В курсе дела

ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС

ТЕНДЕНЦИИ

Иномарка постепенно становится не роскошью, а средством передвижения россиян. Если объемы продаж отечественных автомобилей (за исключением ГАЗа) выросли на единицы процентов, то продажи ряда иномарок увеличились в разы. Объясняется это приходом на российский рынок "бюджетных" иномарок (около $10 тыс.), сравнимых по цене с отечественными автомобилями. Так, продажи дешевой ($10-12 тыс.) южно-корейской Hyundai Accent увеличились с 3, 9 тыс. штук за 9 месяцев

2003 года почти до 13 тыс. штук за этот же период

2004 года.

Продажи иномарок более высокой ценовой категории - $15-20 тыс. - тоже растут, и развитие автокредитования этому только способствует. Число покупателей самой популярной в России легковой иномарки Ford Focus за год удвоилось: с 5, 2 тыс. машин в I полугодии 2003 года до 12 тыс. в I полугодии 2004-го.

Примечательно, что из лидеров по абсолютному приросту продаж среди иномарок лишь Toyota не имеет собственного производства в СНГ. Ford и Hyundai собирают в России, Daewoo - в бывшем братском Узбекистане.

* * *

Нефть и газ

Осенний Marathon

Американская нефтяная компания Marathon Oil решила отложить инвестиции в Россию. Руководство корпорации, которая присутствует в России с конца 90-х годов, оказалось не готово "к постоянно меняющейся фискальной нагрузке и политической ситуации в России". Об этом недавно заявила финансовый директор компании Дженет Кларк. Выступление топ-менеджера Marathon на страницах The Wall Street Journal некоторые эксперты расценили как намек на возможность продажи российского добывающего предприятия компании -Khanty-Mansyisk Oil Corp. (KMOC).

Можно предположить, что Marathon Oil готова в очередной раз поменять концепцию своего присутствия в России - отказавшись от добычи нефти, заняться бизнесом в сфере сжиженного природного газа (СПГ). Известно, что Marathon Oil также участвует в разработке плана развития Тамбейского газоконденсатного месторождения, принадлежащего второй по добыче независимой газовой компании России "НОВАТЭК". По этому плану предполагается построить завод по сжижению газа к 2008-2009 годам.

В рамках газовой стратегии продажа нефтедобывающего предприятия КМОС выглядит весьма органично. Эту небольшую нефтяную компанию "марафонцы" приобрели в 2003 году за $280 млн. Одним из возможных покупателей КМОС аналитики считают "Сургутнефтегаз", Рожниковское месторождение которого находится рядом с Гальяновским и Средне-Надымским участками КМОС. Известно, что летом нынешнего года "Сургутнефтегаз" предложил Marathon Oil разделить расходы по созданию инфраструктуры этих месторождений. Переговоры начались, но об их результатах до сих пор ничего неизвестно.

Второй возможный кандидат на покупку КМОС - "Роснефть". Уже два года "Роснефть" и Marathon Oil рассматривают возможность соединить активы своих дочерних компаний - "Северной нефти" и КМОС - в экспортное СП, которое поставляло бы нефть исключительно в США, где Marathon располагает полной цепочкой приема и переработки нефти - от морского терминала до сети АЗС. Последняя встреча переговорщиков состоялась в первой декаде ноября. Интересно, что, по словам источника "Профиля" в "Роснефти", представители Marathon не озвучивали на встрече свои планы по прекращению инвестиций в Россию. Следующая встреча должна состояться в конце ноября возможно, именно тогда

Marathon Oil предложит новые условия сделки. Один из представителей отрасли полагает, что договор с "Роснефтью", вливающейся в "Газпром", может оказаться для Marathon Oil более выгодным делом: в обмен на КМОС американцы смогут получить доступ к газовым проектам "Газпрома", которые связаны все с тем же вожделенным СПГ.

Впрочем, опыт обмена активами в России у "марафонцев" уже есть. Еще в 2000 году Marathon Oil крайне выгодно продала свою долю в "Сахалине-2" другому участнику этого проекта - компании Shell. В обмен на 37, 5% акций в Sakhalin Energy (оператор проекта "Сахалин-2") Marathon Oil получила от Shell UK Ltd. принадлежащие той 28% акций предприятия, работающего на месторождении Фойнавен близ Шетлендских островов (Северная Атлантика), всю долю Shell в разведанных и перспективных участках в зоне, которая прилегает к этому месторождению, и 3, 5% безусловной ренты с продукции, причитающейся Shell с восьми лицензионных участков в Мексиканском заливе. Кроме того, Shell возместила все затраты Marathon Oil в сахалинском проекте за 2000 год. В результате англо-голландский гигант получил контрольный пакет в Sakhalin Energy и стал генподрядчиком в эксплуатации месторождений и производстве СПГ.

Артем Ейсков

* * *

Сервис

Буровой эндшпиль

ЛУКОЙЛу" наконец удалось продать дочернюю компанию "ЛУКОЙЛ-Бурение". Однако совсем не так, как изначально планировал совет директоров нефтяного гиганта. На прошлой неделе было подписано соглашение, по которому 100% акций "ЛУКОЙЛ-Бурение" достанутся Eurasia Drilling Company (EDC) за $130 млн. (из них более $60 млн. - долги "дочки" крупнейшей российской нефтяной компании). К тому же EDC, как новый владелец сервисной компании, обязалась инвестировать в развитие "ЛУКОЙЛ-Бурение" $75 млн. и пробурить в течение пяти лет не менее 6, 5 млн. м скважин для старого владельца. В "ЛУКОЙЛе" надеются, что сделка будет окончена к концу этого года.

Опыт "ЛУКОЙЛа", выставившего свой буровой актив на торги еще весной 2002 года, успешным не назовешь. Объявив тогда конкурс, компания Вагита Алекперова потратила значительные средства на работу западных финансовых консультантов, те выставили "дочку" на торги, однако борьбы за нее не получилось вовсе. За два года, что "ЛУКОЙЛ-Бурение" простояла на торгах, единственной компанией, подавшей заявку на приобретение, стала как раз EDC. Поскольку соревнования не получилось, конкурс признали несостоявшимся. Впрочем, позднее высшее руководство "ЛУКОЙЛа" одумалось: заявка EDC удовлетворяла всем конкурсным требованиям, а посему продажу бурового актива рассмотрел совет директоров "ЛУКОЙЛа" и присудил EDC победу. И, как считают аналитики, это - здравое решение.

Вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун, отметил, что сделка "позволит сократить производственные затраты компании и оптимизировать портфель активов". Менеджер надеется, что новые владельцы компании, имеющие большой опыт в сервисной отрасли, смогут повысить эффективность буровых работ. Аналитик АВК Михаил Бакулев выделяет две другие причины, определяющие выгодность сделки. "Во-первых, это на самом деле хорошая цена, а во-вторых, несмотря на то, что компания продана, она все равно будет удовлетворять всю потребность "ЛУКОЙЛа" в бурении". Действительно, если учесть, что в 2003 году компания Вагита Алекперова пробурила 1, 25 млн. м эксплуатационных (добывающих) скважин и 146 тыс. м разведочных, то обязательство со стороны EDC пробурить как минимум 6, 5 млн. м в течение ближайших 5 лет полностью покрывает потребности "ЛУКОЙЛа".

Напомним, что продажа "ЛУКОЙЛ-Бурение" прошла в рамках стратегической программы развития "ЛУКОЙЛа" до 2013 года, предполагающей избавление от непрофильных активов. Ранее в этом же году с молотка ушел банк "Петрокоммерц", а 38% акций строительной компании "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстрой" были проданы ее менеджерам (схема management buy-out). Как рассказали "Профилю" в "ЛУКОЙЛе", сейчас ведутся переговоры по продаже компании "Арктикнефть", а также рассматривается вопрос об избавлении от транспортной "дочки" - "ЛУКОЙЛ-Транс". Впрочем, окончательного решения по продаже последней еще не принято. Как говорят эксперты, ограниченная конкуренция на рынке перевозок нефти цистернами и танкерами ледокольного типа, скорее всего, сделает продажу "ЛУКОЙЛ-Транс" невыгодной: зависимость от малого количества перевозчиков, диктующих цены, может свести на нет финансовый эффект от продажи этого актива.

Павел Козлов

* * *

Трубная промышленность

Кто остался на трубе

Северсталь" Алексея Мордашова в очередной раз разругалась с партнером по трубному вопросу. На минувшей неделе "ЕвразХолдинг" объявил о прекращении своего участия в совместном с "Северсталью" проекте производства труб большого диаметра (ТБД) на базе Ижорского трубного завода стоимостью $400 млн. По словам заместителя генерального директора ЗАО "Северсталь-групп" Вадима Махова, "Северсталь" будет осуществлять этот проект собственными усилиями.

Напомним, металлурги сошлись во взглядах по трубному вопросу в июне 2003 года - тогда главы компаний заключили генеральное соглашение, предусматривающее строительство и ввод в эксплуатацию в 2005 году трубного стана на базе Ижорского завода. Партнеры хотели ежегодно производить 450 тыс. тонн одно-шовных сварных труб диаметром до 1420 мм. Трубную заготовку планировалось производить на "стане-5000", принадлежащем "Северстали", а поставку слябов осуществлять из Нижнего Тагила, где находится одно из предприятий "ЕвразХолдинга". Для реализации проекта стороны планировали создать совместное предприятие, куда "Северсталь" внесла бы Ижорский завод, а "ЕвразХолдинг" оплатил бы свою долю деньгами.

Гром грянул на прошлой неделе. На встрече с журналистами представитель "Северстали" рассказал, что "ЕвразХолдинг" решил выйти из проекта, причем, как следовало из признания Вадима Махова, не внес в проект ни копейки с момента подписания соглашения. В то же время объем инвестиций "Северстали" составит более $400 млн., из которых уже освоено около $170 млн. Как говорит Махов, средства, необходимые для завершения строительства, "есть на 100%, этот проект будет успешно завершен в намеченные сроки. Первую трубу мы рассчитываем получить в начале 2006 года, а строительные работы планируем закончить в конце 2005 года". В том, что у "Северстали" средства на запуск трубного производства найдутся, можно и не сомневаться - уже подписана договоренность об открытии кредитных линий со Сбербанком России на $85 млн. и Коммерцбанком на 71 млн.евро.

По мнению начальника отдела анализа внутренних рынков аналитического управления ПСБ Евгения Дорофеева, "скорее всего, причиной отказа "Евраза" от участия в проекте явилось то обстоятельство, что "Северсталь" уже самостоятельно приступила к его осуществлению - начала строительство трубного стана и привлекла заемные средства. Так фактическое управление проектом могло постепенно переходить в руки "Северстали", что не устраивало партнеров. Кроме того, в период резкого роста цен на металлы и выручки всех меткомпаний "Северсталь" теперь уже меньше нуждалась в паритетном финансировании проекта".

В "ЕвразХолдинге" намекают, что прекращение отношений с "Северсталью" не означает полного отказа компании от реализации проектов, связанных с производством ТБД, - в сообщении "Евраза" говорится, что компания не исключает возможности реализации трубных проектов в будущем. Аналитики же предполагают, что "ЕвразХолдинг" может вернуться к реализации проекта строительства "стана-5000" на базе Нижнетагильского металлургического комбината.

Что же касается "Северстали", то моментом, который определит успешность или провал трубного проекта, станут взаимоотношения с "Газпромом" - основным заказчиком труб большого диаметра. Сейчас около 60% ТБД импортируется с Украины, а главный производитель - Харцызский трубный завод (эксклюзивный поставщик трубы-1420 во времена СССР). Однако некоторые аналитики считают, что место на трубном рынке найдется для всех желающих. По версии аналитика UBS Максима Мошкова, в ближайшее время потребность газовой монополии заметно возрастет, до 1 млн. тонн труб в год, "в связи с реконструкцией газопровода Азия-Центр, присоединением Ямальских месторождений к трубопроводной системе, расширением украинского и строительством Северо-Европейского трубопроводов". Также в ближайшие годы существенный спрос на ТБД ожидается со стороны нефтяников. Только для реализации четырех крупных трубопроводных проектов (Тайшет-Находка, Западная Сибирь - Баренцево море, БТС-3, Ванкор-Диксон) потребуется 7, 8 млн. тонн ТБД. При этом любопытно: в самом "Газпроме" "Профилю" заявили, что потребность в трубе-1420, составившая в прошлом году 365 тыс. тонн, в следующем году "вырастет незначительно". Если это действительно так, то предстоящий торг украинских и российских трубников по квотам поставок ТБД с Украины будет особенно ожесточенным.

Владимир Герасимов

* * *

Цветная металлургия

Титаническая сделка

Американская авиакорпорация

Boeing собирается значительно расширить закупки российских изделий из титана. Это заставит мирового лидера по добыче и переработке титана - Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение (ВСМПО) - строить новые мощности.

На прошлой неделе министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявил, что общий объем сотрудничества Boeing с Россией в финансовом выражении в ближайшие годы увеличится до $2, 5 млрд. По мнению аналитиков, основную часть этих средств Boeing потратит на закупки титановых изделий у ВСМПО. Как рассказал "Профилю" пресс-секретарь российского представительства Boeing Виктор Аношкин, расширение сотрудничества с ВСМПО приведет к тому, что с началом производства Boeing 7E7 до 75% всего титана, используемого авиакомпанией для постройки гражданских самолетов, будет поставляться из России. Сейчас этот показатель составляет примерно 50%.

Аналитики полагают, что расширение сотрудничества с Boeing потребует от ВСМПО строительства новых мощностей. В частности, так считает аналитик UFG Александр Пухаев. В следующем году ВСМПО должно поставить Boeing около 10 тыс. тонн титана, а к 2008-му объем поставок может вырасти до 16 тыс. тонн. Учитывая, что уже сейчас, при годовом производстве в 23 тыс. тонн, мощности завода, по данным эксперта, загружены на 90%, столь серьезный рост спроса со стороны американской корпорации заставит руководство ВСМПО задуматься об увеличении производства.

Артем Ейсков

Промышленность
 
Избранное Промышленность
 
Ритейл
 
Избранное Ритейл
 
Автомобили и запчасти
 
Избранное Автомобили и запчасти
 
Интернет-торговля и фулфилмент
 
Избранное Интернет-торговля и фулфилмент
 
Продукты питания и фреш
 
Избранное Продукты питания и фреш
 
ПОДПИСКА НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ
 
Дополнительная информация
 

 

О сервисе "Умная Логистика"

 

 

 

 

 

 

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости