Подготовлен пилотный проект градостроительных преобразований района станции Московская-Товарная.
В настоящее время территория транспортно непроницаема. Эта ситуация не устраивает руководство города, поскольку, по заявлению первого заместителя председателя комитета по экономическому развитию, промышленной политике и торговле Александра Иванникова, территория очень ценна с градостроительной точки зрения, но пока используется с минимальной эффективностью для бюджета города.
Поэтому был разработан "редевелопмент" территории - "приведение землепользования в соответствие с градостроительной ценностью земельных участков для стимулирования инвестиционных проектов и максимизации общественной эффективности использования территории". Конкурс на разработку концепции выиграл Институт проблем предпринимательства. В подготовке документа также приняли участие бюро генерального плана комитета по градостроительству и архитектуре и институт "Ленгипротранс".
Вся территория района была разделена на зоны: "А" - зона стабильного землепользования с исторически сложившимися функциями на крупных земельных участках; "Б1", "Б2" - зоны выборочного изменения функции в кварталах жилой смешанной застройки; "В1", "В2" - зоны нестабильного землепользования и радикального изменения функции.
В настоящее время планируется преобразовывать зону "B1". На ней расположены 15 грузовых складов общей площадью 28 200 кв. метров и другие служебно-технические здания. На станцию ежесуточно прибывает примерно 30 вагонов с грузами.
Эффективное развитие территории связано прежде всего с успешной реализацией проекта перебазирования грузового двора станции Московская-Товарная. Для этого, в частности, предполагается строительство путепровода через железнодорожные пути, который обойдется городу в миллиард рублей. Всего же на преобразования требуется 3,2 млрд рублей. Затраты только на вывод грузового двора, которые должны быть разделены между городским бюджетом и Октябрьской железной дорогой, могут варьироваться от 300 до 800 млн рублей. В дальнейшем, как считает руководитель группы оценки ООО "Институт проблем предпринимательства" Александр Шаскольский, город должен вывести все грузовые дворы из центра на одну площадку. Это можно осуществить в течение нескольких лет.
В рамках концепции рассмотрены предложения о размещении грузовой железнодорожной инфраструктуры в нежилых зонах "Шушары", "Металлострой", "Купчинская", "Ручьи". Как заявил заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги Вячеслав Лукьянчиков, вынос грузового двора для компании пройдет не безболезненно. Поэтому все варианты выноса тщательно прорабатываются.
Концепция разработана на территорию площадью 300 га, ограниченную Лиговским проспектом, улицей Константина Заслонова, набережной Обводного канала, набережной реки Невы, площадью Александра Невского, Невским проспектом, площадью Восстания.
***
Основные землепользователи на территории Московской-Товарной - промышленные и коммунально-складские объекты (72 га), общественная застройка (46 га), жилая застройка (45 га). Предполагается, что после преобразований большая часть территории будет занята общественной застройкой (132 га). Помимо грузового двора, очень важно вывести с территории Московской-Товарной Боткинскую больницу. Однако, чтобы ее перенести, требуется 300 млн долларов. Примечательно, что здесь расположено более 100 объектов культурного наследия, которые тоже создают "определенные сложности".