Государство не против строительства частных трубопроводов
За последние шесть лет рост нефтедобычи (с 5,5 до 8,2 млн баррелей) позволил России стать вторым в мире после Саудовской Аравии производителем нефти и укрепить свои позиции в качестве лидирующего независимого производителя. Однако сложившаяся конъюнктура мировых цен на энергоносители обострила такие проблемы отечественной нефтянки, как дефицит и низкая дифференциация экспортных трубопроводных мощностей. Проблемы обострились и в связи с необходимостью выхода России на новые сырьевые рынки.
Перспективы развития ТЭК России во многом определяются ее протяженностью и географией. Географически наша страна связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В "Энергетической стратегии России" предусмотрено развитие системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти на эти рынки.
В Минпромэнерго продолжается работа по развитию и диверсификации экспортных маршрутов нефти. Для обеспечения экспорта российской нефти, а также транзита через территорию РФ из стран СНГ определены следующие основные направления развития систем транспортировки нефти.
Северо-Балтийское направление - строительство третьей очереди Балтийской трубопроводной системы с поэтапным увеличением мощности направления с 42 до 50 млн т к концу текущего года и до 62 млн т нефти к концу 2005 года. Работы по расширению этой системы проводятся с учетом пропускной способности транспортных маршрутов по бассейну Балтийского моря и требований международной конвенции по безопасности транспортировки нефти и нефтепродуктов. Кроме того, начаты предпроектные работы по обоснованию создания новой трубопроводной системы в направлении Баренцева моря экспортной мощностью до 120 млн т нефти в год для выхода на рынки США и Европы.
Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в странах АТР к 2010 году возрастет до 1510 млн т, к 2020 году - до 1970 млн т, а к 2030 году - до 2205 млн т. Поэтому на Восточно-Сибирском направлении для выхода на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона ведется разработка ТЭО строительства уникальной нефтепроводной системы Восточная Сибирь - бухта Перевозная (Находка) протяженностью около 4160 км, мощностью до 80 млн т в год и ориентировочной стоимостью около $15 млрд в ценах 2004 года. Ввод в эксплуатацию этой нефтепроводной системы позволит ускорить формирование новых центров добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия).
В июне ОАО "АК "Транснефть" завершила разработку обоснований инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Тайшет - Тихий океан". Предлагаются два варианта реализации проекта. По первому варианту предусматривается строительство магистрального нефтепровода производительностью до 80 млн т в год. По второму варианту, учитывая значительные физические объемы строительства, а также неопределенность по срокам освоения новых восточно-сибирских месторождений нефти, предлагается поэтапное развитие проекта с организацией на начальных этапах (транспортировка 10 и 24 млн т западносибирской нефти соответственно) комбинированной трубопроводно-железнодорожной транспортировки нефти по маршруту Тайшет-Перевозная.
В июле АК "Транснефть" провела общественные слушания обоснований инвестиций в регионах прохождения трассы нефтепровода 26 июля материалы были переданы на экспертизу в федеральные экспертные органы. По завершению экспертизы до конца 2004 года они должны быть предоставлены в правительство РФ для принятия решения о дальнейшей реализации проекта.
На Дальневосточном направлении ведутся работы по созданию оптимальной транспортной инфраструктуры для освоения нефтегазовых ресурсов в районе острова Сахалин в рамках проекта "Сахалин-1" и "Сахалин-2".
Каспийско-Черноморско-Средиземноморское направление планируется развивать путем роста пропускной способности трубопровода Атырау - Самара до 25-30 млн т нефти в год. Также рассматривается проект по расширению мощности системы ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум" до 67 млн. т в год.
С учетом ограниченных пропускных возможностей проливов Босфор и Дарданеллы на Центрально-Европейском направлении ведутся работы по интеграции трубопроводных систем "Дружба" и "Адрия" с целью поэтапного (5-10-15 млн т в год) увеличения экспорта нефти из России и стран СНГ через нефтеперевалочный терминал в порту Омишаль (Хорватия), минуя черноморские проливы.
Помимо дифференциации мощностей для экспорта нефти ведется работа по развитию инфраструктуры в сфере нефтепродуктов. В минувшем году введен в строй терминал в Высоцке проектной мощностью 11-12 млн т нефти и нефтепродуктов в год (проектная мощность будет достигнута уже к концу следующего года). АК "Транснефтепродукт" начала реализацию проекта "Север" по строительству нефтепродуктопровода Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск с выходом на побережье Балтийского моря в район морского порта г. Приморска Ленинградской области. Этот порт на побережье Финского залива Балтийского моря является наиболее оптимальным с точки зрения использования крупнотоннажных танкеров. Создание новой трубопроводной системы по транспортировке и отгрузке экспортных нефтепродуктов на Балтике отвечает экономическим и политическим интересам России и является общественно значимым. Проект призван не только организовать новый сегмент бизнеса, доходы которого позволят повысить эффективность функционирования нефтепродуктопроводной сети и пополнить бюджет страны, но и усилить позиции России на мировом рынке.
Эффективная реализация крупных инфраструктурных добывающих проектов в сфере нефти и газа связана с двумя важнейшими аспектами. Во-первых, в СМИ и профессиональных кругах продолжается дискуссия вокруг частной собственности на магистральные трубопроводы. Позиция государства сводится к тому, что необходимо соблюдать системный подход к развитию сферы оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов и, как следствие, к определению собственности на саму трубопроводную систему. Государство не против строительства частных трубопроводов, но в рамках действующего законодательства вновь построенные трубопроводы попадут в реестр естественных монополий и стоимость оказания услуг по транспортировке углеводородов будет определяться именно государством. Во-вторых, важно помнить о мультипликационном эффекте, с которым связана реализация таких крупных проектов. Речь идет о том позитивном эффекте, который оказывает ТЭК на сопряженные отрасли и экономку в целом. К сожалению, эти возможности пока используются не в полной мере.