В 2055 году наша страна станет центром Евразии и покончит с "серой экономикой"
ГОД НАЗАД первый заместитель Минэкономразвития Михаил Дмитриев на "мозговом штурме" в Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации сделал эффектное заявление "не под запись" и покинул зал. А "штурмовали" тогда первые заместители российских министерств и ведомств Россию 2010 года. Смысл резкого высказывания экономиста заключался в том, что любой прогноз развития страны более чем на два года он считает ненаучным.
Однако политические стратеги Британской империи в свое время пытались смотреть не в завтрашний день, а на пятьдесят лет вперед. Может быть, благодаря этому к британской короне до сих пор тяготеет треть экономически развитых стран мира, а "плохой английский" стал самым распространенным языком мира? Попробуем и мы спроектировать сценарии развития демографической, экономической и политической ситуации в России, заданные научно обоснованными тенденциями.
На ближайшие пятьдесят лет вряд ли следует рассматривать оптимистические сценарии развития демографической ситуации в России. Даже если грядущим правительствам страны удастся не допустить взрывного роста числа заболеваний типа СПИДа, туберкулеза и гепатита, и, в соответствии с заявленной программой, победить бедность как корень многих нынешних наших бед, собственное население России к 2055 году будет составлять не более 100 миллионов человек.
И дело здесь не "в губительных действиях" властей, направленных на разрушение генофонда нации. Ученые давно вывели формулу зависимости уровня рождаемости от качества жизни и образованности населения. Чем выше становятся эти показатели, тем ниже рождаемость. Так что и собственное население тридцати наиболее промышленно развитых стран мира, снижается, а прирост достигается либо за счет миграции, либо роста популяции второго и третьего поколения мигрантов.
Но сколько-нибудь серьезного потока мигрантов в Россию в ближайшие десятилетия ожидать не приходится. Этому препятствуют климатические, культурологические, языковые и законодательные барьеры. С одной стороны, Россия не представляет интереса для традиционных регионов-доноров миграции, таких, как Северная и Центральная Африка, Пакистан и Южная Америка. С другой стороны, мы сами не заинтересованы в притоке мигрантов из тех регионов, которые в силу разных причин тяготеют к России - памирцам, афганцам, китайцам, вьетнамцам и корейцам. А большинство этнических русских и русскоговорящих сограждан и соотечественников из ближнего зарубежья уже приехали в Россию либо выходят из возраста, который может повлиять на изменение демографической ситуации. Молодежь же и без переезда успешно реализует себя в новых экономических и политических условиях.
Трудовая миграция тоже пока не восполняет образующегося демографического дефицита, особенно в Сибири, на Дальнем Востоке и русских Северах. А именно там сосредоточены наши главные природные богатства, и демографический дефицит ощущается особенно остро. За Уралом живет сегодня лишь 20 процентов населения страны. Эту тенденцию невозможно переломить принудительными методами - только экономическими и, возможно, управленческими. Например, создав коммуникационно-административные центры территорий, своего рода форпосты России на территориях, населенных новым по этническому составу населением. Но сегодня законы Российской Федерации направлены на сокращение, а не на поощрение трудовой миграции. Расхожее мнение о конкуренции за рабочие места не выдерживает критики - мигранты первого и второго поколения обычно не претендуют на те рабочие места, которые хотело бы получить коренное население.
Однако жизнь возьмет свое. И России все-таки придется открыть свои границы для мигрантов. Но титульному населению, как это ни тяжело, придется смириться с объективной реальностью: в течение двух следующих поколений (до 2055 года) этническому составу России суждено смениться. Вряд ли возможна и "демографическая переплавка" - в городах будут возникать разного рода "тауны" и "кварталы", а в сельской местности - этнические деревни. Так что предстоит большая разъяснительная работа, которая подготовит общественное мнение к такому развитию ситуации.
Расписание на завтра
Уже сегодня необходимо серьезно заниматься здоровьем нации, поставить заслон на пути проникновения наркотиков, поощрять контролируемую трудовую миграцию, проводить политику, направленную на привлечение качественной рабочей силы в нужные нам регионы.
В ближайшие полвека природные ресурсы останутся главным источником национального богатства России. Питьевая вода, газ, нефть, лес, металлы - все это будет представлять большой интерес и для растущего внутреннего рынка, и для рынков наших ближних и дальних соседей. В течение следующих двух десятилетий природные ресурсы России будут эксплуатироваться с возрастающим темпом, причем векторы строительства экспортных трубопроводов, а затем и продуктопроводов развернутся с Европы в сторону Китая, Японии и западного побережья США.
В дальнейшем, по мере более широкого использования альтернативных источников энергии, а также совместного строительства перерабатывающих мощностей и химических производств на территории России, можно рассчитывать на появление роботизированных и дистанционно управляемых высокотехнологичных производств в районах добычи полезных ископаемых, с персоналом, работающим вахтовым методом. Так что уже сегодня надо пересмотреть инвестиционные программы и направить усилия на переселение населения в границы новых ареалов экономической активности в европейской части страны.
Вступление России в ВТО уже не за горами, и это тоже наложит сильный отпечаток на грядущие экономические преобразования в стране. Россия не пойдет по пути ряда государств Восточной Европы и во имя краткосрочных преимуществ не откажется от сохранения стратегического контроля над природными ресурсами, транспортной инфраструктурой, телекоммуникациями и банковской сферой. Только такой контроль позволяет "прошить" ткань территорий и осуществлять управление ими.
Расписание на завтра
Ускоренное строительство транспортных магистралей, инфокоммуникаций, портов, в том числе, речных, создание логистических и управленческих форпостов, особенно на слаборазвитых территориях.
Развитие местного самоуправления. Не Президент виноват в том, что перегорела лампочка в подъезде, и не его дело ее поменять. Пора брать тряпку в руки и мыть окна, лестницу в подъезде, мести двор. Порядок во дворе, школе, на родной улице, в поселке, в городе - это дело граждан и подотчетных им властей.
В первом десятилетии XXI века Россия в основном завершит эпоху политических преобразований и выйдет на плато политической стабильности. Молодое поколение, выросшее в постперестроечный период, в целом удовлетворено сложившимися политическими реалиями и весьма аполитично. "Младореформаторы" достигли 50-летнего возраста, а новую генерацию политиков-реформаторов российским матерям, по-видимому, еще только предстоит родить. Очередной виток реформы государства произойдет во втором десятилетии века. И эти преобразования будут связаны с ликвидацией национально-территориального деления в пользу укрупненных региональных образований. После этой реформы костяк политической структуры государства будет окончательно сформирован. И ближайшие десятилетия уйдут на наращивание "партийной мускулатуры", на детализацию законодательства, его трактовку через судебную практику и совершенствование системы государственного управления.
К 2055 году Россия подойдет государством с устоявшейся Конституцией, сильной вертикалью власти и развитым местным самоуправлением. Именно на совершенствовании системы местного самоуправления и будут сосредоточены усилия политиков двух следующих поколений.
Отношения России с окружающим миром будут в основном гармонизированы. Запад вынужден будет признать, что наша страна развивается путем, не совпадающим с его прямолинейными интересами. Россия, в свою очередь, смирится с тем, что она ни экономически, ни политически не является членом клуба "большой восьмерки", а, скорее входит в "большую двадцатку". И уже к 2010 году даже "ястребы" примут то, что возврат к военной и идеологической конфронтации с Западом даже виртуально невозможен.
В международных отношениях Россия по-прежнему будет идентифицировать себя с Европой, но вряд ли станет членом ЕС. Само существование ЕС и НАТО к 2055 году также находится под вопросом в силу взаимоисключающих тенденций на глобализацию с одной стороны, и на национальную, культурологическую и государственную самоидентификацию, с другой. Но зато Россия будет главенствовать в северной Евразии и сохранит свой интерес к рынкам СНГ. Этому будет способствовать сохранение русского языка, как языка международного общения на территории от Балтийского моря до Тихого океана.
Связи России со славянскими государствами укрепятся и оформятся в виде экономического союза или даже конфедерации. Одновременно она закрепит свое экономическое и военное присутствие в странах Центральной Азии. Это диктуется логикой отстаивания собственных интересов на возможно более удаленном от центра расстоянии.
К 2055 году на Кавказе воцарится хрупкое умиротворение. Экономические интересы населения возобладают над амбициями политиков конца XX века. Мощный демографический рост и стремление населения изменить существующую реальность подскажут кавказским лидерам китайский путь экономического реванша. За короткий срок и с опорой на собственные сырьевые и людские ресурсы здесь удастся построить экономическую зону, подобную технопаркам Кореи, Китая и Индии.
Азербайджан и Грузия сумеют решить свои территориальные проблемы путем предоставления широких экономических и культурных автономий спорным территориям. "Парад суверенитетов" превратится в экономическое состязание, опирающееся на демографическую платформу. Рост численности определенных групп населения позволит демографически-демократическим путем в течение двух поколений решить многие застаревшие вопросы.
Армения превратится в кросс-культурный центр притяжения инвестиций армянской диаспоры и в этом качестве явит собой образец государства нового типа. Она будет представлять интересы России на Кавказе и в Азии и через диаспору в России осуществлять свою экономическую экспансию в наши южные пределы.
Расписание на завтра
Мы должны всеми возможными способами поощрять изучение и использование русского языка у наших ближних и дальних соседей - он незримо цементирует ткань наших отношений. Язык межнационального общения выполняет гораздо больше функций, чем средство коммуникации.
Установлено, что даже если власть каким-то образом препятствует проникновению в страну новой технологии, она все неизбежно "перейдет границу" самое позднее - через 20 лет. Тому есть немало исторических примеров.
Так что к 2055 году Россия станет открытой любым технологическим новациям, используемым в мире. Наука и образование претерпят коренную ломку. Десятилетия спада между 2000 - 2030 годом будут частично восполнены за счет получения высшего и специального образования в крупнейших российских научно-образовательных центрах, а также за рубежом.
Дипломы о высшем образовании будут сначала резко девальвированы, а затем, после своего рода дефолта, станут привилегией избранных и действительно достойных соискателей. Значительно вырастет престиж труда квалифицированных ремесленников - и в сфере производства, и в сфере услуг. Академические научные центры преобразуются в университетские, а часть институтов РАН станут научно-исследовательскими лабораториями мирового уровня.
Создание информационно-коммуникационных трансграничных магистралей и активное распространение широкополосного доступа в глобальные сети позволит России к 2055 году построить основы информационного общества. В течение двух поколений у каждого гражданина появится свой банковский счет, что позволит ликвидировать "серую" экономику и ее производные - коррупцию и организованную преступность. Развитие электронной торговли переведет денежное обращение из наличного в безналичное, что позволит по-новому построить бюджет государства.
Соблюдение прав человека и гражданских свобод будут осознаны как естественная норма поведения новой генерации людей. Свобода слова и ответственность прессы перед обществом войдут в состояние приемлемого равновесия, и демократические ценности, возможно, несколько по-другому интерпретированные, лягут в основу жизни России.
Расписание на завтра
Отказ от девальвированного высшего образования конца прошлого века, создание высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой ремесленной школы, превращение части университетов в эталонные центры высшего образования и науки и перепрофилирование всех других, создание научных лабораторий мирового класса.
Ставка на развитие передовых технологий. Именно передовые, а не самые эффективные в данный момент технологии дают максимальную выгоду даже в короткой перспективе
Что может помешать продвинуться по пути, намеченному научной логикой? Обозначим лишь некоторые явные ловушки.
Споры с соседями вокруг транспортировки товаров и услуг могут завести нас в непроходимое болото противостояния. Россия окажется тогда на десятилетие отрезанной от основных рынков сбыта и в среднесрочной перспективе выпадет из сферы интересов промышленно-развитых стран.
Реальные и мнимые угрозы исламского экстремизма как внутри страны, так и у наших рубежей, не исключено, подтолкнут ее на путь усиления военной составляющей, сопровождаемой отказом от большей части демократических свобод, и переведут развитие экономики на военные рельсы. А недальновидная позиция Запада по отношению к России либо военная интервенция США и НАТО в некоторых чувствительных для нас регионах мира подтолкнет политическое руководство страны к выстраиванию нового "железного занавеса". В свою очередь гигантские склады ядерного оружия на нашей территории станут целью катастрофических атак мирового террористического интернационала.
Что касается политики, то есть опасность, что приход к власти идейных противников Владимира Путина приведет к десятилетиям авантюристического популистского правления.
Как видим, уже сегодня надо учиться делать прогнозы не на два года, а на пятьдесят лет вперед, чтобы определиться с приоритетами, о которых нельзя забывать ни на минуту. История Отечества не нами началась и не нами заканчивается. Россия знала и минуты величия, и века национального унижения. Сегодня мы переживаем отнюдь не самые худшие времена ее истории. И от нас во многом зависит, какой Россия будет в 2055 году.
Расписание на завтра
Отказ от имперской идеи в любых проявлениях. Ставка на удержание территорий через технологическое превосходство, длительная и планомерная подготовка к экономическому реваншу. Осознание новых мировых реальностей. Необходимо приучить себя к статусу регионального, а не мирового лидера. К такому лидерству мы не готовы сегодня ни демографически, ни экономически, ни политически.
***
Стране все-таки придется открыть свои границы для мигрантов. В течение двух следующих поколений этническому составу России суждено смениться.
***
Об авторе.
Андрей Коротков - Советник целевой группы ООН по информационно-коммуникационным технологиям, член Совета по внешней и оборонной политике, председатель партнерства по развитию информационного общества. До 2004 года - первый заместитель главы Минсвязи России.