ЛИЦОМ К ГОРОДУ

В программе ТВЦ "Лицом к городу" обсуждены итоги ушедшего 2004 года. На встречу со зрителями пришли мэр столицы Юрий ЛУЖКОВ, вице-мэр Валерий ШАНЦЕВ и первые заместители мэра в правительстве столицы Юрий РОСЛЯК, Людмила ШВЕЦОВА, Петр АКСЕНОВ, Владимир РЕСИН. Итак, отчет держит команда столичного правительства.

Ведущий: Юрий Михайлович, даже оппоненты вынуждены признать, что на сегодняшний день самыми стабильно работающими органами, учреждениями власти в стране являются мэрия и правительство столицы. Москва общепризнанно является локомотивом развития экономики всей страны. Сюда едут за опытом и помощью региональные лидеры. Аналитики говорят, что сформировались такие понятия, как московская модель и московский проект. Как Москва прошла испытания 2004 года?

Юрий ЛУЖКОВ: С хорошими результатами мы завершили 2004 год. Конечно, для нас самое важное - это работа реального сектора экономики. В прошлом году мы получили прирост объемов в экономике около 9 процентов. Это хорошие показатели. Тем более что они базируются на тех результатах, которые мы ежегодно и стабильно в последние 6-7 лет прибавляем. Увеличены объемы обслуживания населения, выросли объемы розничного товарооборота тоже почти на 9 процентов.

Уровень безработицы в Москве самый низкий в стране и, я думаю, самый низкий среди крупных городов мира. Он ниже, чем 0, 6 процента.

Мы говорим о прошедшем годе как годе роста благосостояния москвичей. Конечно, это в первую очередь касается роста заработной платы. Например, в реальном секторе экономики это 21 процент. Все, что правительство Москвы обещало москвичам, мы выполнили. В городе успешно выполнены все намеченные крупнейшие программы, а их 49.

Город получил высочайший за все годы своей работы рейтинг международных рейтинговых агентств. Мы сегодня имеем инвестиционный рейтинг, который позволяет нам привлекать кредиты с меньшим уровнем процентов, что позволяет бизнесу, иностранному и российскому, идти смело в инвестиционном пространстве. В этом году мы, наверное, выйдем на уровень 15 миллиардов долларов в годовом исчислении привлеченных в Москву инвестиций.

Для нас один из самых важных вопросов - это вопрос о монетизации льгот. Правительство Москвы вместе с Московской городской Думой приняли решение: ввести новые льготы, не отказываясь от тех, которые предоставляли нашему старшему поколению, от льгот молодым людям, которые могли получить равные стартовые условия в жизни. И эти вопросы также решались в 2004 году. Они же ясны для нас и в этом году. Одно еще хочу раз подчеркнуть, что хуже нашим москвичам - людям старшего поколения, инвалидам, ветеранам - не будет.

Задача правительства Москвы - обеспечить не только результаты выполнения всех программ только одного года, мы говорим о системе работы городской власти, которая предопределяет непрерывность наших поступательных шагов.

Корреспондент: Основным показателем, по которому в правительстве города судят об эффективности мер по поддержке промышленности, является так называемый темп роста. В 2004 году в запланированном объеме это было 108 процентов. Одним из главных инструментов промышленной политики города является финансовая поддержка, как правило, на возвратной основе. В этом году ее получили 62 промышленных проекта. Главным образом на увеличение объема выпуска конкурентоспособной продукции либо на организацию производства оборудования для городских нужд.

Валерий ШАНЦЕВ: Прежде чем анализировать развитие научно-производственного потенциала столицы в 2004 году, хочу сказать о великом празднике, который мы будем отмечать в мае. Мы достойно отметим этот праздник и покажем еще раз, что мы ветеранов ценим и уважаем, делаем все возможное, чтобы им жилось хорошо. И не только в праздники, но и всегда. В этом плане многое сделано, новые льготы введены, обеспечены старые льготы. Мы освободили ветеранов от жилищно-коммунальных платежей, от платы за телефон.

Но чтобы развивать социальную защиту москвичей, надо развивать производство. В условиях, когда из бюджета города каждый год уходят значительные суммы на социальную поддержку жителей, а поступления в городскую казну, связанные с изменением условий и налоговой реформы, уменьшаются, нужно иметь резерв. А другого резерва, кроме промышленности, в Москве нет. То развитие, которое получила в 2004 году промышленность, это очень серьезные темпы. Они обеспечивают выполнение главной задачи - удвоение внутреннего валового продукта. Особенно надо сделать акцент на то, что в этом году вдвое большими темпами, чем в среднем по промышленности, развивались машиностроение и металлообработка. Это свидетельство того, что возрождается реальный сектор экономики.

Вдвое по сравнению со средним уровнем роста промышленного производства выросла так называемая составляющая легкой промышленности. Это свидетельство того, что у людей появились средства для того, чтобы покупать себе товары повседневного спроса. Причем важно, что люди понимают, что отечественные по качеству и ассортименту стали лучше. Отрадно также, что почти в 5 раз в Москве увеличилось производство товаров для детей.

Следует сказать, что удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, то есть осваивающих новые виды продукции, новые технологии, в Москве втрое выше, чем в среднем по России. Это говорит о том, что в городе очень серьезно развивается наука, научное обслуживание, отрасли реального сектора экономики, без которых нет дальнейшего прогресса. И конечно, это для Москвы важно, потому что треть российского потенциала науки находится в Москве. Количество научных организаций в столице стало расти, увеличиваются объемы научных исследований, улучшается качество исследований, расширяется их тематика.

И это позволяет нам перейти от выполнения программы развития науки и технологии в интересах города к программе прикладных научных исследований для инновационного развития Москвы. Мы сегодня уже не говорим о поддержке инновационной деятельности. Мы говорим об установлении инновационного уклада в экономике. Только это может дать сегодня позитивные результаты.

Нельзя не отметить и новую ступеньку в развитии малого бизнеса. В этом году в этой области наблюдался существенный прорыв. Если мы говорим о 8 - 9 процентах роста в промышленности, то объем производства товаров и услуг в малом бизнесе вырос на 62 процента. И сегодня малый бизнес по объему производства товаров и услуг сравнялся с промышленностью. И отрадно, что растет численность занятого населения именно в тех предприятиях малого бизнеса, которые занимаются производством. При среднем росте малого бизнеса на 2 процента, у нас на 26 -30 процентов растет количество работающих на малых предприятиях Москвы в сфере производства.

По межрегиональному сотрудничеству могу сказать, что оно укрепляется, расширяется. Наши интегрированные цепочки привели к тому, что мы вдвое больше получаем из регионов России мяса, овощей, в 1, 5 раза больше масла. Мы тем самым обеспечиваем нашу продовольственную безопасность.

Что касается занятости населения, то около 3 тысяч рабочих мест по системе, разработанной правительством Москвы, мы создали для молодежи до 18 лет, более 28 тысяч -для инвалидов. Средняя зарплата сегодня в промышленности около 14 тысяч рублей, что позволяет сегодня одному работающему обеспечивать себя и еще трех иждивенцев.

Для того чтобы показывать высокие результаты на производстве, нужно прежде всего заботиться о здоровье населения, воспитании подрастающего поколения. Здесь физкультура, спорт играют очень большую роль. Программа "Выходи во двор, поиграем!" у нас в этом году получила новое качество. Спорт пришел на дворовые площадки, с жителями на них занимаются более 400 инструкторов.

Москва - центр спортивной жизни страны. В этом плане победа в этом году в предварительном соревновании за право проведения XXX летних Олимпийских игр 2012 года вселяет в нас уверенность, что дальше спортивная Москва будет развиваться очень быстрыми темпами. И главное - в следующем году победить в этой гонке. Точно так же, как решить очень многие проблемы развития научно-производственного потенциала, о которых я говорил.

Корр.: Бюджет 2004 года был сверстан с прицелом на решение ряда социальных задач: поддержки малоимущих слоев населения и молодежи, защиты населения широкого круга москвичей, 20-процентного роста зарплаты работников бюджетной сферы, неснижаемых темпов возведения бесплатного жилья и совершенствования транспортной инфраструктуры.

Юрий РОСЛЯК: Хотелось бы сразу сказать, что все бюджетные показатели, которые были утверждены законом Московской городской Думы на 2004 год, выполнены, проблемы по девяти месяцам были очень серьезно проанализированы. Был намечен целый ряд мероприятий, вопрос о проведении которых Юрий Михайлович поставил достаточно жестко. До конца года службы, которые имели некоторое отставание, с этими заданиями справились.

Прошлый год складывался непросто. Еще на самом старте бюджета отмененный налог с продаж снизил наш потенциал на 25 миллиардов. Поэтому стояла задача восполнить этот дефицит, а также тот дефицит, который был изначально сформирован. С этой задачей также городская система справилась. И при этом могу сказать, что по результатам мы даже смогли сократить объем заимствования городом почти на 6 миллиардов рублей за счет тех дополнительных доходов, которые нам позволила привлечь система конкурсов, сэкономили расходы городского бюджета, а вместе с тем получили целый ряд дополнительных доходов.

Объем промышленного производства как раз и сделал основной наш налог на прибыль действующих предприятий основным источником формирования наших налоговых доходов. Мы получили в доходы бюджета из общих доходов 360 миллиардов 150 миллионов рублей только от деятельности реального сектора экономики и малого бизнеса. Вторым нашим крупным источником явился подоходный налог. Москвичи заплатили в городскую казну более 100 млрд. рублей. Нам удалось защитить интересы городского бюджета и перед федеральным законодателем и реально получить средства на строительство дорог, то есть в наш территориальный дорожный фонд, 14, 6 млрд. рублей.

В 2004 году город провел удачное размещение еврозайма. Мы заняли на внешних рынках 375 млн. евро. Показатель этого семилетнего займа составляет всего 6, 45 процента. Это самый лучший результат в России. Даже Газпром свои займы разместил по более высокой ставке. Во многом положительный эффект мы получили за счет того, что рейтинговые агентства присвоили впервые Москве и бюджету инвестиционный рейтинг. И все это стало возможно благодаря тому, что наша бюджетная и экономическая политика получила международное признание. Это значит, что долги наши будут обслуживаться по более дешевой ставке, привлекать мы эти средства можем более дешево. А самое главное, это хороший сигнал инвесторам - с Москвой можно работать. И показатели внешних инвестиций "говорят как раз о том, что инвесторы стали пользоваться этим приглашением.

Займ, который мы получили, использован на погашение более дорогих займов, которые раньше мы имели в нашей городской долговой системе. Поэтому обслуживание долговых обязательств для города становится все более дешевым. А это значит, что деньги, которые мы сегодня привлекаем на рынки, в условиях формирования дефицита нового бюджета дают нам возможность формировать полноценные городские программы развития.

В этом году создана система по улучшению работы с нашим имущественным комплексом. Мы остановили падение нашего фонда, который находится в аренде, стабилизировали этот объем и в основном сейчас работаем над повышением эффективности сдачи нашего имущества в аренду. Мы перешли на открытую форму аукционов по привлечению арендаторов на нежилые помещения. И как результат имеем сегодня повышение арендной платы в 2, 5 - 3 раза. Неэффективно работающие пакеты акций также в этом году активно выставлялись на конкурсы и аукционы. Если мы в позапрошлом году продали 65 таких пакетов и получили 500 миллионов рублей дохода в городскую казну, то в этом году за 32 пакета мы получили более 1, 5 миллиона рублей.

Итогом уходящего года можно назвать создание городской системы конкурсов и аукционов. Все инвестиционные проекты сегодня реализуются исключительно на конкурсной основе. Мы практически полностью перешли на 100-процентное размещение городского заказа через аукционы. И первые результаты дают право сказать, что выбранный путь был абсолютно оправдан. Мы на сегодня повысили эффективность конкурсов и аукционов и получили результаты на 30 процентов выше, чем это было в позапрошлом и в прошлом годах. А по подрядным торгам мы получили дополнительной экономии 7 млрд. рублей.

Корр.: В 2004 году из бюджета Москвы на социальный блок было выделено около 45 процентов всех средств города.

Московское правительство, которое всегда поддерживало своих малообеспеченных москвичей, после принятия на федеральном уровне решения о монетизации льгот, принимает самые действенные меры. Поэтому уже сегодня правительство города увеличило в бюджете 2005 года средства на московские доплаты к пенсиям, заложило финансы на то, чтобы подтвердить все льготы, которые имели льготники города. Более того, все они будут получать еще ежемесячные денежные выплаты. Репрессированные по 350 рублей в месяц, труженики тыла 300 рублей, ветераны труда 250 рублей. Сохранили целый ряд московских льгот и гарантии для федеральных льготников. А это бесплатный проезд в транспорте, и для всех пенсионеров остались по-прежнему московские надбавки к пенсиям, а также уже оправдавшая себя система бесплатного распределения лекарств.

Мэр города при формировании бюджета на 2005 год поставил задачу перед правительством Москвы: пусть даже за счет ущемления других статей расходов, но сделать все для того, чтобы никто из москвичей хуже жить не стал. Людмила ШВЕЦОВА:

Важно, что в городе существует система целей, в рамках которой реализуется вся социальная политика. Они связаны с тем, чтобы сделать лучше жизнь москвичей. Тезис, который был озвучен мэром, что задача власти лечить, учить и защищать, действительно постоянно реализуется. Что характеризует уверенность москвичей в завтрашнем дне, так это устойчивый рост в течение последних лет рождаемости в городе почти на 5 процентов по сравнению с 2003 годом. 23 тысячи семей в прошлом году впервые по новому городскому закону "О молодежи" получили более высокие выплаты в связи с рождением детей. 5 прожиточных минимумов при рождении первого ребенка, 7 - при рождении второго и 10 - при рождении третьего ребенка. Успешно реализуется программа "Молодой семье - доступное жилье".

Одна из важных социальных программ - диспансеризация взрослых и детей. Конечно, мы еще не все решили в организации здравоохранения в городе. Но положительные тенденции налицо. Это ранняя выявляемость заболеваний, снижение детской смертности, тенденции, связанные с успешным излечиванием многих заболеваний, в том числе самых тяжелых.

Когда городские власти формировали бюджет 2005 года, то сделали ставку в социальной сфере на два компонента: с одной стороны, это реализация всех наших обязательств перед льготниками в связи с монетизацией льгот, и второе - повышение зарплаты. Эти два направления обеспечены финансами полностью в будущем году. При формировании городского бюджета в бюджете социальной сферы 45 процентов предусматривается на увеличение заработной платы всем, кто работает в здравоохранении, образовании, культуре, социальном комплексе. Жилищная проблема решалась в городе достаточно успешно. 45, 5 тысячи семей в городе улучшили свои жилищные условия. Почти 30 тысяч из них очередники. 1300 квартир выделены участникам войны, почти 500 квартир -воспитанникам детских домов. Эти программы и в будущем году будут самым неуклонным образом контролироваться и исполняться.

Корр.: Безусловно, дел работникам городского хозяйства столицы хватает в любое время года. Ведь хозяйство это огромное, и за всем надо уследить. Так что работы хоть отбавляй. И все же самый сложный период - зима. Вот уж когда проверяются все службы.

Петр АКСЕНОВ: Программа правительства Москвы Комплексом городского хозяйства выполнена в полном объеме. Большое внимание уделено подготовке тепловых, энергетических систем для функционирования в зимних условиях. Все это позволило сократить число аварийных ситуаций более чем на 50 процентов. С каждым годом растет потребление энергоресурсов в связи с массовым жилищным строительством. Это ежегодно более 5 процентов. Развитие собственных программ, когда Мосэнерго неудовлетворительно ведет эту работу, развитие собственных регенерирующих систем. Тот первый пилотный проект, который был показан на Люблинской тепловой станции, будет продолжен в 2005 году. Мы получим уже развитие на 10 таких районных тепловых станциях.

Произведен капитальный ремонт дорожного покрытия в объеме 14 млн. кв. м, отремонтированы Краснохолмский мост, Новоарбатский и Северянинский путепроводы. Пассажиры могут за 6, 5 минуты добраться от Кольцевой дороги до аэропорта "Внуково". Произведена реконструкция центральной улицы поселка, площади у аэропорта.

Особенно хотелось бы отметить, что работа, которая развернута в 2004 году по дорожному строительству, примет более массовый характер в 2005 году. Будет введена развязка на пересечении Сущевского Вала с Третьим кольцом и Шереметьевской улицей, Ленинградского шоссе с Беговой улицей, начато строительство Краснопресненского проспекта, и первая очередь его будет завершена в следующем году. Будет продолжена реконструкция Киевского шоссе с 31-го по 37-й километр, Боровского шоссе - все это огромный объем дорожного строительства, что позволит улучшить транспортное обслуживание москвичей.

Хотелось бы отметить взаимопонимание в реализации дорожного обслуживания с Московской железной дорогой, с Российскими железными дорогами. Сегодня не только открыто движение в Шереметьево, во Внуково, в Домодедово, но и скоростное движение электропоездов до Мытищ, Люберец. Это позволило перевезти более 4 миллионов пассажиров дополнительно к тем перевозкам, которые осуществляет городской транспорт. Открыто движение и в аэропорт "Внуково", открыт терминал на Киевском вокзале, который позволит авиапассажирам зарегистрироваться и сдать свой багаж пассажирам, вылетающим из Внукова. Взаимодействие Московской железной дороги по реконструкции пересадочного узла Выхино позволило разделить пассажиропотоки метрополитена, грузового и железнодорожного транспортного обслуживания.

Продолжалась работа по содержанию и эксплуатации жилья. Шел поиск новых форм управления жильем, проведения конкурсов по подбору подрядных организаций. Эта работа только в начале пути. Хотелось бы, чтобы она была такой же, как программа "Мой двор, мой подъезд", которая стала программой не только властей, но и москвичей. Если в 1999 году в конкурсе участвовали всего две дворовые территории, то в этом году более 900 дворовых территорий, приведенных в порядок с участием жителей, претендовали на число победителей конкурса. Продолжалось благоустройство дворовых территорий. Все объемы по посадке зеленых насаждений, газонов, очистке прудов, малых рек Яузы, Чермянки, Бибиревки, Сетуни выполнены. Реки эти не просто благоустроены, но там созданы парковые зоны. Что касается цветочного оформления, то оно получило новое направление в части вертикального оформления.

Корр.: На сегодняшний день московские строители работают в восьми зарубежных странах, в 43 городах России и в Московской области. Но все же самым важным строительным объектом для них по-прежнему остается столица, где каждый год наряду с жильем, различными социально-культурными объектами возводится что-нибудь уникальное.

Владимир РЕСИН: Все, что московское правительство обещало сделать в 2004 году, строители сделали. Удалось обратить основное внимание на главные проблемы, в частности, на снос и реконструкцию сносимых серий пятиэтажного фонда. Вплотную подошли уже и к несносимым сериям. И если в декабре 2003 года Юрий Михайлович принял активное участие в сносе 3-миллионного квадратного метра пятиэтажек, то к концу января 2005 года мы его пригласим, чтобы произвести снос 4-миллионного квадратного метра. Всего до 2011 года надо снести 8 млн. кв. метров.

В этом году удалось развернуть серьезную работу в 43 регионах России, в Московской области и построить около миллиона квадратных метров жилья в этих регионах. Построено уникальное здание интеллектуального центра Москвы - фундаментальная библиотека МГУ. Давно в Москве таких сооружений не строилось. И она построена на месте вывода промышленных предприятий.

Сейчас голова болит, как организовать работы в этом году. Я думаю, объемы работы достигнут около 5 млн. кв. метров жилья, причем 1 миллион 700 тысяч будет отдан под социальное жилье, 200 тыс. кв. м будут отданы под программу "Молодой семье - доступное жилье". В центре города в 2004 году было построено 320 тыс. кв. м, в 2005 году намечаем 330 тысяч. Но самую главную проблему в центральной части Москвы нам удалось решить: из сносимых ветхих домов люди остались жить здесь же. Для этой цели специально было построено 40 тыс. кв. метров, а в этом году построим 50 тыс. кв. метров.

Работа сделана приличная, но предстоит сделать гораздо больше. Есть недостатки в работе, надо обратить внимание на качество строительства, есть вопросы благоустройства, устранения недоделок. Все это уменьшается, но далеко еще не ликвидировано.

Юрий ЛУЖКОВ: Суть нашей работы заключается в том, чтобы городская власть служила москвичам, обеспечивала повышение качества жизни. А это зависит не только от реального сектора экономики, но и от того, как работают наш чиновник, структурные подразделения правительства на местах. Мы сегодня должны говорить и о том, что сделано москвичами. Да, мы организаторы, но все работы выполняются москвичами, это их результаты, это наши общие результаты. Ваш труд - основа благосостояния Москвы, основа ее развития.

 

Новостная рассылка

Новостной дайджест на вашу почту!

 
Новости