Новому гендиректору Шереметьево
Должность гендиректора международного аэропорта Шереметьево остается вакантной. На прошедшем вчера совете директоров компании министру транспорта Игорю Левитину так и не удалось утвердить "своего человека" - замруководителя Росавиации Александра Юрчика. Против Юрчика выступило Минэкономразвития. Под вопросом новая инициатива Левитина - заставить "Аэрофлот" поделиться с Шереметьево контрольным пакетом акций АО "Терминал", созданного для строительства Шереметьево-3. Между тем пока правительство не может навести порядок в Шереметьево, из аэропорта к конкурентам уходят зарубежные авиакомпании, а пассажиры продолжают жаловаться на сервис и уровень обслуживания.
Вот уже два года в Шереметьево нет полноценного гендиректора. Решить кадровый вопрос вчера должен был совет директоров аэропорта. Но министру транспорта Игорю Левитину, который является председателем совета директоров компании, не удалось провести на пост гендиректора своего хорошего знакомого - бывшего военного, а ныне замруководителя Росавиации Александра Юрчика. Причина - отсутствие согласования этой кандидатуры в Минэкономразвития.
Между тем в МЭРТ задержку согласования считают технической проблемой: "Непонятно, почему все привязались к Юрчику. Помимо него Минтранс предлагает еще несколько кандидатур. И на их согласование нужно время", - рассказали Газете в пресс-службе ведомства Германа Грефа. Но о каких именно кандидатурах идет речь, в Минэкономразвития не уточняют. "И до этого в Шереметьево работал исполняющий обязанности гендиректора Евгений Бахтеев. Почему он не может еще немного поруководить аэропортом", - задаются вопросом в министерстве. По сути Минэкономразвития не оставило выбора совету директоров Шереметьево при решении кадрового вопроса. Собиравшемуся уходить в отставку Евгению Бахтееву поручено исполнять обязанности гендиректора по меньшей мере до конца этого года. "Бахтеев всегда устраивал Германа Грефа, - комментирует ситуацию Газете один из высокопоставленных чиновников, - этим и объясняется его желание притормозить процесс нового назначения".
Неудача в решении кадрового вопроса не остановила Игоря Левитина. Глава Минтранса представил совету директоров новую концепцию по строительству третьего терминала аэропорта. Отметим, что совсем недавно Левитин заявлял, что третий терминал - проект "Аэрофлота" и строить его авиакомпания должна самостоятельно. Вчера же министр предложил новое решение - участвовать аэропорту в строительстве и управлении Ш-3 вместе с "Аэрофлотом". Причем по замыслу Левитина "Аэрофлот" должен поделиться с Шереметьево 51% акций уже созданной для строительства нового терминала дочерней структуры - АО "Терминал". "Аэрофлот" не согласен с позицией Минтранса. Авиакомпания могла бы поделиться с Шереметьево для ускорения процесса строительства, но на других условиях. "Пока терминал будет строиться, контрольный пакет акций должен находиться у "Аэросрлота", - считает пресс-секретарь авиакомпании Ирина Даненберг, - только после завершения строительства возможно обсуждение других вариантов".
Между тем аналитики считают, что контроль над АО "Терминал" не получит ни аэропорт, ни авиакомпания. Выкупить контрольный пакет Шереметьево самостоятельно не сможет. На это необходимо по меньшей мере 50 млн. долларов. "Но даже если "Аэрофлот" поделится с Шереметьево долей безвозмездно, реализовать вдвоем проект стоимостью 400 млн. долларов компании не смогут, - считает начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - Контрольный пакет АО "Терминал" скорее достанется частной компании. Сложно представить себе, что инвестор построит терминал и уйдет, не получив ничего взамен".
***
Активное участие в судьбе Шереметьево Герман Греф принимал, будучи членом совета директоров аэропорта. Именно с его подачи в декабре 2001 года был назначен новый гендиректор - Сергей Беляев. Уже тогда "Аэрофлот" собирался строить третий терминал. Беляев взялся сверстать условия нового тендера и через несколько месяцев озвучил их. Он предложил создать ЗАО "Московский международный аэропорт", в котором контрольный пакет отошел бы "Шереметьево", блокирующий - "Аэрофлоту", а остальные 25% минус две акции - иностранному оператору. Первоначально Греф одобрил этот план, но к середине июля неожиданно отправил его в корзину, потребовав, чтобы иностранному оператору отдали не менее блокпакета акций управляющей компании. Через несколько месяцев Беляева, выступившего против этого плана, уволили.