Извилистый коридор

"Альфа-групп", похоже, теряет лоббистский потенциал

Федеральная налоговая служба осуществляет проверки компаний "Славнефть", "Роснефть", "Сибнефть" и "Татнефть". А Тюменской нефтяной компании (ТНК), которая сейчас входит в состав ТНК-ВР, за 2001 год уже предъявлены предварительные претензии на сумму 2, 5 млрд. руб. Во что это выльется, сказать пока трудно. Но нельзя исключать, что ТНК-ВР станет следующим после ЮКОСа объектом особого внимания налоговых органов.

В общем-то, подобное развитие события было ожидаемым. Выступая в конце октября на конференции "Инвестиции в будущее России: новые рынки и возможности", помощник президента РФ Игорь Шувалов назвал действия налоговых органов против ЮКОСа "началом пути в отношении других налогоплательщиков". Он посоветовал компаниям "посмотреть на свои кредитные истории, связанные с налоговыми выплатами". "Если это было незаконно, то нефтяным компаниям лучше самим до разбирательств посмотреть на свою налоговую историю и доплатить в бюджет", - заявил Игорь Шувалов. Но пока непонятно, затронет ли "начало пути" сразу несколько компаний или же одну из них. Что касается налоговых претензий к ТНК, то они могут в определенной степени осложнить отношения между партнерами ТНК-ВР. Приобретая в 2002 году половину ТНК, британская ВР, разумеется, не предполагала, что через какое-то время у налоговых органов появятся вопросы к компании, когда та еще принадлежала "Альфа-групп". Дело, конечно, не в сумме, по нефтяным меркам 2, 5 млрд. руб. - не очень большие деньги. И даже, видимо, не в том, кто должен платить эту сумму. Скорее всего, англичан может больше всего пугать перспектива: если вспомнить, "дело ЮКОСа" тоже начиналось со скромных претензий налоговиков, а завершается совсем по-другому.

Впрочем, ТНК-ВР могут ожидать неприятности и с другой стороны.

В ближайшее время Министерство природных ресурсов (МПР) должно вынести вердикт относительно лицензии на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения. В середине сентября глава МПР Юрий Трутнев объявил о том, что в течение месяца будет рассмотрен вопрос об отзыве этой лицензии у ОАО "РУСИА Петролеум", созданном для освоения гигантского Ковыктинского месторождения с запасами 2, 13 трлн. куб. метров газа. Ключевую роль в "РУСИА Петролеум" играет ТНК-ВР - она владеет 62, 42% акций компании. Примечательно, что тучи над "РУСИА Петролеум" начали сгущаться относительно недавно, причем с разных сторон. Из этого напрашивается вывод о том, что проблемы ТНК-ВР вокруг лицензии на Ковыкту не относятся к разряду случайных. Судя по всему, они являются следствием значительного ослабления лоббистского потенциала "Альфа-групп".

Следует отметить, что сентябрьское заявление Юрия Трутнева по поводу возможного отзыва лицензии у "РУСИА Петролеум" было не первым. Оно, можно сказать, лишь резюмировало то, что говорилось раньше. Например, в Иркутске на Байкальском экономическом форуме, состоявшемся тоже в сентябре, министр природных ресурсов довольно подробно рассказал, в чем суть претензий МПР к "РУССИА Петролеум". "Эта компания получила лицензию 14 лет назад, но до сих пор не начала добычу. Проект газификации области можно было осуществить еще десять лет назад, для этого не нужны трансконтинентальные газопроводы", -заявил он. К тому же, как подчеркнул Юрий Трутнев, условия лицензии на Ковыкту менялись уже трижды.

Обращает на себя внимание то, что последовательная и достаточно жесткая линия МПР по отношению к Ковыкте во многом, если не во всем, совпадает с действиями "Газпрома". По некоторым оценкам, именно газовый концерн инициирует процедуру отзыва у "РУСИА Петролеум" лицензии, и такая версия, судя по всему, соответствует действительности. Но это, конечно, не означает, что "Газпром" по собственной инициативе развернул наступление на ТНК-ВР. Как известно, газовый монополист не делает резких телодвижений, тем более по отношению к таким структурам, как "Альфа-групп", без согласования с администрацией президента.

В январе этого года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер камня на камне не оставил на международном технико-экономическом обосновании (ТЭО) проекта освоения Ковыктинского месторождения, подготовленном ТНК-ВР. Это ТЭО было направлено газовому монополисту на ознакомление с целью склонить его к участию в проекте по освоению Ковыкты. Тогда глава "Газпрома" довольно резко заявил, что "обеспечение газом российских потребителей должно быть приоритетом развития ресурсной базы Восточной Сибири", а "в представленном ТЭО данный принцип не нашел отражения". Действительно, по проекту ТНК-ВР потребители Иркутской области должны получать с месторождения не более 4 млрд. куб. метров газа в год, тогда как на экспорт предполагается направлять 30 млрд. куб. метров. Негативно оценил руководитель "Газпрома" и планы ТНК-ВР разрабатывать Ковыкту на условиях Соглашений о разделе продукции (СРП), подчеркнув, что это "не соответствует интересам государства". А на встрече с управляющим директором по производству и технологиям ТНК-ВР Виктором Вексельбергом Алексей Миллер без обиняков заявил, что "в связи с многочисленными нарушениями лицензионного соглашения на разработку Ковыктинского месторождения "Газпром" сможет рассматривать возможность участия в проекте только после урегулирования всех спорных вопросов с МПР". Но сейчас ясно, что урегулирование тех самых спорных вопросов с МПР может оказаться для ТНК-ВР не по силам. И время не то, да и конфигурация отношений с властями выглядит уже несколько иначе, чем прежде.

Показательным в этом отношении стал недавний официальный визит в Китай президента РФ Владимира Путина. В рамках этого визита председатель правления "Газпрома" и глава Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК) подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое определяет основные направления сотрудничества двух компаний в газовой отрасли. Наибольший интерес в этом документе представляет положение, касающееся реализации двусторонних проектов. В нем говорится, что все проекты подобного рода предусматривают поставки КННК российского природного газа из Единой системы газоснабжения России. Именно это, как подчеркивается в соглашении, обеспечит стабильность, безопасность и долгосрочный характер поставок нашего газа в Китай. Стоит пояснить, что Единая система газоснабжения находится в ведении центрального производственно-диспетчерского департамента "Газпрома". То есть любой экспорт "голубого" топлива в Китай, кто бы его ни добывал, будет проходить исключительно через газового монополиста. А если вспомнить, что до этого в качестве основного источника газовых поставок в Китай рассматривалась Ковыкта, станет понятно, что "Газпром" взял курс на установление полного контроля над этим месторождением и вытеснение оттуда ТНК-ВР. Подобный вывод подтверждается еще и тем, что в августе "Газпром" получил разведочные лицензии на два участка Южно-Ковыктинской площади рядом с Ковыктинским месторождением. Их прогнозные ресурсы - около 1 трлн. куб. метров газа. Представитель концерна объявил, что при успешном проведении разведочных работ "Газпром" будет претендовать на добычную лицензию на этот участок.И уже сейчас нет никаких сомнений в том, что он ее получит. Случайно или нет, но проблемы, с которыми "Альфа-групп" сталкивается на внутреннем нефтяном фронте, совпали с осложнениями на внешнем. Но если в России они являются, судя по всему, следствием ослабления влияния этой структуры в коридорах власти, то на зарубежных рынках в качестве источника этих проблем выступает ее российский партнер ВР. Правда, нельзя исключать, что такое поведение британской компании обусловлено как раз первым фактором. В декабре прошлого года "Альфа-групп" объявила, что достигла принципиального соглашения с венесуэльской компанией Petroleos de Venezuela (PdVSA) о покупке у нее до 50% акций крупнейшей немецкой нефтеперерабатывающей компании Ruhr Oel (ROG). При этом тогда рассматривалось несколько вариантов: покупателем могла выступить как сама группа, так и ее партнер -ВР, а также их совместное "детище" - ТНК-ВР. Сделку, которая оценивалась в 600-900 млн. долларов, планировалось осуществить в первой половине 2004 года. Стоит отметить, что ROG - крупнейшая нефтеперерабатывающая компания Германии, владеющая долями в четырех немецких НПЗ и двух нефтехимических предприятиях. В 2002 году она переработала 23, 4 млн. т нефти на НПЗ и 4, 6 млн. т на нефтехимических заводах. Компания была создана как совместное предприятие немецкой Veba Oel и венесуэльской PdVSA, являвшейся основным поставщиком нефти. В 2001 году Veba Oel была приобретена британской ВР. Но до сих пор "Альфа-групп" не удается приобрести 50% акций ROG, более того, она не в состоянии купить даже небольшой пакет акций. По оценкам экспертов, эту сделку блокирует совладелец ROG и одновременно партнер "Альфы" по нефтяному бизнесу в России - британская ВР В связи с этим нужно сказать, что "Альфа-групп" возлагала большие надежды на создание ТНК-ВР. В частности, предполагалось, что сотрудничество с одной из крупнейших в мире нефтяных корпораций обеспечит новой компании экспансию за пределы России. Однако ВР не спешила подставлять "плечо" российскому партнеру. Скорее, наоборот. По некоторым данным, именно британская компания настояла на том, чтобы ТНК-ВР отказалась от участия в приватизации турецкого нефтеперерабатывающего холдинга Tupras и румынской компании Petrom. А президент ТНК-ВР Роберт Дадли в интервью газете "Ведомости" без обиняков заявил, что при нынешнем уровне цен для его компании интереснее просто добывать нефть в России. Впрочем, вне зависимости от мировой ценовой конъюнктуры очевидно, что ВР предпочитает работать в Европе напрямую, не прибегая к услугам своего СП в России. О причинах, побуждающих ее поступать именно так, приходится только догадываться.

Примечательно, что "черная" полоса захватила не только нефтяные проекты "Альфа-групп". Об этом, в частности, свидетельствуют неудавшиеся попытки "Альфы" получить в управление международный аэропорт "Шереметьево".

Как известно, в прошлом году правительство, озабоченное тем, что строительство "Шереметьево-3" не двигается с мертвой точки, решило передать госпредприятие "Шереметьево" в частные руки. За право управлять международным аэропортом разгорелась острая борьба. В числе главных претендентов на эту роль выступил "Аэрофлот", который всегда рассматривал аэропорт в качестве своей вотчины. Для подстраховки авиакомпания взяла себе в качестве партнера влиятельную Национальную резервную корпорацию (НРБ). О желании участвовать в конкурсе объявили и другие соискатели, включая компанию "Альфа-Шереметьево", которая была создана "Альфа-групп" специально под этот проект. Именно она и стала победителем конкурса: план "Альфы" по модернизации аэропорта понравился чиновникам больше всего. С тех пор прошло больше девяти месяцев, но "Альфа-Шереметьево" так и не смогла приступить к управлению аэропортом. Вполне возможно, что этот момент вообще не наступит. Дело в том, что управляющую компанию должен утверждать совет директоров "Шереметьево". Процедура в общем-то рядовая и больше техническая. Но для подтверждения ее полномочий была необходима директива правительства за подписью премьер-министра. Тогдашний глава кабинета министров Михаил Касьянов, при котором проводился конкурс, из-за внезапной отставки такую директиву подписать не успел. Занявший его кресло Михаил Фрадков не стал спешить с утверждением "Альфы" в качестве управляющей компании. А затем дал понять, что это произойдет лишь в том случае, если "Альфа" на паритетной основе разделит "Шереметьево" с "Аэрофлотом". Состоявшиеся в сентябре советы директоров "Аэрофлота" и "Шереметьево" еще больше запутали ситуацию вокруг аэропорта. Национальный авиаперевозчик объявил о планах строительства третьего терминала, которое должно быть завершено к 2007 году. А министр транспорта Игорь Левитин, который возглавил совет директоров "Шереметьево", высказался в пользу реконструкции существующего второго терминала аэропорта. Более того, он фактически подверг критике решение прежнего правительства о необходимости передачи "Шереметьево" в частные руки. Как заявил министр, аэропорт будет готов к приватизации не ранее 2006 года. На обсуждение этих проектов "Альфу-Шереметьево" не пригласили. Впрочем, и сама "Альфа", похоже, уже охладела к этому проекту. Во всяком случае, генеральный директор "Альфа-Шереметьево" Игорь Барановский как-то обмолвился, что "мы можем потерять интерес к управлению "Шереметьево", если "Аэрофлот" получит право самостоятельно строить третий терминал". По его словам, "ни один западный или отечественный инвестор не придет, если частью аэропорта управляет одна компания, а еще частью - другая". Как бы то ни было, но определенные осложнения, с которыми сталкивается "Альфа-групп" при реализации отдельных проектов, говорят о том, что она утрачивает былое влияние в коридорах власти. Правда, рано или поздно подобные процессы происходят со многими олигархами. Другое дело, до какой отметки опускается это самое влияние.

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости