говорить о суммах финансирования этих объектов из федеральной казны в 2005 году мы не можем, поскольку вся конкретика будет прописываться в другом законопроекте - Федеральной адресной инвестиционной программе. Она будет приниматься позже. Безусловно, будем бороться за каждый объект.
- Сегодняшнее наполнение бюджетов не может не радовать. Везде - профициты, везде - сверхдоходы. Высокие цены на нефть - это для нас благо?
- Нефть - эта та преференция, которая дана Господом Богом нашей стране. И мы должны ею грамотно пользоваться. И здесь есть моменты, которые я пытаюсь воспринять, но не могу. Благодаря хорошей конъюнктуре нефтяных цен наше государство уже неплохо заработало. У нас есть деньги стабилизационного фонда, Центробанка в размере 130 миллиардов долларов, одна часть из которых хранится за океаном, другая - в Европе. И не просто так, а под 2, 5 процента годовых. При этом мы, как на уровне Российской Федерации в целом, так и на уровне Пермской области в частности, много говорим о необходимости привлечения зарубежных инвестиций в нашу экономику.
В рамках такого подхода к Президенту России приезжает представитель корпорации Форда и заявляет, что они готовы вложить в экономику страны 200 миллионов долларов в течение нескольких лет. Мы ему говорим спасибо, обеспечиваем режим благоприятствования. Но эти инвестиции размещаются у нас не даром, а под 8 процентов годовых. Получается, мы отдали свои деньги за рубеж под 2, 5 процента, а привлекли оттуда уже под 8 процентов. Где логика? Почему мы не можем инвестировать свои деньги в свою экономику? Под какие-то конкретные проекты по строительству промышленных предприятий? Ведь у нас за последнее десятилетие не построено ничего, сопоставимого с КАМАЗом, с ВАЗом...
- А, может, нечего беспокоиться? Ведь ценовая конъюнктура по нефти благоприятствует?
- Однажды мы уже пребывали в эйфории. В 70-х годах прошлого века, во времена Генсека Леонида Брежнева. Это было время очень высоких мировых цен на нефть. Под это мы выстроили всю экономику. Практически не занимались диверсификацией своего промышленного потенциала. Да, страна стала жить относительно хорошо: в магазинах появилось мясо, колбаса, конфеты. Чем это закончилось, мы знаем.
В конце 80-х произошел обвал цен на нефть. Советская экономика этого пережить не смогла. Что привело к распаду крупнейшей мировой державы - СССР.
Не дай Бог испытать такое Российской Федерации. Нам не надо бросаться в крайности: проедать свои доходы целиком или тратить все средства только на то, чтобы увеличить добычу нефти. А тратить, в первую очередь, на то, чтобы страна могла жить и ощущать себя не сырьевым придатком, а государством, не зависимым от нефтяных денег. У нас сегодня есть хорошее преимущество - развитый еще с советских времен военно-промышленный комплекс. Во всем мире это одна из отраслей экономики, являющаяся локомотивом для остальных. Здесь серьезные научные разработки, здесь наибольшие суммы прибылей, здесь высокие технологии, высокая оплата труда. В свое время на продаже оружия Советский Союз зарабатывал очень хорошие деньги.
- У нас ведь теперь "оборонка" не в моде. Неужели приоритеты на государственном уровне начинают меняться?
- Ни для кого не секрет, что наша область всегда славилась масштабным оборонным заказом. Я не призываю штамповать пушки, которые бы просто пылились на складах. Но это успешно продающийся товар. Если мы сегодня считаем себя гуманистами, не хотим торговать оружием и военной техникой, то это - наша проблема. Пустых ниш на этом высокодоходном рынке не бывает. Пока у нас есть высокие доходы бюджета, пока нефть в цене, нам нужно заставить эти отрасли работать в рамках нашей экономики. Нужны масштабные прорывные мероприятия. С пониманием этого я с группой коллег готовлю программу поддержки оборонного комплекса на территории Пермской области. Буду лоббировать создание таких условий, чтобы наша "оборонка" развивалась. Более подробно расскажу об этой программе, когда она трансформируется в документ.
Для меня очевидно, что только с диверсификацией экономики, с подьемом нашей "оборонки" можно связывать безбедное будущее Перми и Пермской области. Технологии бывших "почтовых ящиков" и сегодня конкурентоспособны на мировом рынке, способны нарабатывать серьезную прибыль, платить нормальные налоги. Ведь несопоставимы могут быть доходы, предположим, работающих в полную мощь "Пермских моторов" , изготавливающих современные авиационные двигатели ценой три миллиона долларов за изделие, и розничной торговой сети, состоящей из нескольких гастрономов.