В преддверии Нового года о ситуации на крупных промышленных предприятиях края, о развитии металлургической и машиностроительной отраслей, а также о ценах на топливо, мы беседуем с заместителем губернатора края Виталием БОБРОВЫМ.
- Виталий Павлович, в должности заместителя губернатора вы уже более девяти месяцев. Помогает ли вам 20-летний опыт работы в Норильске?
- Безусловно. Полученный опыт помогает быстро ориентироваться в оперативной производственной ситуации, выстраивать взаимоотношения с людьми, ощущать непосредственно саму суть проблем. В целом, за время своего трудового стажа я работал и инженером-технологом, и плавильщиком. Все это помогает разбираться и в технологии конкретных предприятий, и разговаривать на одном языке с представителями заводов, и вникать в суть финансово-хозяйственной деятельности. Конечно, работа на предприятии и координация нескольких отраслей промышленности, энергетики, связи - это разные вещи.
Однако предприятие само по себе не является чем-то изолированным. Чтобы решать проблемы и задачи всегда стараюсь думать комплексно и системно.
- Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию, сложившуюся на КраМЗе. В конце октября на совещании было принято решение о целесообразности банкротства предприятия.
- КраМЗ - открытое акционерное общество с федеральной долей собственности. Государственный пакет курирует Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Красноярскому краю.
Я уже информирован о том, что коллеги из данной структуры проводили совещание в конце октября, на котором речь шла о дальнейшей судьбе предприятия, и пришли к такому выводу. Исходя из сложившейся ситуации, при той прибыли предприятия (а ее размер незначителен для КраМЗа), очевидно, что погасить долги, которые сформировались у завода, невозможно. В данной ситуации необходимо найти инвестора, который взял бы на себя обязательства по уплате долга, в противном же случае, в соответствии с действующим законодательством процедура банкротства на предприятии неизбежна.
- Как сейчас складывается ситуация на таких предприятиях, как РТИ, "Сибэлектросталь"?
- РТИ в сложной ситуации находится уже больше года. Проблема заключается в том, что предприятию нужны дополнительные средства для восстановления и развития, а инвесторы, в свою очередь, не собирались приобретать имущественный комплекс и принимать на себя обязательства по погашению долга перед ГФУ администрации края. Краевой администрацией были предприняты все меры, чтобы найти такого инвестора, но потенциальные покупатели на деле доказать свои намерения не смогли. Пришлось пересмотреть финансово-инвестиционную политику в отношении РТИ и снять условия обременения имущественного комплекса, то есть погашение долга перед ГФУ администрации края. На последнем собрании кредиторов РТИ было вынесено решение продать имущественный комплекс завода на открытом аукционе, который состоится в январе будущего года. Скорее всего, задача здесь сведется к поиску покупателя, который мог бы эффективно работать, также и в интересах края, увеличивая со своим приходом обязательные платежи в бюджет. Что касается ОАО "КМК "Сибэлектросталь". Новый собственник подтвердил свои намерения на деле: возобновил работу основного производства, увеличил выпуск проката; обеспечил увеличение численности оставшегося коллектива; осуществляет обязательные платежи в бюджет и т. д.
Например, размер среднемесячной заработной платы на комбинате сейчас составляет почти 7 тыс. рублей и, что немаловажно, зарплата выплачивается своевременно. Несмотря на это, администрация края постоянно держит "руку на пульсе". Старается решать все возникающие задачи, как говорится, "по горячим следам".
- Вы, как известно, являетесь представителем администрации края в советах директоров трех акционерных обществ: "Красноярскне- фтепродукт", "Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова", "Красноярский завод прицепной техники". Остановимся на последнем, многие специалисты считают, что для этого завода сейчас единственная возможность выжить - сотрудничество с ОАО "Российские железные дороги", какая работа ведется в этом направлении?
- Что касается Красноярского завода прицепной техники, то действительно, на сегодня один из перспективных проектов для оздоровления экономического состояния предприятия это проект создания вагоноремонтного производства на площадях завода. Работа в данном направлении ведется. Из-за простоя большого количества грузовых вагонов, отсутствия капитальных ремонтов, ОАО "Российские железные дороги" заинтересовано в данном производстве. В настоящее время разработан бизнес-план организации вагоноремонтного производства, создана управляющая компания для реализации проекта, которая работает над проектно-сметной документацией производства. Думаю, возобновление работ на площадях завода прицепной техники позволит решить ряд социальных проблем города Сосновоборска.
- Какие сейчас складываются отношения между администрацией края и ЮКОСом? Как вам известно, цены на топливо только за последние полтора месяца поднимались трижды, есть ли предел?
- На территории Красноярского края расположены и работают три структурных подразделения ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС": ОАО "Ачинский нефтеперерабатывающий завод ВПК", Ачинский филиал ЗАО "ЮКОС-РМ", Красноярский и Ачинский филиалы ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М".
Около 60% потребляемых в крае нефтепродуктов поставляются филиалами ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М". За всю подакцизную продукцию, реализуемую на территории края, компания своевременно и в полном объеме уплачивает акцизный налог.
Наиболее экономически выгодным партнером по поставкам ГСМ для северного завоза и сельскохозяйственных товаропроизводителей в период весенне-осенних полевых работ является также ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М". Свои взаимоотношения с компанией администрация края строит на основе ежегодных соглашений о взаимном сотрудничестве.
Вместе с тем неоднократное повышение цен на нефтепродукты, особенно в текущем году, удержание относительно высоких цен на филиалах, отпускающих нефтепродукты потребителям Красноярского края, оказывает негативное влияние на экономику края, в том числе приводит к увеличению издержек в бюджетной сфере. Совет администрации края крайне обеспокоен ростом цен на нефтепродукты, в том числе ценовой политикой ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М", которая может привести к значительным изменениям запланированных параметров социально-экономического развития края и расходов бюджета края на 2005 год. Обоснованность и правомерность столь частого повышения цен на горюче-смазочные материалы рассматриваются в настоящее время Управлением федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю. И, как вы уже знаете, 29 ноября антимонопольная служба вынесла решение о том, что структуры ЮКОСа своими действиями на территории края нарушили статью 5 Закона о конкуренции. А это значит, что теперь нефтепереработчикам придется компенсировать краю финансовые потери, вызванные неоднократным в течение года повышением цен на топливо.
- Расскажите, пожалуйста, о ситуации на автотранспортных предприятиях края. Большинство из них сейчас вынуждено отказываться от грузоперевозок, так как это невыгодно. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию?
- Сложившееся мнение, что грузовые перевозки автомобильным транспортом в данных экономических условиях нерентабельны, не совсем верно. Сегодня можно работать рентабельно, и примеров тому немало. В новых экономических условиях из-за спада в промышленности, строительстве и дорожном хозяйстве резко упали объемы грузовых перевозок, изменились требования к подвижному составу по грузоподъемности, экономичности и экологии, появилась необходимость новых методов управления деятельностью автотранспортного предприятия. Сегодня предприятие, рассчитанное на 200 - 300 автомобилей, выпускает на линию всего 50 - 70 автомашин. При этом сохранилась прежняя производственная база и подвижной состав. В основном крупные грузовые предприятия работают на обычной системе налогообложения. Это ложится дополнительной нагрузкой на себестоимость их перевозок, понижает конкурентоспособность по отношению с частными перевозчиками. И как результат, рынок грузовых перевозок переходит к частным перевозчикам. Свое негативное влияние оказывает и систематический рост стоимости топлива, смазочных материалов, шин и запасных частей. Выход из сложившейся ситуации видится в повышении конкурентоспособности предприятий за счет оптимизации расходной части, обновления подвижного состава, стабилизации цен на ГСМ и запасные части. Одновременно необходимо проводить работу по выводу из тени грузовых перевозок, выполняемых частными перевозчиками. Сегодня они занимают значительную долю от общего объема грузоперевозок, особенно в сельской местности. В итоге это позволит организованным перевозчикам выйти на новый виток развития, освоить дополнительные рынки грузовых перевозок и за счет этого повысить рентабельность своей работы.
- Как развиваются металлургическая и машиностроительная отрасли края?
- Цветная металлургия сохраняет статус базовой отрасли промышленного комплекса края, ее удельный вес в структуре производства в крае составляет более 70%. 'Объем прибыли промышленности края на 98% обеспечен цветной металлургией. Отрасль по-прежнему остается ориентированной на внешний рынок, на котором пользуются спросом и удовлетворяют требованиям по качеству алюминии, медь, никель, платиновые металлы, алюминиевый прокат. Для успешной конкуренции с мировыми производителями цветных металлов на внешнем рынке происходит постоянное обновление производственных фондов предприятий, внедрение передовых технологий. Крупнейшие металлургические компании, работающие на территории края, постоянно реализуют масштабные инвестиционные программы по развитию и модернизации производства, оздоровлению экологии, и отрасли "машиностроение и металлообработка" уже пятый год подряд фиксируются положительные темпы прироста. За девять месяцев 2004 года индекс физического объема производства в машиностроении и металлообработке составил 150, 8% к уровню аналогичного периода прошлого года. Доля объемов производства предприятий машиностроения и металлообработки в промышленном комплексе края составляет около 8%. Главными направлениями дальнейшего развития машиностроительного комплекса края являются: рационализация использования имеющихся производственных мощностей; усиление процессов привлечения внешних инвестиций и активизация формирования источников внутреннего финансирования для обновления производственного парка и применения более совершенных технологий, учитывая степень изношенности основных фондов предприятий машиностроительного комплекса; ориентация на выпуск конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым стандартам качества.
- Расскажите о создании Енисейской алкогольной ассоциации, ее целях и задачах.
- В ближайшее время в крае будет создано некоммерческое партнерство "Енисейская алкогольная ассоциация", которое объединит производителей и оптовое звено алкогольного рынка (часть оптового звена является дистрибьюторами краевых заводов). Основными задачами Алкогольной ассоциации будут являться: разработка стратегии развития ликероводочной отрасли края, законодательных инициатив, отвечающих интересам участников алкогольного рынка края; продвижение продукции краевых ликероводочных заводов; взаимодействие с государственными органами по расширению внутреннего потребительского рынка путем вытеснения суррогатной и контрафак-тной алкогольной продукции. В начале ноября текущего года состоялась первая организационная встреча с представителями заводов и организаций, имеющих разрешения на учреждение акцизных складов. Были оговорены основные положения устава, избран совет участников Алкогольной ассоциации. В следующем году, в случае принятия федерального закона "О саморегулируемых организациях", на базе некоммерческого партнерства планируется создать саморегулируемую организацию, доработав лишь обязательные для выполнения всеми участниками правила и стандарты предпринимательской и профессиональной деятельности. Основная цель предполагаемой в будущем организации будет состоять в защите интересов участников алкогольного рынка края.
- Впереди Новый год. Что вы хотите пожелать нашим читателям?
- Поздравляю всех читателей газеты "Экономика и жизнь - Сибирь" и всех жителей края с наступающим 2005 годом! От всей души желаю вам, дорогие друзья, здоровья и процветания!
Из досье "ЗЖ-Сибири"
Виталий Павлович БОБРОВ родился в 1955 году в г. Гомеле Республики Беларусь.
В 1978 году, по окончании Московского института тонкой химической технологии им. М.В. Ломоносова, стал инженером-технологом Московского завода электровакуумных приборов. С 1983 по 1998 гг. - плавильщик, старший мастер плавильного цеха никелевого завода; главный специалист-металлург, начальник производственного управления Норильского горно-металлургического комбината.
С 1998 но 2000 гг. - директор никелевого завода ОАО Заполярного филиала ОАО "Норильская горная компания".
С 2000 по 2002 гг. - директор модного завода ОАО ГМК "Норильский никель".
С февраля 2002 но июль 2002 гг. - заместитель генеральной) директора по производству Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель".
С июля 2002 по февраль 2001 гг. - директор Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель" - председатель правления.
С февраля 2004 года - заместитель губернатора Красноярского края.