ПЛОДЫ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ

Еще полгода назад большинство аналитиков дружно предрекали снижение в ближайшей перспективе цен на черные металлы как на мировых рынках, так и внутри России. Мол, и так поднялись до небес. Куда еще?!

Однако раздавались и другие голоса. Например, председатель комитета по промышленному развитию и высоким технологиям Торгово-промышленной палаты России Степан Сулакшин тогда предостерегал: "В настоящее время мы наблюдаем кризисные броски цен, в данном случае в металлургии, которые оборачиваются убытками для потребителей металлургической продукции". Но "металлургические предприятия могут ожидать точно таких же бросков цен в поставках сырья, и они попадут в такую же ситуацию". Как разомкнуть порочный круг? Устранить причину этого явления, считает Сулакшин, которая, по его мнению, заключается в том, что в настоящее время государство практически самоустранилось от ценорегулирования.

В том же ключе высказался академик РАН директор Института народно-хозяйственного прогнозирования Виктор Ивантер: "...если сейчас эту ситуацию не трогать, то последствия будут достаточно неприятными, они коснутся и металлопотребителей, и металлопроизводителей".

Как в воду глядел! С той поры цены на металл повысились в несколько раз, преодолев все разумные пределы.

Можно ли было избежать этого? И как? Виктор Ивантер предлагал сделать это путем регулирования скорости изменения цен во всех секторах экономики, введения системы косвенного регулирования цен на продукцию посредством ограничения рентабельности. Также, по его мнению, необходимо было разработать методики оценки величины сверхдохода и налогового изъятия для монополий.

К сожалению, к предложениям ученых и специалистов власти не прислушались, и сейчас мы вынуждены пожинать горькие плоды бездеятельности государства в тех сферах, где его участие было бы весьма желательно.

Например, по данным Международного союза металлургов, цены конечного потребления на многие виды металлопродукции в России на 10 -40 процентов превышают цены производителей из-за участия в процессе реализации металла торговых домов и трейдеров, которые, умышленно "придерживая" металлопродукцию на складах, взвинчивают на нее цены и создают нездоровый ажиотаж на рынке. В целом по отрасли цена потребления превышала цены производителя более чем на 35 процентов. А по данным корпорации "Чермет", доля посредников при поставках металлопродукции основным потребителям (строительство, машиностроение, производство труб) в отдельные периоды достигала 45 - 75 процентов!

Как известно, металлургический комплекс после топливно-энергетического считается второй по значению бюджетообразующей отраслью российской экономики. И это еще один аргумент в пользу активного участия государства в делах отрасли. Тем более есть ряд обстоятельств, когда без господдержки, путем принятия законов, финансового регулирования или других мер, обойтись невозможно.

Как, например, преодолеть техническое отставание многих российских предприятий металлургии? Сегодня износ активной части основных фондов достиг почти 70 процентов, уровень энергопотребления на тонну проката на 30 - 35 процентов выше, чем в промышленно развитых странах, а производительность труда в 2 - 2, 5 раза ниже. И все это отражается на конечной цене и без того недешевой продукции.

Или взять другую проблему - обеспечение металлургических предприятий сырьем. Парадокс, но при том богатстве полезных ископаемых, которым обладает Россия, остро стоит именно проблема обеспечения металлургических предприятий рудным сырьем. В том числе из-за свертывания геологоразведки и сокращения объемов подготовленных к выемке запасов.

По словам представителя Торгово-промышленной палаты Валерия Рудакова, сегодня вся горнорудная промышленность России работает на тех запасах, которые были разведаны еще при СССР. Да, во всем мире разведка полезных ископаемых -это дело частного бизнеса. Но велика и роль государства, задача которого - создать условия для привлечения в это дело инвестиций. К сожалению, у нас и отечественный бизнес не спешит направлять средства и силы на геологоразведку (слишком долгий процесс получения конечного результата, а российских "капиталистов" привлекают, как правило, "короткие деньги"), и государство отрешилось от этого дела.

Усугубляет ситуацию диспропорция местонахождения мощностей по добыче железной руды и предприятий. Так, свыше 63 процентов добываемой руды и 77 процентов разрабатываемых запасов находится в Центрально-Черноземном и Северо-Западном экономических районах страны, а мощности черной металлургии здесь составляют всего 32 процента. Остальные предприятия размещены на Урале и восточнее, но там имеется лишь 23 процента запасов железных руд.

Нехватку руды в Восточной части России можно было бы компенсировать использованием лома и отходов черных металлов. По утверждению представителя этого вида бизнеса Виктора Макушина, лома в стране больше чем достаточно. Можно собирать его 30 - 35 миллионов тонн ежегодно. Однако реально собирают почти в два раза меньше. По информации руководителей крупнейших комбинатов, потребность в сырье удовлетворяется лишь на 70 процентов. При этом сборщики лома предпочитают отправлять его на экспорт, оставляя отечественных металлургов на голодном пайке. Причем на экспорт уходят наиболее экологически чистые и эффективные в металлургическом производстве сорта лома, а на российские предприятия в значительном объеме идет лом с большой долей примесей и низким процентом содержания стали.

И здесь государство фактически остается в стороне от проблемы. Больше того, мы оказались заложниками соглашения между Правительством РФ и Европейским объединением угля и стали от 9 июля 2002 года "О торговле некоторыми изделиями из стали". По нему Россия согласилась не применять количественные ограничения, таможенные пошлины, сборы или любые аналогичные меры в отношении экспорта лома и отходов черных металлов.

Однако названные объективные трудности все-таки не могут служить оправданием такого резкого вздувания цен на металлопродукцию. Этот нездоровый процесс, идущий при попустительстве государства, может обернуться и оборачивается большими проблемами для всей страны. По заключению экспертной группы Института экономических стратегий РАН, рост цен на металл ставит под угрозу не только ряд отечественных отраслей (в отдельных из них спад может достигнуть 50 - 60 процентов), но и всей российской промышленности. Вместо удвоения ВВП к 2010 году этот процесс может привести к снижению темпов роста ВВП на 1 - 2 процентных пункта в год, к новому витку инфляции, которая может достигнуть 20 - 30 процентов, к стагнации добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, к обострению социальной напряженности в обществе. Вот такие причинно-следственная связь и мрачная перспектива, которую предсказывают эксперты в случае продолжения необузданного роста цен на металл.

***

По данным Международного союза металлургов, цены конечного потребления на многие виды металлопродукции в России на 10-40 процентов превышают цены производителей из-за участия в процессе реализации металла торговых домов и трейдеров.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости