Отечественные автозаводы стоят на месте
Российские автомобили перешагнули в ценовую нишу иностранных конкурентов. Их качество далеко от мировых стандартов. В этой ситуации выигрывают прежде всего иностранные концерны, открывающие в России собственные сборочные производства. За год они втрое нарастили объемы выпуска машин - с 35 до 107 тысяч авто. Через пять лет, по оценкам экспертов, россияне будут ежегодно покупать около 1 миллиона новых иномарок. Эксперты полагают, что сохранить свои позиции российские заводы смогут, только организовав совместные предприятия по сборке недорогих иномарок.
Объемы производства "АвтоВАЗа" , ГАЗа и других российских заводов несколько лет стоят практически на одном месте. Основной прирост в автопроме достигнут за счет иностранных концернов, открывших сборочные производства в России. Не помогли отечественным автозаводам ни введенные в прошлом году 25-процентные пошлины на ввоз новых иномарок, ни 100-процентные пошлины на ввоз старых иномарок, введенные годом раньше. Перебравшись в ценовую нишу 7 - 10 тысяч долларов, отечественные производители достигли предела в соотношении цена/качество, с которым еще недавно готовы были мириться покупатели "Жигулей" и "Волг".
По словам председателя совета директоров "АСМ-холдинга" Александра Ковригина, рост цен на отечественные автомобили вплотную столкнул их с новыми иномарками, собираемыми в России. При этом о конкуренции в качестве говорить по-прежнему не приходится.
По словам заместителя руководителя департамента промышленности Минпромэнерго РФ Николая Сорокина, в 2000 - 2003 годы объем инвестиций в автомобильную промышленность составил лишь 8, 1 млрд. рублей (по разным оценкам, от 17 до 35 % от запланированного уровня). При этом общий объем вложений, необходимых для модернизации, оценивается не менее чем в 500 млрд. рублей. У отечественных автопроизводителей таких денег нет. Это привело к тому, что, несмотря на бурно растущий спрос, российские производители все чаще вынуждены останавливать конвейеры из-за затоваривания складов нереализованной продукцией. В этом году уже останавливались ГАЗ, УАЗ и "Иж-Авто".
Тем временем правительство уже сделало ставку на развитие сборочных производств иностранных концернов в России. Именно под них сейчас готовится постановление о снижении пошлин на ввоз автокомпонентов. По мнению экспертов, это приведет к росту продаж новых иномарок в нашей стране с нынешних 300 тысяч до как минимум 1 млн. машин к 2010 году. Единственным выходом для отечественных автозаводов в этой ситуации станет кооперация с зарубежными концернами по созданию сборочных производств дешевых иномарок в России. Так поступили практически все российские автозаводы. За исключением ГАЗа. Перспективы второго по величине российского автозавода туманны. По словам директора департамента стратегического маркетинга холдинга "Руспромавто" (владельца ГАЗа) Леонида Долгова, руководство завода пока не придумало, чем заменить морально устаревшую "Волгу". "Мы хотели бы в сегменте легковых машин перейти на выпуск джипов и мини-вэнов" , - говорит представитель завода. Однако для реализации задуманного менеджерам предприятия не обойтись без внешних инвестиций. Все попытки владельца "Руспромавто" Олега Дерипаски найти иностранного партнера для ГАЗа оканчивались провалом. В 1999 году завод начал переговоры о создании СП с Fiat. Но финансовые проблемы итальянцев не позволили реализовать этот проект. Также ничем закончились попытки ГАЗа наладить совместное производство с "дочкой" Fiat - Iveco. Дизельный двигатель, предложенный итальянцами для постановки на "Газель" , значительно увеличивал себестоимость автомобиля. По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Гайрата Салимова, если ГАЗу так и не удастся найти иностранного инвестора, производство легковых машин на заводе к 2008 году, скорее всего, будет свернуто.
***
За 10 месяцев этого года "АвтоВАЗ" собрал 599 тыс. автомобилей Lada (582 тысячи за аналогичный период прошлого года), ГАЗ увеличил выпуск "волг" до 56, 7 тыс. (43, 8 тыс. в прошлом году), "Иж-Авто" выпустил 72, 9 тыс. "Ижей" и вазовской классики. Но наибольшего роста добились совместные предприятия и сборочные заводы иностранных концернов. "GМ-АвтоВАЗ" собрал 46Ц5 тыс. Chevy-Niva (16, 2 тыс, за аналогичный период прошлого года), "Автотор" - 12, 1 тыс. Kia (за 10 месяцев 2003 года - 6, 6 тыс. ), ТагАЗ - 21, 8 тыс. Hyundai {4, 4 тысячи), завод Ford во Всеволожске - 23, 4 тыс. авто модели Focus (12, 6 тыс. ).